Найти в Дзене
Лахта Центр

ЗМЕИ В УБРАНСТВЕ ПЕТЕРБУРГА

В преддверии нового года, который по китайскому календарю считается годом Зеленой Деревянной Змеи, Михаил Борисов изучил, где с этими рептилиями можно встретиться в архитектуре нашего города.

Летний дворец Петра I по периметру между окнами первого и второго этажа украшают рельефы. Они созданы в 1714 году, и в их мифологических сюжетах отражены исторические события петровского времени. На одном — Персей, занесший меч над горгоной Медузой, и ему на помощь направляется воительница Афина. На другом, над порталом из черного мрамора, — Минерва, с которой отождествляли в римской мифологии Афину, в окружении трофейных пушек и знамен, в их числе и щит с изображением Медузы. Эти рельефы — первые элементы декора, на которых в Петербурге появились змеи.

Фото: Юрий Молодковец
Фото: Юрий Молодковец

В ХIХ веке, с приходом ампира и увлечением античностью, маски Медузы, так называемые горгонейоны, использовавшиеся в античности как талисманы, стали популярным декоративным элементом. Карл Росси, перестраивая в 1826 году Кофейный домик в Летнем саду, украсил фриз лепными масками Медузы, которые выполнил скульптор Василий Демут-Малиновский, а инженер Петр Базен, перестраивая в 1825–1826 годах 1-й Инженерный мост через Мойку, в декоре решетки использовал щиты с изображением Медузы, выполненные по эскизам архитектора Людвига Шарлеманя. Этот же вариант Медузы был повторен Шарлеманем в южной ограде Летнего сада. Уже в ХХ веке, в 1914 году, архитектор Лев Ильин создал торшеры Пантелеймоновского моста c позолоченными масками Медузы. Похожий образ для оформления фонарей Иоанновского моста создал архитектор-реставратор Александр Ротач в 1952 году.

-3
-4

Голова Медузы — также популярный выразительный элемент декора зданий в стиле модерн и неоклассики. Фасад доходного дома Михайлова на Введенской, известного тем, что здесь находилась мастерская Ивана Билибина, украшает рельеф скульптора Рудольфа Рачина с изображением Персея, глядящего на щит с Медузой. Неподалеку, на Большой Монетной, находится доходный дом Шорохова с богатым на лепнину фасадом, где изображение Медузы сочетается с фигурами гладиаторов и декадентскими женскими головками. Дальше, на углу с Каменноостровским проспектом, — неоклассический фасад роскошного дома Воейковой украшают медальоны с головой Медузы. Сюжет с крылатой Медузой можно разглядеть на фасаде доходного дома при Коммерческом училище — улица Ломоносова, 7. Более скромные Медузы — на особняке Николая Бенуа на проспекте Римского-Корсакова, 37.
В древнегреческом мифе о примирении Аполлона и Гермеса фигурирует посох, обвитый двумя глядящими друг другу в глаза змеями, он служит знаком примирения и добрых отношений. У римлян жезл со змеями, кадуцей, стал атрибутом послов. Медный Меркурий с кадуцеем занимает центральное место на фронтоне Пушкинского Дома — бывшего здания таможни. Другой Меркурий с кадуцеем установлен на фасаде Елисеевского магазина на Невском проспекте. Кадуцеем украшают здания, связанные с коммерцией. Пара жезлов со змеями расположены на Азовском коммерческом банке на Невском проспекте.
Жезл со змеей — атрибут греческого бога-врачевателя Асклепия, или римского Эскулапа. Асклепий умел оживлять мертвых, и научила его этому змея, принесшая ему чудодейственную траву. На лоджии Публичной библиотеки наряду с другими деятелями античности установлена статуя главного целителя Древней Греции Гиппократа со змеей на посохе. Дочерью Асклепия была Гигея, богиня здоровья, и ее символ — чаша со змеей. В России ее называли Гиппократовой чашей. Бронзовая богиня, кормящая из чаши змею (фонтан «Гигея», работа скульптура Давида Йенсена), установлена перед главным корпусом Военно-медицинской академии.

-5
-6

В древнегреческой мифологии Офион, или Великий Змей, был творцом всего сущего, он оплодотворил богиню всего сущего Евриному, и она снесла мировое яйцо, из которого появились солнце, луна, планеты, звезды, земля, горы, реки, живые существа. Особняк Бранта, яркий образец петербургского модерна, построил архитектор Роман Мельцер. На ограде он поместил змея Офиона, обвивающего яйцо. Архитектор Михаил Сонгайло, автор Египетского дома на Захарьевской улице, обратился к мифам древних египтян и щедро разместил по всему фасаду изображение богини-кобры Уаджит. На карнизе их не сосчитать!
Мастер северного модерна архитектор Алексей Бубырь украсил собственный доходный дом на Стремянной улице сказочными персонажами из северного фольклора. Возле елочки здесь помещена змея, северяне считали, что она приносит в дом счастье и достаток.
В нишах Петровских ворот, первой в России триумфальной арки, установлены статуи Осторожность и Стойкость. Обе женские фигуры — ипостаси древнегреческой Афины. Осторожность, как римская Минерва, изображена смотрящейся в зеркало и c символом мудрости змеей в руке. Античная аллегория воспринималось как евангельское высказывание: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».

-7

Змеи присутствуют и на самых знаковых монументах Петербурга — Медном всаднике и Александровской колонне. Здесь они символизируют поверженных недругов. Змею, служащую опорой Медному всаднику, отливали по модели русского скульптора Федора Гордеева, и есть предположение, что образцом для нее послужил экземпляр из Кунсткамеры. Самый высокий ангел, попирающий змея, расположен на высоте 387 метра, в шпиле башни «Лахта Центра». «Ангел-хранитель Санкт-Петербурга» воспроизводит своим обликом ангела с Александровской колонны, лишь незначительно отличаясь в деталях.
Змея — образ многозначный и выразительный, но есть в Петербурге памятник, на котором змея — это просто змея, главная героиня одноименной басни Ивана Крылова. Обнаружить ее среди зверей и птиц на памятнике дедушке Ивану Крылову — веселая задача!

-8
-9

Текст и фото: Михаил Борисов
Фото «Ангел-хранитель Санкт-Петербурга»: Юрий Молодковец

#архифакты