Найти в Дзене
ПАТРИОТ

Почему модернизированный авиадвигатель ПС-90А3 до сих пор не выпускают серийно? Видимо, боятся, что самолёты начнут летать слишком быстро

Оглавление

Возрождение российской авиапромышленности продолжает оставаться одной из важнейших тем последних лет. Среди множества мнений и утверждений особенно выделяются сообщения о двигателях серии ПС-90А. Некоторые энтузиасты уверенно заявляют, что спрос на эти силовые установки неуклонно растёт, и якобы уже запущено серийное производство их обновлённых модификаций. Однако так ли это на самом деле? Давайте разберёмся, опираясь на проверенные факты и реальное положение дел.

Что представляет собой ПС-90А?

Двигатель ПС-90А, разработанный ещё в 1989 году под руководством Павла Соловьёва, стал важной вехой для российской авиации. Этот турбовентиляторный двигатель стал первым в своей категории, получившим международные сертификаты от АР МАК, ИКАО и ETOPS. Благодаря этому российские самолёты впервые получили возможность совершать международные рейсы.

Сегодня ПС-90А устанавливаются на следующие воздушные суда:

  • Ту-204/214,
  • Ил-96,
  • Ил-76 в модификации ПС-90А-76 (замена устаревших двигателей Д-30КП).

Модификации двигателя: что нового?

-2

Стоит отметить, что существует несколько модификаций ПС-90А:

  1. ПС-90А1 – улучшенная версия с увеличенной тягой, созданная для Ил-96-400Т.
  2. ПС-90А2 – результат сотрудничества с американской компанией Pratt & Whitney, получивший сертификат в 2009 году.
  3. ПС-90А3 – аналог ПС-90А2, созданный российскими инженерами после разрыва сотрудничества с США.

ПС-90А3 позиционируется как наиболее перспективный вариант, но его серийное производство так и не запущено.

Мифы и реальность: где новые двигатели?

Многие публикации утверждают, что ПС-90А3 уже устанавливаются на новые самолёты, но факты этому противоречат:

  • Летающая лаборатория Ту-214ЛЛ, предназначенная для тестирования новейших технологий, до сих пор использует базовые ПС-90А.
  • Опытный образец Ил-96-400М, совершивший первый полёт, также оснащён не обновлённой версией двигателя.

Почему это происходит?

  1. Отсутствие серийного производства ПС-90А3 из-за технических и финансовых сложностей.
  2. Потребности авиакомпаний в более современных и экономичных двигателях.

История ПС-90А2 и Pratt & Whitney: уроки прошлого

Для понимания ситуации необходимо вспомнить сотрудничество «Пермских моторов» с Pratt & Whitney в 1990-х годах. Американская компания предложила модернизировать ПС-90А до уровня ПС-90А2. В результате двигатель получил:

  • Турбину высокого давления из современных монокристаллических сплавов,
  • Керамическое покрытие камеры сгорания,
  • Электронную систему управления FADEC.

Тесты показали, что надёжность двигателя возросла вдвое, а эксплуатационные затраты снизились на 40%. Однако, несмотря на успехи, права на ПС-90А2 оставались у Pratt & Whitney, что сделало экспорт российского Ту-204СМ невозможным без согласования с США.

Когда американцы ввели ограничения, российские инженеры создали ПС-90А3, полностью отечественный аналог ПС-90А2.

Почему Ту-214 и Ил-96 не востребованы?

Самолёты Ту-214 и Ил-96 на текущий момент не удовлетворяют требованиям авиакомпаний. Среди основных причин:

  1. Требования к кабине пилотов. «Аэрофлот», например, настаивает на переходе к двухчленной кабине.
  2. Устаревшие двигатели. Компании хотят видеть на борту ПС-90А3 или ПД-14, а не модернизированные версии ПС-90А.
  3. Высокая масса конструкции, что снижает топливную эффективность самолётов.

На сегодняшний день ОАО «Пермские моторы» поставляет базовые ПС-90А, которые до сих пор используются в качестве запасных частей.

Перспективы ПС-90А3: будет ли серийное производство?

ОДК заявляет, что активно работает над запуском серийного производства ПС-90А3. Однако успех этого проекта зависит от нескольких факторов:

  • Объёмы заказов на Ту-214 и Ил-96. Если спрос будет недостаточным, производство двигателей окажется экономически нецелесообразным.
  • Приоритет других проектов, таких как новейшие двигатели ПД-14 для МС-21 и ПД-35 для дальнемагистральных самолётов.

На данный момент мощности «Пермских моторов» загружены именно выпуском ПД-14, а ОАК планирует поставить до 2030 года 270 самолётов МС-21.

Заключение: мифы о ПС-90А и реальность

Утверждения о том, что ПС-90А3 уже выпускаются серийно, пока не соответствуют действительности. На практике российская авиапромышленность продолжает опираться на устаревшие версии ПС-90А, модернизируя их под текущие нужды.

Будущее ПС-90А3 зависит от того, смогут ли заводы и инженеры преодолеть текущие проблемы и запустить полноценное производство.

Тем не менее, российская авиапромышленность движется вперёд. Ту-214 и Ил-96 имеют потенциал стать надёжной основой для внутренних перевозок, если им удастся соответствовать современным стандартам.

Время покажет, смогут ли инженеры довести эти проекты до совершенства. Важно помнить: несмотря на сложности, у российской авиации есть будущее, и оно строится уже сегодня.