Найти в Дзене
ФЕНИКС (Елена М.)

Живописное полотно китайской жизни в дораме "Сцена у реки в день поминовения усопших"

Сюжет новой дорамы весьма интересно обыгрывает то, что изображено на старинной китайской картине "По реке в день поминовения усопших", одной из самых известных и одной из самых загадочных. На ней довольно подробно показан один из моментов жизни города город Кайфэн(в те времена Бяньцзин) - столицы империи Северная Сун (960-1279). Считается, что картина был написан в начале XII века, незадолго до завоевания Северного Китая чжурчжэнями и разрушения Кайфэна. <Спойлеров в тексте нет, зато есть рассказ о картине, эпохе и дораме> Наибольшего возвышения Кайфэн достиг в XI-XII вв, в то время его население составляло более 600 тыс человек, это был крупнейший город планеты приблизительно с 1013 по 1127 год (до захвата его чжурчжэнями), для сравнения, в эти же годы население Лондона составляло около 20 тыс , Парижа(как и Киева) 50 тыс. , Константинополя порядка 100 тыс.человек. А первое упоминание о Москве было только в 1147 году, когда того Кайфэна уже не было. "Сцена у реки в день поминовени

Сюжет новой дорамы весьма интересно обыгрывает то, что изображено на старинной китайской картине "По реке в день поминовения усопших", одной из самых известных и одной из самых загадочных. На ней довольно подробно показан один из моментов жизни города город Кайфэн(в те времена Бяньцзин) - столицы империи Северная Сун (960-1279). Считается, что картина был написан в начале XII века, незадолго до завоевания Северного Китая чжурчжэнями и разрушения Кайфэна.

<Спойлеров в тексте нет, зато есть рассказ о картине, эпохе и дораме>

Сцена у реки в день поминовения усопших, Китай, 2024, 26 серий по 45 мин

Наибольшего возвышения Кайфэн достиг в XI-XII вв, в то время его население составляло более 600 тыс человек, это был крупнейший город планеты приблизительно с 1013 по 1127 год (до захвата его чжурчжэнями), для сравнения, в эти же годы население Лондона составляло около 20 тыс , Парижа(как и Киева) 50 тыс. , Константинополя порядка 100 тыс.человек. А первое упоминание о Москве было только в 1147 году, когда того Кайфэна уже не было.

"Сцена у реки в день поминовения усопших" отразила именно момент расцвета Кайфэна, то, что уже через несколько лет унесло ветром войны, так как любое цветение таит в себе и будущее увядание. А потом во время сильного паводка остатки разрушенного города поглотили воды разлившейся Хуанхэ и чурчжэни перенесли столицу в другое место. Но место было очень удобным и город был возрожден и существует и в наше время.

А на этом грандиозном полотне, традиционном шелковом свитке, длиной в более чем 5 метров, а высотой всего 25 см, изображена повседневная жизнь обычных людей, несколько сотен персонажей(более 800), по 30 зданий, кораблей и лодок, 20 повозок, 8 паланкинов, 94 животных, 170 деревьев. Даже у больших любителей пейзажей и картин бытового плана - голландцев нет настолько масштабных картин, да и творили голландцы на полстолетия позже. Ее высоко ценили во все времена, очень берегли и она сумела уцелеть во всех передрягах и войнах, происходивших на территории Китая почти тысячу лет.

С момента создания картина побывала в самых разных коллекциях, ее неоднократно копировали, ей подражали, ее не раз подделывали. Причем, чем позднее "копия", скорее ремейк, тем длиннее полотно, во времена Цин(1644-1912) свиток был уже длинной в 11 метров и содержал более четырёх тысяч фигур. К XX веку слава картины была настолько велика, что европейцы называли его "китайской Моной Лизой". Последний китайский император Пу И увёз оригинальный свиток с собой в Маньчжоу-Го. В 1945 году он был выкуплен правительством Китайской республики. Сейчас оригинал хранится в музее Запретного города, где выставляется для публики только один раз в несколько лет.

Кому интересна тема, вот здесь очень интересная статья журнала "Арзамас", в которой очень подробно разбираются детали картины.

А вот тут ссылка на видео, в котором соотносятся реальные декорации дорамы и то, что изображено на картине.(ютуб) Декорации были построены специально для дорамы, вы не увидите уже примелькавшихся мест.

Предположительно автором картины является Чжан Цзэдуань (1085-1145), неудачливый ученый, так и не сдавший экзамены на ученую степень, зато прославившийся как художник. Подписи на картине нет, есть только надпись первого чжуржэньского хранителя полотна от 1186 года, по нему и проводят атрибуцию. Вообще на картине кто только не расписывался, один из императоров эпохи Юань(1271-1368) даже собственноручно запечатлел на нем свое стихотворение.

Чжан Цзэдуань создал свиток в годы правления предпоследнего императора Северной Сун Хуэйцзуна (1082-1135), художника, каллиграфа, музыканта, поэта и большого ценителя искусства. Император часто заказывал картины на интересовавшие его сюжеты. Превыше всего он ценил натурали­стическую живопись, как раз таком стиле как на полотне "Сцена у реки в день поминовения усопших" .

Копия XVIII века
Копия XVIII века

Правда его увлечение искусством пошло в ущерб управлению государством, в конце его правления империя потеряла свои северные владения, столица была захвачена чжурчжэнями. Остаток своих дней Хуэйцзун провел в плену вместе с сыновьями. Один из его сыновей сумел избежать пленения и основал на юге новое государство преемник - Южное Сун, просуществовавшее до 1279 года.

Зато, можно сказать, Хуэйцзун дал толчок развитию корейской музыки, Хуэйцзун в 1114 году послал 16-му правителю Корё Йеджону(1079-1122) музыкальные инструменты, ноты и к ним инструкции. Но к теме картины в прямую это не относится. И, кстати, Йеджон в своих письмах предупреждал Хуэйцзуна не доверять чжурчжэням, но тот не прислушался к его советам.

Теперь немного о празднике Цинмин. Цинм́ин в переводе означает "праздник чистого света" - это китайский день поминовения усопших, который отмечается на 104-й день после зимнего солнцестояния или 15-й день после весеннего равноденствия. Обычно он выпадает на один из дней с 4 по 6 апреля (на картине 5 апреля). Это праздник весны, в этот день китайцы выезжают на природу, чтобы насладиться цветением, а также посещают могилы предков. Считается, что празднование этого дня было введено императором Сюаньцзуном(712-756) из династии Тан(предшественницы Сун) в VIII в. В современном Китае вполне официальный праздник.

Как и все горизонтальные китайские свитки, эта картина не предна­значена для того, чтобы ее видели сразу и целиком, свиток начинали рассматривать, разворачивая справа налево, постепенно открывая новые части панорамы. В начале свитка изображен рассвет в предместьях большого города и паломники, путешествующие на кладбище для совершения ритуалов поминовения предков, по мере продвижения картина меняется, мы видим окраины города с трактирами, реку с лодками и кораблями, склады, городские ворота, далее изображены кварталы города, рестораны, лавочки и магазины, административные здания и конечно же горожане и приезжие.

Семейство Чжао(без дедушки)
Семейство Чжао(без дедушки)

В центре картины Радужный мост, это кульминационная точка. Такая конструкция безопорного моста, которая создает над рекой высокую "радужную" арку, была придумана именно в эпоху Сун. Это позволяло двигаться по рекам и большим кораблям.

И история в дораме начинается именно у этого моста и связана она с кораблем, но не только. Сначала мы знакомимся с художником, создателем этой картины, именно в день Цинмин он вышел на улицы города, чтобы запечатлеть праздник и столкнулся с главными действующими лицами - семейством Чжао.

Муж, служащий низкого ранга "у подножия храма Дали"(храм Дали- центральный судебный орган в древнем и средневековом Китае, отвечающий за уголовное и тюремное делопроизводство), стремился к простой жизни с любимой женой. А вот его жена совсем не простая женщина, хотя в настоящее время она - только владелица мастерской по изготовлению зонтиков, однако, дама полна секретов, и может и хотела в начале этой истории купить землю и и дом, чтобы обеспечить будущее семьи, а дальше...

Прошлое этой женщины, связанное с происшествием на "сливовой лодке"/"Мэй", выплыло на свет и пока все загадки не будут разгаданы, а запутанный в былом клубок тайн и преступлений распутан, о мирной и тихой жизни им придется только мечтать.

Как написано в синопсисе: "семья отправилась в чудесное путешествие, чтобы раскрыть всевозможные нераскрытые дела, одновременно решая бесконечные семейные проблемы" . Да, домочадцы этих двоих принимают активное участие в судьбе семьи и распутывании проблем. В ходе этого процесса семья снова узнала и приняла друг друга, каждый из них вырос и работал вместе, преодолевая множество трудностей.

Опять синопсис: "По мере раскрытия дел все улики указывали на “великого благодетеля Цзяннани”. В конце концов, совместными усилиями семьи из пяти человек были разоблачены лицемерие и злодеяния нечестивых... было защищено не только счастье маленькой семьи, но и благополучие жителей столицы".

Трейлер FSG Mango

Поставлено по роману «Цин Мин Шан Хэ Ту Ми Ма» (清明上河图密码) Е Вэньбяо (冶文彪) (китайский оригинал). Из синопсиса романа: ”Во всей картине 824 персонажа, у каждого из которых есть имя и фамилия, которые притворяются и устраивают засады в лодках, повозках, паланкинах и павильонах винных ресторанов. Это кажется мирным и процветающим, но на самом деле это смертоносно. Открывая книгу, можно увидеть, что среди лоточников на картине уже скрывались шпионы и убийцы из Цзинь, Ляо, Западного Ся, Корё и других стран, и 824 персонажа были воскрешены один за другим, просто ожидая, когда пассажирский корабль пройдет через Хунцяо. Вместе они положили начало прелюдии к разрушению империи Северная Сун."

Это не обычный исторический детектив, а весьма оригинальная история, и криминальная, и приключенческая, да еще и связанная с персонажами, изображенными на картине. Вот только ни изящных красавцев -"эльфов", ни традиционной романтики тут можно не ждать, хотя химия между главной парой демонстрируется явно и сразу. Но больше никаких намеков я делать не буду, эту историю надо смотреть самостоятельно. Может быть, когда досмотрю до конца, сделаю свое изложение этого сюжета.

Сценарист(актер, режиссер): Ван Цинань /Потерянные в любви, Вау, мама, Из-за любви, Любовь(Тайвань, с Марком Чао), Темный аромат/

Режиссер(еще и актер): Ян Фань /Союз благородных/ В интервью по поводу этой картины он сказал, что очень любит триллеры и мистику, и постарается свои любимые темы раскрыть в своей работе. Бюджет картины позволяет, это самый значительный по вложенным средствам проект Youku в этом году.

В ролях: Чжан Сунвэнь /Путешествие одинокого героя, Затерянный в тени, Охотник, Ураган, Плохие дети, Жизнь как длинная тихая река/ Классный актер, играл во всех знаковых детективах Китая последнего времени, правда, не костюмных. Не писанный красавец, однако страшно обаятельный.

Бай Байхэ / Наши дни, Солнце со мной(с Сяо Чжанем в паре),Современный брак, Хирурги, Только рядом с тобой 1,2, Пропавший без вести, Охота на монстра 1,2/ В этой дораме актриса мне нравится больше, чем в "Солнце со мной", играть бывшую разбойницу(на Дабане ее героиню обозвали "дикой"), эта роль ей подходит больше..

Чжан Яо /Когда мы были молоды, Ты для меня целый мир, Разбить кокон, Любовь подобна белому нефриту, Судмедэксперт Цинь Мин: Чтец мыслей, Юй Шэн знает тебя, Лучший выбор на свете, Двойник/ - брат мужа.

Ма Мэйчжи /Рыцарь теней: между Инь и Ян, Лететь с тобой, К Западу от Юймэня, Город в городе(это ее первая главная роль)/ - сестра мужа.

Хоу Янсун /Принцесса-шпионка, Восхождение Фениксов, Зимняя бегония, Придворная дама, Никто не знает, Охота, Затяжной сезон, Династия Мин под микроскопом/ - патриарх семьи Чжао.

Чжоу Ивэй / Знаменитые дела судьи Ди, Путешествие одинокого героя, Легенда о героях: Горячая кровь, Поэма о Шанъян, Новое лицо, Самый длинный день в Чанъане, Умираю, как хочу жить, Племена и империи: шторм пророчества, Шаолинь/ - следователь.

Ши Ань /Шаолинь, Детективная коллекция мисс Эс, Любовь от кутюр, Любовь в Шанхае/ - художник Чжан Цзэдуань.

Играет много знакомых актеров, может не первой линии, но примелькавшихся,

Начальные заставки дорамы, это не графическое или компьютерное просто украшение, с их помощью на экране возникают детали старинного свитка, мы как бы проникаем внутрь и проживаем вместе с его героями их жизни.

#дорама #китай #Сцена_у_реки_в_день_поминовения_усопших #исторический #детектив #тайна #приключения