В редакцию Readovka67 обратилась 55-летняя Лариса Васильевна из Смоленска, столкнувшаяся с трудностями проживания в аварийном жилье. Дом 37 на улице Строгань был признан аварийным еще в 2017 году, и жильцам обещали переселение к 2023 году. Однако бюрократические проволочки и отсутствие финансирования оставили проблему нерешенной.
«Средства не были выделены, и программа переселения обошла мой адрес стороной. Причина проста — в программе переселения дом не значится, а деньги, как утверждают чиновники, отсутствуют. Они наверное ждут пока я умру в этом забытом аварийном бараке», - рассказала Лариса.
Женщина не теряет надежды на улучшение своих жилищных условий и, примерно с 2015 года, борется за новое жилье. Однако многочисленные обращения в инстанции и суды пока не принесли результатов.
Власти предлагают ей временное проживание в маневренном фонде на Витебском шоссе или в общежитии, но такие варианты не подходят из-за проблем со здоровьем — женщина с трудом передвигается из-за постоянных болей в ногах, а ухаживать за ней некому. Не смотря на все это, она продолжает работать уборщицей на скорой помощи и самостоятельно ведет быт: набирает дрова, топит печку, ходит за водой до колонки. Туалета в доме также нет.
«Я проживаю по этому адресу более 30 лет. В квартире нет газа, отопление печное, дом сам по себе разваливается. Воды у нас долгое время не было. В настоящее время у нас есть холодная вода из колонки, но горячей так и не появилось», — уточняет смолянка.
Стоит отметить, что жилье не является приватизированным. Но, по словам независимого юриста, с которым мы смогли связаться, это не должно быть причиной для затягивания процесса и отсутствия поиска компромисса.
«Если жилье не является приватизированным, но аварийным, то непризнание дома таковым и отсутствие финансирования могут повлиять на процесс переселения. В таких случаях жильцам неприватизированных квартир может быть сложнее добиться переселения, так как они не являются собственниками и не могут самостоятельно распоряжаться жильем.
Однако это не освобождает органы власти от обязанностей по предоставлению жилья гражданам. В соответствии с законодательством, граждане, проживающие в аварийных домах, даже если их жилье не приватизировано, имеют право на внеочередное предоставление жилья», — объясняет юрист.
Ситуация осложняется тем, что почти все соседи уже покинули свои квартиры, оставив Ларису Васильевну одну. Из-за ожидания и неблагоприятных условий другие жильцы вынуждены были самостоятельно искать новый дом.
На фоне постоянных обещаний чиновников и отсутствия конкретных планов по переселению, женщина продолжает, буквально существовать в разваливающемся доме. Потрескавшаяся печка, проблемы с проводкой и близость к ЖД путям, отнюдь не способствуют самовосстановлению строения.
Многолетней борьбе за свои права через суд не видно конца и края. Лариса Васильевна надеется, что ее история привлечет внимание общественности и поможет ей добиться справедливости, и даст возможность встретить пенсию в нормальных, адекватных условиях.