Или секреты, о которых не говорят без нужды.
Когда речь идет о выборе электростанции, все пишут о ДГУ и кажется, что всё просто: выбрал подходящую модель, оплатил и установил. Но не всё так однозначно. Особенно если речь идет о серьёзном промышленном оборудовании в блочно-модульном исполнении. Есть много мелочей, о которых производители предпочитают умалчивать. Мы раскроем вам 9 + 1 главный секрет, которые помогут сделать правильный выбор и избежать неприятностей и переплат.
Секрет №1: Почему контейнер – это не просто упаковка для ДГУ?
Казалось бы – это просто металлический бокс, куда помещено оборудование. Но на самом деле, не всё так просто. Все стремятся купить дешевле, но экономия на материале может обернуться большими проблемами в будущем.
Металлические стенки контейнера играют важную роль в защите оборудования от внешних воздействий. Чем тяжелее станция, тем прочнее должны быть её элементы. Особенно это актуально для холодных регионов, где используется специальная сталь, устойчивая к низким температурам, например, 09Г2С. Если производитель решил сэкономить на металле, его толщине, или сварке, то корпус может начать дребезжать и протекать уже через короткое время. В результате, вместо экономии вы получите дополнительные расходы на ремонт и замену.
Секрет №2: Закладные элементы – ключ к надежности и эргономике
Мы уже выяснили, что контейнер – это сложное инженерное сооружение. Одним из важнейших аспектов является использование специальных закладных элементов, про которые все «забывают» и потом внезапно увеличивают сроки производства. Эти элементы разрабатываются ещё на стадии проектирования и служат для надежного крепления оборудования внутри ДЭС.
Закладные элементы обеспечивают безопасность и устойчивость всей конструкции. Они позволяют закрепить шкафы, панели управления и другие компоненты так, чтобы они выдерживали вибрации и нагрузки при транспортировке и эксплуатации. Компании, обещающие изготовить станцию за неделю, скорее всего, пренебрегают этим этапом, что в дальнейшем может привести к серьезным проблемам: оборудование будет плохо закреплено, и даже простой монтаж шкафа весом 20 кг станет невозможным и потребует изготовления дополнительных стоек или тумб.
Так что, если вам говорят, что контейнер можно сварить или собрать за считанные дни, будьте осторожны. Качественные закладные элементы требуют времени для разработки и их устройства в корпусе, и это важный этап, который нельзя пропускать.
Поэтому, выбирая контейнерную электростанцию, обратите внимание на внешний вид стен, а именно на наличие закладных элементов, причем соответствующих именно вашим требованиям по размещению оборудования. Экономия на этом этапе может стоить гораздо дороже в долгосрочной перспективе и точно сорвет срок исполнения.
Секрет №3: Вентиляция – залог здоровья двигателя и долговечности электростанции
Правильная вентиляция – это не просто установка вентиляторов, а сложный инженерный процесс, требующий профессиональных знаний и опыта. Каждая дизельная генераторная установка (ДГУ) уникальна по мощности, и помещение ДЭС получается индивидуальным по площади. Простой врезки вентиляторов для выброса горячего воздуха недостаточно.
Необходимо точно рассчитать, где и какого размера установить воздухозаборники и вытяжные проемы и отверстия, чтобы обеспечить оптимальный микроклимат и поток внутри контейнера. Без грамотных расчетов может получиться так, что внутри будет слишком жарко, и двигатель начнет "задыхаться". Либо наоборот, будет дуть сильный ветер, что тоже негативно скажется на работе оборудования и персонала.
Кроме того, вентиляция помогает системе отопления поддерживать пространство сухим, предотвращая образование конденсата, который может привести к коррозии и разрушению конструкции. Ведь каждый двигатель требует определенного объема воздуха для горения, и если этот баланс нарушить, последствия могут быть неприятными.
Еще одним важным моментом является соблюдение температурного диапазона для комфортной работы персонала. Правильная вентиляционная система должна поддерживать строго положительные температуры внутри, обеспечивая безопасные условия труда и целевую вязкость технологических жидкостей, таких как моторное масло.
Также стоит учитывать систему пожаротушения, особенно если веществом для угнетения горения является специальный газ, а не аэрозоль или порошок. В случае срабатывания сигнализации о пожаре клапаны системы вентиляции должны автоматически закрываться, герметизируя контейнер, предотвращая приток воздуха и распространение огня. Однако не все производители предусматривают такую функцию, что ставит под угрозу безопасность оборудования и людей.
Итак, правильная вентиляция – это не только вопрос комфорта и эффективности работы двигателя, но и важная составляющая безопасности и долговечности всей системы.
Секрет №4: Сейсмоустойчивость – важный фактор
При выборе блочно-модульной электростанции важно учитывать, в каких условиях она будет эксплуатироваться. Если станция устанавливается в сейсмоактивной зоне, требуется особая конструкция контейнера, способная выдерживать значительные колебания поверхности земли. В зависимости от сейсмозоны (до 12 баллов), она должна обладать с одной стороны повышенной жесткостью и с другой стороны специальными виброгасителями.
К сожалению, не все пекиджеры учитывают этот аспект. Отсутствие виброгасителей может привести к тому, что работающая станция будет "ходить ходуном" во время землетрясений. Если конструкция недостаточно жесткая и не предусматривает гашение вибраций, элементы могут расшатываться, топливные и масляные трубопроводы – начать течь. Двигатель может выйти из строя из-за дисбаланса или попадания в резонанс, а навесное оборудование – упасть. Даже двери могут перекоситься, и их будет невозможно открыть из-за смещения геометрии проемов.
Поэтому, если ваша электростанция будет работать в сейсмоактивной зоне, убедитесь, что она оснащена необходимыми средствами защиты от вибраций и колебаний. Это значительно повысит надежность и долговечность вашего оборудования.
Секрет №5: Обслуживание – удобство или головная боль?
Обслуживание контейнерной электростанции – это ежедневная рутинная работа, от которой зависит надежность и долговечность вашего оборудования. Лучшая станция – та, о которой вы вспоминаете только тогда, когда приходит время планового технического обслуживания (ТО).
Регулярное техническое обслуживание включает в себя не только визуальный осмотр, но и замену масла, фильтров (масляных, топливных, воздушных) и другие процедуры. Иногда для проведения ТО требуется частичный разбор двигателя, и тут важно, чтобы доступ к основным узлам был удобным и безопасным.
Некоторые производители пытаются сэкономить на размерах контейнера, делая его настолько узким, что внутри сложно развернуться человеку. Для выполнения работ приходится открывать специальные т.н. «сервисные ворота», что создает дополнительные неудобства. Это маркетинговый трюк, скрывающий недостаток пространства внутри помещений ДЭС.
Представьте, каково проводить плановое ТО, не говоря уже об аварийном ремонте, при температуре минус 40 градусов на улице, стоя в сугробе на метели! Более того, эти «сервисные ворота» должны быть очень большими, чтобы обеспечить доступ ко всей длине двигателя и генератора. Это означает огромные петли и значительную нагрузку на них при открытии, что со временем может привести к износу и поломкам.
Убедитесь, что выбранная вами станция имеет достаточный внутренний размер помещений, позволяющий комфортно выполнять все необходимые операции по обслуживанию с находящимися специалистами внутри при закрытых дверях. Иначе вместо экономии вы получите постоянные трудности, стресс или увеличенные нормо-часы переработок вашей эксплуатационной службы.
Секрет №6: Шум – источник жалоб и дискомфорта
Шум от работающей контейнерной электростанции – это не просто раздражающий фактор, но и реальная проблема, особенно если станция расположена вблизи жилых зданий или коммерческих объектов. Высокий уровень шума может вызвать недовольство соседей, жалобы и даже требования прекратить эксплуатацию станции. Особенно в жилых, курортных зонах или рядом с медицинскими учреждениями.
Источниками шума являются:
Глушитель. Качество сборки и сварки глушителя, а также его технические характеристики (уровень шума в децибелах) играют ключевую роль. Плохо собранный глушитель может значительно увеличить уровень шума.
Вибрации корпуса и некоторых элементов. Хлипкая конструкция усиливает вибрации, передаваемые от работающего двигателя, что также повышает общий уровень шума.
Проемы для забора и выброса воздуха. Неправильно спроектированные или плохо изолированные проемы могут стать дополнительными источниками шума.
Корпус и его элементы. Внутренняя отделка контейнера также влияет на уровень шума. Использование качественных шумоизоляционных материалов помогает снизить шумовое воздействие.
Важно учитывать все эти факторы при выборе станции. Также следует обращать внимание на положение и высоту размещаемого глушителя, куда идет звук выхлопа, наличие перфорации в материале внутренней отделке стен, наличие шумоглушащих камер на выбросе воздуха и качество сварки самого контейнера. Не забудьте проверить, установлены ли виброгасители на раме двигателя, чтобы минимизировать передачу вибраций.
Неправильное проектирование и установка станции могут привести к недовольству окружающих, жалоб и даже запрету на её использование. Поэтому тщательно выбирайте поставщика, который учитывает все аспекты шумоподавления.
Секрет №7: Контроль качества сборки – цена ошибки
Часто можно услышать аргумент: "Зачем переплачивать? Вот то же самое, но дешевле!" Однако стоит задуматься, почему существуют разные ценовые категории и классы продукции? Автомобильные марки, например, сравнивают в пределах одного класса, потому что малолитражка и грузовик – это совершенно разные машины с разными характеристиками и назначением.
Если предложение дешевле, это зачастую означает, что где-то была неуместная экономия на качестве комплектующих. Как пример, в более дешёвых марках электроустановочных изделий может использоваться менее качественный пластик, который выдерживает меньшее количество циклов включения-выключения и менее устойчив к воздействию высоких температур, желтеет, трескается или плавится. Автомат защиты может не сработать вовремя, что приведёт к повреждению оборудования. Краска низкого качества быстрее выцветет и начнёт отслаиваться, открывая путь коррозии.
Пластиковые топливные баки, могут сыграть злую шутку. При низких температурах пластиковый бак может потечь, если будет полон летней солярки, которую забыли сменить на зимнюю в необогреваемой станции. Некачественный необогреваемый привод жалюзи может замёрзнуть, и станция не выдаст команду на запуск из-за низкой температуры в машинном отсеке.
Есть системы, которые относятся к разряду «комфортных» и могут быть установлены по желанию заказчика. Их наличие или отсутствие можно обсуждать в рамках бюджета. Но основные компоненты, такие как автоматика, системы контроля и безопасности, должны быть исключительно высокого качества. Ведь станция может находиться в черте города, а может – в глухом лесу или тундре, и отказ её работы может быть долго не устраним, из-за распутицы, заносов или других факторов.
Обязательно обратите внимание на наличие внутреннего контроля качества на производстве. Узнайте, есть ли на заводе служба ОТК (отдела технического контроля) и какими методами контролируются производственные процессы. Если методы контроля разнообразны и применяются регулярно, это свидетельствует о том, что производитель уже прошёл через уроки прошлых ошибок и дорожит своей репутацией и качеством продукции. Такой поставщик заслуживает доверия.
Секрет №8: Окраска – защита и имидж
Окраска контейнера – это не просто декор. Она выполняет две важнейшие функции: защищает металл от коррозии и создаёт внешний вид, соответствующий корпоративному стилю заказчика. Когда речь идёт о долгосрочном использовании оборудования, качество краски становится ключевым фактором.
Краски низкого качества могут быстро потерять свой первоначальный цвет, и через пару лет находясь на активном солнце, изменятся цвета или еще хуже появятся пятна другого цвета, что испортит внешний вид и создаст негативное впечатление о вашей компании и имидже. Если краска начнёт отслаиваться, это не только ухудшит эстетику, но и ускорит коррозию металла.
Особенно важна качественная окраска в прибрежных зонах, где агрессивный морской климат с высокой влажностью и содержанием соли способен быстро разрушить металлическую поверхность ДЭС или в пустынных районах с песчаными ветрами содрать часть ЛКП. Поэтому важно узнать, какую технологию окраски предлагает производитель. Обязательно уточните, проводится ли предварительная химическая обработка поверхности перед покраской, в каких условиях происходит окрашивание и какая краска используется.
Обратите внимание на следующие моменты:
Технология окраски: Какие этапы включает процесс подготовки и нанесения краски? Есть ли грунтование и как оно происходит?
Условия покраски: В каком помещении и при каких условиях красится контейнер? Важно, чтобы условия были чистыми и соответствовали стандартам, при равномерном и достаточном освещении.
Тип краски: Используется ли краска, устойчивая к агрессивным средам? Есть ли сертификаты соответствия? Она ранее применялась? По ней есть статистика использования?
Толщина слоя краски: Как контролируется толщина покрытия? Оптимальная толщина и равномерность обеспечивает максимальную защиту от коррозии.
Безопасность краски: Является ли краска безопасной для окружающей среды и рабочих?
Эти аспекты важны не только для долговечности оборудования, но и для поддержания положительного имиджа вашей компании. Качественная окраска защитит оборудование от разрушения и сохранит его привлекательный внешний вид на долгие годы.
Секрет №9: Фишки производителей – что скрыто от глаз?
Когда сравниваешь две внешне похожие электростанции, легко соблазниться ценой: одна выглядит избыточно дорогой, другая – гораздо доступней и кажется, что выгодней. Однако на практике мелкие детали могут оказаться решающим фактором.
Например, первая станция может быть оснащена системой аварийного слива топлива, которая предотвращает утечку за её пределы в случае разлива. Во второй станции такие удобства отсутствуют, и в случае аварии придётся тратить время на уборку и очистку самого контейнера, что займёт дополнительное время, усилия и затраты.
Ещё один нюанс – нижняя и верхняя строповка. Первая станция позволяет поднимать и перемещать оборудование любым способом, а вторая рассчитана только на нижнюю строповку, что делает установку и демонтаж сложнее. Кроме того, нижняя строповка сильно нарушает целостность ЛКП, оставляя сильные царапины на стенах контейнера, портит внешний вид и требует дополнительные затраты на повторную локальную окраску во избежание коррозии.
Различия могут быть видны и в конструктивных особенностях корпусов. Один может иметь съёмную крышу, позволяющую удобно демонтировать двигатель для ремонта, а у другого крыша несъемная, что осложнит обслуживание.
Также важно отметить, что у одной станции есть отдельные отсеки для электротехники или топлива, что улучшает организацию рабочего пространства и упрощает доступ к оборудованию. У другой станции все агрегаты и оборудование расположены в одном машинном зале, что уменьшает пространство и затрудняет выполнение ремонтных работ.
Первые производители заботятся о комфорте и безопасности сотрудников, устанавливая, например дверную фурнитуру с функцией "антипаника" и качественно утепляя проёмы и стыки. У вторых производителей могут быть использованы дешевые китайские ручки и дверные механизмы, которые увеличивают вероятность травмирования работников или выхода из строя.
Кроме того, одни производители обычно уделяют большое внимание устранению мостиков холода, чтобы предотвратить нарушения в работе отдельных компонентов из-за резких перепадов температуры. Другие же не сильно обращают на это внимание и станция в итоге имеет мостики холода, что позже приводит к локальным перебоям в работе некоторого оборудования.
Главный секрет
Ну и как обещал о главном.
А для этого нужно задать себе вопрос: а кому вообще вы звоните и чего хотите? И не все задумываются над смыслом, ведь, как правило, это «и так понятно» — менеджеру по продажам.
Но обратите внимание, что это — специалист по коммерческой части, который может и не владеть всеми техническими деталями. Ведь его главная задача — продать товар, иногда может быть и в ущерб качеству, если у конкурента получается дешевле. Хорошо, если это технико-коммерческий эксперт или специалист сервисного обслуживания, который знает все тонкости комплектации, монтажа и эксплуатации, основываясь на своем опыте. Но это далеко не всегда. Поэтому менеджеру лучше всего сразу сказать о настоящей цели и реальной потребности заказчика, причину поиска и трат, например выполнение требований законодательства на достаточно хорошо электрифицированном объекте, с хорошим резервированием несколькими источниками для третьей категорией потребителей. И вам надо чтобы специалист сразу правильно понял и не давал дорогих избыточных решений и систем. Говорите откровенно о своих целях и задачах, чтобы получить нужное решение и не играть в игру «кто первый узнает проходной бюджет». Если у вас очень ответственный объект – значит именно это и должно прозвучать, чтобы не обманываться самыми дешевыми ценами, в которых что-то не учтено. Все равно вы это докупите. Таким образом, менеджер получит от вас правильный вектор – предложить в соответствии с вашей целью. Не перегружать или наоборот, учесть дополнения. Потом уже вы найдете точный баланс между необходимым и избыточным оборудованием. Не стремитесь экономить на мелочах сразу, это может привести к большим потерям в будущем. Помните, что менеджеры борются за клиента, и их задача — не позволить уйти к конкуренту. Не торгуйтесь ради самой низкой цены, цену можно снижать почти бесконечно в ущерб чему-то. В конце концов, вы рискуете получить 100% скидку: вы ничего не платите, а для вас ничего не изготавливают. 😎
Все заводы используют субподрядчиков и субпоставщиков. Это нормально, но важно, чтобы конечный продукт отвечал вашим ожиданиям, поэтому уделите внимание комплектующим. Все живут в условии рыночных цен. Ценообразование должно быть логичным и цена не может быть просто так снижена в несколько раз, если на рынке цены гораздо выше. Резкое снижение цены может свидетельствовать об экономии на качестве или других подводных камнях. Должны быть разумные рамки скидок.
И в заключении
Выбор контейнерной электростанции — не менее ответственен, чем и выбор ДГУ. Неправильно целый месяц спорить о преимуществе ДВС, но не уделить должного внимания пекиджу, а заказать просто «исполнение в контейнере». От этого также зависит сохранение бюджета проекта, стабильность и надежность вашего бизнеса. Ваш выбор должен основываться на реальных потребностях, действительно экспертном мнении, а не на внешнем впечатлении или цене. Всегда спрашивайте – это дешевле, чем промолчать.