Вы будете склоняться то к одной, то к другой версии. А финал романа так и не сможете предугадать. И никто бы не смог. Хотяяя…
Эта книга вышла в свет в 2012 году, на следующий год после «Чёрных кувшинок», которые многие поклонники Мишеля Бюсси считают вершиной его мастерства.
Кратко о сюжете
Пассажирский самолёт по пути из Стамбула в Париж попадает в снежный буран и, из-за ошибки пилота, падает на гору Мон-Террибль. От удара о скалы начался пожар.
Из 169 пассажиров каким-то чудом выжил только младенец. Трёхмесячная девочка. Вообще какая-то фантастика. Всё же младенцы – очень нежные создания. Для правдоподобности надо было, чтобы хотя бы ещё несколько пассажиров выжили.
Хотя бывает, конечно, что и один человек выживает в авиакастастрофе, такие случаи известны – о них пишут книги, снимают фильмы. Взять хотя бы фильм «Одна» (2021) – про единственную выжившую пассажирку разбившегося самолёта. Но выживают обычно не младенцы, а дети постарше или взрослые.
Все газеты пишут о чудесном спасении малышки и гадают, кто же она такая. Дело в том, что на борту было два младенца, обе девочки. Но одна – из очень богатой семьи, другая – из бедной.
На сироту претендуют оба семейства. Богачи и бедняки. И никто не может доказать, кто малышка – внучка миллионера Лиза-Роза де Карвиль или дочь бедняка Эмили Витраль.
Начинается судебное разбирательство. А за девочкой закрепляется данное журналистами прозвище Стрекозка и имя Лили (первые и последние слоги имён Лиза и Эмили).
Таков зачин этого необычного детективного романа.
Немалую роль в книге играет частный детектив Кредюль Гран-Дюк (ох уж французские имена!), которого богатая семья наняла провести расследование, дав ему полный карт-бланш: наняли его сроком на 18 лет, на приличный оклад плюс оплату всех текущих расходов.
В книге приводятся главы из дневника детектива вперемешку с основным повествованием.
Мои впечатления от книги «Самолет без неё» Мишеля Бюсси
Что понравилось:
⭐ Накал драматизма.
Превратить семейную историю в детектив с загадками – настоящее искусство. Сделать это интересно не всегда удаётся.
⭐ Динамика.
Все постоянно движутся, куда-то идут, бегут, едут. Порой – непонятно зачем. Но главное – есть движение.
Хотя некоторые действия излишне затянуты, об этом – дальше.
⭐ Придание книги историчности.
Все эти газетные вырезки, поиск старых выпусков газет, фотографии на первой полосе, рассказы о судебном процессе и постоянные указания точных дат (это вообще фишка писателя – он прямо фанат цифр и точности во времени) – всё это создаёт ощущение, что сюжет основан на реальных событиях. Люблю этот приём.
⭐ Загадочность.
Её тут с лихвой. Загадочное всё. Загадочные все. И совершают много загадочных поступков. Порой – абсолютно необъяснимых. Даже чаще всего – именно таковых.
Повествование у книги спиральное. Казалось бы, что вот, всё ясно: Лили – всё-таки дочь Витралей, но нет. Очередной поворот, роман делает новый виток – и читателю уже кажется, что всё же это дочь Карвилей. А тут вдруг очередной виток – и мы снова приближаемся к очередной загадке, и снова ошибаемся.
Чего стоит один момент в книге, когда детектив, которого 18-летнее расследование никуда не привело (несмотря на уже сделанный тест ДНК – вот загадка, так загадка!), вдруг обнаруживает, что все эти долгие годы шёл по ложным следам.
✍️ Цитата:
Впрочем, автор всё время, до самого конца романа делает то же самое – водит читателей по ложным следам. Наверное, именно это, несмотря на некоторую абсурдность (и, порой гротескность) происходящего, удерживает внимание.
🎧📚 Озвучка аудиокниги Мишеля Бюсси «Самолёт без неё»»
Есть и аудиоверсия, что очень ценно.
⭐ Читают Кирилл Радциг, Олег Булгак. Прекрасная озвучка.
🕗 Запись длится 15 часов 36 минут.
Что не понравилось
🌥️📙Оформление книги и возрастной ценз
📖 В книге 560 страниц (в издании «Фантом Пресс» 2022 года в переводе Елены Головиной).
🔞 Возрастной ценз книги снова удивил: 16+. То есть книга Мишеля Бюсси про расследование исчезновения автора сказки «Маленького принца» имеет возрастной ценз 18+, а книга с инцестом (!) между несовершеннолетними – всего-то 16+. Ну подумаешь, с кем не бывает.
📘Оформление обложки никакое. Во всяком случае у «Фантом Пресс». Просто нарисовали цепочку с самолётиком. Хотя есть и другие варианты оформления.
Очень сильно удивляет, что на некоторых обложках пишут «Мировой бестселлер». Вы это серьёзно?
Видимо, это результат того, что для многих Мишель Бюсси стал автопокупаемым автором из-за своих нескольких удачных книг и лёгкого стиля изложения.
🌥️ Отсутствие логики. Причём полное.
В начале книги брат и сестра сидят в кафе. Лили исполнилось 18 лет, но они так до сих пор не знают, кем доводятся друг другу. Между тем, уже 1998 год. ДНК-тесты уже есть (более того, их ДНК-тесты уже сделаны, но герои про это ещё не знают).
Много вопросов вызывают действия детективов и одной из бабушек, да и второй – тоже, хотя к ней вопросов поменьше. Хотя тут вообще к каждому персонажу есть вопросы!
Персонажи практически все отрицательные. Одна героиня вообще сумасшедшая, хотя и не тупая. Но не буду спойлерить.
🌥️ Затянутость многих сцен
- Герои постоянно что-то откладывают на потом, что приводит к вполне закономерным последствиям. Вообще понятно, зачем тянуть, когда уже есть конверты с тестами ДНК, почему их нельзя открывать.
- Почему нельзя поговорить лицом к лицу, а надо, когда речь идёт о серьёзном вопросе, оставлять письмо другому человеку, чтобы он отдал кому надо только через определённое время?
- Удивляет Марк, брат Лили, который неспешно читает дневник детектива. А ведь там может быть решение его (и не только его!) судьбы. Почему бы просто не заглянуть в конец?
- Зачем тащиться на гору спустя 18 лет в решающий момент, когда там уже не может быть никаких разгадок?
🌥️Занудный стиль
Обычно у меня нет претензий к стилю Мишеля Бюсси, пишет он живо и увлекательно, хотя порой и увлекается внутренними и прочими монологами, как авторскими, так и своих героев.
✍️ Но в этой книге он бьёт все свои рекорды:
✍️ И снова заунывные обращения к читателю:
И тому подобные попытки диалогов с читателем, от которых действительно мутит.
Впечатление такое, что автор просто хотел растянуть роман на заданное количество страниц. Ну мог бы описаний местности побольше сделать, у него это отлично получается.
🌥️ Персонажи
Все какие-то бездушные, карикатурно-картонные. Местами дело доходит до гротеска, местами – до абсурда. Кое-то просто болен головой, но при этом невероятно умён. Кто-то – подленький, кто-то – по-настоящему подлый. И все какие-то уж слишком хитрые.
Все чего-то недоговаривают, скрывают друг от друга, играют в кошки-мышки.
В книге нет ни одного приятного персонажа, который мог бы вызвать симпатию. Ну разве что Николь Витраль, которая грудью готова постоять за свою (?) внучку.
🌩️ Что совсем не понравилось. Прямо очень сильно.
Брат с сестрой любят друг друга вовсе не по-братски и не по-сестрински. Я не ханжа, но это перебор.
Не знаю, как там во Франции, в Европе возможно и не такое, но в России такие вещи не приветствуются. Даже намёки на это в литературе, если речь идёт о благопристойных семьях, как-то совсем не комильфо. Особенно, когда речь идёт о несовершеннолетних. Поэтому тем более удивляет 16+.
И хотя именно эта деталь неизвестности истинности родственных отношений и склеивает весь сюжет, но можно было бы сделать всё более изящно, романтично.
Но хорошо хоть, что они ощущают, что всё это неправильно, и мучаются от чувства вины.
🌥️Финал.
Примерно 2/3 книги читабельны и интересно, что там будет дальше. Но в последней трети явно что-то пошло не так… Дико много сумбура и метаний.
А затем внезапно все злодеи и просто не очень порядочные герои становятся белыми и пушистыми. Да что там – ванильно-розовыми! Одаривают друг друга подарками, любовью, признаются в родственных чувствах. Не верю, что люди способны так резко меняться. Даже по прихоти автора.
Вместо такой приторной концовки куда лучше был бы открытый финал (хотя я и недолюбливаю открытые финалы, как и большинство читателей, которые заплатили деньги не за то, чтобы додумывать финал за автора).
А это точно Мишель Бюсси написал?
Герои книги «Самолёт без неё» ведут себя настолько нелогично, что я даже задумывалась – а точно ли это написал тот же автор, что и прекрасные «Чёрные кувшинки», «Безумие Мазарини» и «Под опасным солнцем»? Может, это был гострайтер?
Писателя порой посещают прекрасные идеи, но воплощение в некоторых книгах почему-то хромает если не на все четыре ноги, то на три – точно.
С таким сюжетом мог бы получиться хороший роман, но автор явно перемудрил. Даже с названием романа, потому что оно просто уничтожает всю задумку прямо на корню. Причём, это не адаптированное название для русскоязычной аудитории, на французском книга именуется так же: “Un avion sans elle”. Делать название-спойлер – так себе затея.
Хорошо, что этот детектив популярного французского детективщика не попался мне первым. Иначе моё знакомство с Мишелем Бюсси на нём могло бы завершиться.
Книга на редкость странная и несуразная. При этом читается очень легко (как и все книги Бюсси), за это надбавила один балл.
🏆Моя оценка: 3 из 10. Роман-разочарование.
❓А на сколько вы бы оценили эту книгу?
После прочтения таких шедевральных непоняток очень хочется писать подробный анализ сюжета, но такие без спойлеров просто невозможны.
❓Вам интересны разборы книг со спойлерами? Разумеется, когда критик ставит в начале статьи отметку о спойлерах?
✔️✍️Вывод. Если вы огромный поклонник писателя, можете почитать. Просто, чтобы убедиться, насколько разноплановый (и в хороших смыслах тоже) этот автор.
✔️Если же вам не понравились даже лучшие книги Мишеля Бюсси, не берите в руки эту книгу. Она вам точно не понравится.
🙏Надеюсь, если вы фанат детективщика № 1 во Франции, я вас не разочаровала своим отзывом. Вы-то наверняка думали, что все мои отзывы о книгах Мишеля Бюсси будут полны восторга, как первые три?
❓Читали? Как вам?
- Автор статьи Галина Шефер😊💕. Большинство иллюстраций созданы автором в нейросети по собственным промтам. В других источники указаны.
📚⛄Остальные мои обзоры на книги Мишеля Бюсси можно увидеть здесь. Эту книгу, по понятным причинам, в книговик включать не стала.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ КИНО.КНИГА👍ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
📚 Обзоры, рецензии, подборки книг – в рубрике Обзоры книг.