Найти в Дзене
Эскизы политолога

Еще один конфликтный узел

Сегодня высокопоставленный американский чиновник сообщил, что Турция и поддерживаемые ею боевики наращивают силы вдоль границы с Сирией, где находятся курдские формирования. Напомню, что накануне представитель «Сирийских демократических сил» (основу составляют курды) Ильхам Ахмед написал письмо Трампу, в котором просил убедить Эрдогана отказаться от военных действий против курдского населения. Почему на сирийскую землю наступает турецкий сапог? Причем здесь американцы? Кто такие курды? И почему всё это в Сирии? Разберемся. На северо-западе Сирии находятся курдские поселения, стремящиеся к автономии с перспективой создания независимого государства, а если учесть, что по ту сторону границы, в Турции, также проживают курды, то объединение этого народа - большая турецкая «заморочка». Напомню, что для решения этой проблемы турецкое правительство регулярно проводит военные рейды в Сирии: «Щит Ефрата» (2016-2017гг.), «Оливковая ветвь» (2018г.), «Источник мира» (2019г.). Официальной целью этих

Сегодня высокопоставленный американский чиновник сообщил, что Турция и поддерживаемые ею боевики наращивают силы вдоль границы с Сирией, где находятся курдские формирования. Напомню, что накануне представитель «Сирийских демократических сил» (основу составляют курды) Ильхам Ахмед написал письмо Трампу, в котором просил убедить Эрдогана отказаться от военных действий против курдского населения.

Почему на сирийскую землю наступает турецкий сапог? Причем здесь американцы? Кто такие курды? И почему всё это в Сирии? Разберемся.

На северо-западе Сирии находятся курдские поселения, стремящиеся к автономии с перспективой создания независимого государства, а если учесть, что по ту сторону границы, в Турции, также проживают курды, то объединение этого народа - большая турецкая «заморочка». Напомню, что для решения этой проблемы турецкое правительство регулярно проводит военные рейды в Сирии: «Щит Ефрата» (2016-2017гг.), «Оливковая ветвь» (2018г.), «Источник мира» (2019г.). Официальной целью этих операций является «зачистка» пограничья от ИГ*, но главным образом – от курдских вооруженных формирований. В итоге, турецкие ВС и оппозиция в виде «Сирийской национальной армии» взяли под контроль ряд пограничных территорий, создав буферную зону. Однако, курды не смогли бы так долго держаться если бы не помощь США, которые оправдывают тем самим свое военное присутствие, и заодно контроль над нефтеносными районами. А также, при желании имеют возможность надавить на турецкую больную «мозоль».

Сегодня курдский вопрос становится еще большим «яблоком раздора» между Турцией и США. Учитывая, что сейчас американская администрация в одном шаге от смены (в связи со скорой инаугурацией республиканца), то позиции США в переговорах с турецкой стороной – ослабли. Яркий тому пример недавний визит в Анкару госсекретаря США Э. Блинкена для урегулирования эскалации на границе с Сирией, который не привел к результату. К тому же, курды опасаются, что с приходом Трампа поддержка американцев – сократится. А Турция может воспользоваться появившейся возможностью и начать действовать решительно под предлогом борьбы с терроризмом (учтем, что СДС считается турками террористической организацией).

Курдские боевики. Фото: REUTERS/Rodi Said
Курдские боевики. Фото: REUTERS/Rodi Said

Почему же Турция была заинтересована в успехе оппозиции в Сирии?

Во-первых, миграционный фактор. Миллионы беженцев из разоренных районов Сирии уходят в Турцию, кто-то остается ждать окончание войн, а остальные едут дальше – в Европу. Это создает массу политических и экономических проблем внутри самой Турции.

Во-вторых, бывшая оппозиция вела борьбу с курдами. Организация «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ)* признана в Турции террористической, однако это не мешает последней сотрудничать с этой группировкой. Официальным предлогом является борьба с ИГ* и «Аль-Каидой» *.

В-третьих, по рекомендации российской стороны, Асад так и не начал переговоры с Эрдоганом. А неконтролируемый разгул террористических организаций и хаос на границе Турции не нужен.

Эти три основные цели подтверждаются и турецкой прессой, например, газета Hürriyet пишет, что после ухода Асада, перед страной стоят такие задачи как: «строительство новой Сирии» (в соответствии с турецкими интересами), борьба с Рабочей партией Курдистана и пр. курдскими формированиями, а также возвращение сирийских беженцев.

С фактом того, что к власти в Сирии пришли протурецкие (по крайней мере на первый взгляд) исламисты, позиция Турции усилилась, однако, антиасадовская коалиция не монолитна. Если раньше эти группировки объединял общий враг, теперь его нет, и вероятнее всего мы увидим борьбу за власть уже внутри самой оппозиции.

Будет ли Турция так радеть за государственность Сирии или воспользуется моментом для достижения своих целей? Ответ очевиден. В политике нет друзей, есть только национальные интересы, а военная сила, как всегда, превыше договоренностей.

Упомянутые выше группировки, отмеченные символом «*», признаны в России террористическими и запрещены.