К 160-летию художника А.А. Зарецкого (1864 – 1919)
17 декабря 1864 года родился художник Андрей Антонович Зарецкий. И хотя родился он в Полтавской губернии, а жил в селе Шовское Лебедянского уезда Тамбовской губернии, всю жизнь он любил море. К такому выводу невольно приходишь, когда рассматриваешь картины Зарецкого. Многочисленные морские этюды, виды портовых городов, пейзажи с парусными лодками и пароходами художник привозил из своих поездок по стране.
Покинув родительскую гавань в 18 лет, когда стал вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Андрей Зарецкий смело нырнул в море творчества, посвятив свою жизнь искусству. Летом приезжал к родителям в Полтавскую губернию, но всё чаще бывал и на побережье. А однажды привёз с моря жену. С дочерью Лебедянского уездного судьи девицей Серафимой Бобровой 24-летний студент Андрей Зарецкий познакомился в небольшом посёлке Атманай на побережье Азовского моря под Геническом летом 1889 года. Картина «Пристань. Геническ» написана художником именно в это время.
Венчание молодой пары состоялось здесь же - в Иоанно-Богословской церкви соседнего села Григорьевка Мелитопольского уезда Таврической губернии (сейчас Херсонская область). Зарецкие стали жить в имении жены - в лебедянском селе Шовское. Ни моря, ни реки здесь не было. И поездки к морю продолжились.
«Весной на море» (1889), «Чёрное море» (1890), «Новороссийск» (1891), «Морской вид» (1892)… Пейзажи у художников-реалистов тогда было принято писать с натуры. Возможно, ещё и поэтому картины с обыденными сюжетами получались живыми и объёмными. Представленная в училище в 1893 году на годичный экзамен по живописи и рисованию картина «Пристань» принесла Зарецкому большую серебряную медаль и звание классного художника, став отправной точкой его профессионального пути.
С тех пор картины Андрея Зарецкого можно было встретить на выставках многих художественных союзов и обществ. На них, как правило, сочетание дымящих пароходов и скользящих по воде парусных лодок, противопоставление шумных портовых причалов и бесконечной морской глади. Среди рисунков Зарецкого, представленных зимой 1894/1895 г. в залах исторического музея в Москве на XIV выставке акварелей, пастелей и рисунков Московского общества любителей художеств: «На заре» с морским пейзажем, где парусная лодка идёт параллельным курсом с дымящим пароходом, «Под парусами», где летящая под полными парусами шхуна пересекает курс идущего на заднем плане парохода и «Последние тучи» - спокойный пейзаж со стоящими у причала парусными судами и уходящей грозой вдалеке.
Морские пейзажи А. Зарецкого не остались незамеченными. В 1895 году художника пригласили оформить павильон Волжско-Каспийского судоходства на XVI Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, ставшей прообразом советской ВДНХ. Пригласивший Зарецкого Казанский комитет XVII-го отдела строительного, инженерного дела, речного и морского торгового судоходства снарядил для сбора материалов к выставке специальную морскую экспедицию. В начале июня А.А. Зарецкий, художник В.А. Голоушев и представитель МПС капитан А.И. Одинцов вышли из Астрахани. В Петровске (ныне Махачкала) путешественники встретились с недавно назначенным на должность Министра путей сообщения князем М.И. Хилковым. Он похвалил рисунки художников и предложил им заглянуть ещё и на среднеазиатские реки Амударья и Сырдарья. Маршрут экспедиции изменили, продолжив путь по Закаспийской железной дороге. Но в Самарканде художников свалила тифозная лихорадка. В.А. Голоушева отправили в Москву, а перенёсший болезнь в более лёгкой форме Зарецкий закончил экспедицию вдоль побережья Каспийского моря уже без него.
Несмотря на возникшие трудности, экспедиция удалась. Привезённый материал - живописные этюды, фотографии, чертежи - по отзыву начальника управления Казанского округа путей сообщения В.М. Лохтина, давал «настолько полное представление о посещённых ими местностях, что подобного не бывало ни в одном из судоходных отделов не только русских, но и иностранных выставок». Действительно, павильон Волжско-Каспийского судоходства стал одним из самых представительных на выставке, а Казанский округ путей сообщения удостоился диплома первого разряда.
Центральное место в павильоне занимали модели плезир-яхты и верейки и картина А. Зарецкого и А. Кокорева «Пётр Первый осматривает флот на Каспийском море перед походом в Персию». Полотно запечатлело исторический момент 18 июля 1722 г., когда Пётр I объезжал на плезир-яхте стоявшую на Волге Каспийскую военную флотилию. Рядом располагались модели 22 старинных и более 60 современных на тот период волжских судов и коллекция судовых украшений.
Картин в павильоне оказалось так много, что из-за отсутствия места, многие из них пришлось развесить на окнах. Из представленных на выставке 210 картин и рисунков с видами Астрахани, Дербента, Петровска, Баку, Красноводска, других прикаспийских городов, пароходов и морских пейзажей 103 принадлежали Андрею Зарецкому. Художник проявил себя и как мастер светописи (так в то время называли фотографию). Его 149 фотокарточек с видами Каспийского моря и побережья, парусниками и пароходами соседствовали с волжскими видами и фотографиями достопримечательностей приволжских городов известного нижегородского фотографа М.П. Дмитриева и харьковского мастера Е.П. Шкляревского.
Лодки и пароходы – неизменно главные персонажи и более поздних работ Зарецкого. Если не было моря, художник находил его в пейзаже с рекой. Картины «На большой реке» (43х89, 1890 г.), «Бурлаки на реке» (42х89, 1900 г.) «Пристань в Самаре» (58x90, 1906-1907 гг.), «На Волге» (71х87, 1911 г.) как раз из этой серии.
Излюбленный вид - морской или речной порт с пирсом, у которого стоят парусные суда, баржи или пароходы. На картине «Суда у причала. Вечер» (35,5х53,7) из коллекции музея В.А. Тропинина и художников его времени художник изобразил морской причал в вечернее время. У пристани - три парохода, справа на рейде ещё два. На пирсе стоят трое мужчин в цилиндрах и сюртуках. На палубах и на причале работают матросы. На ближнем судне едва читается надпись «Андрей». Вкладывал ли художник в эту картину особый смысл? Писал ли тех трёх человек в цилиндрах с кого-то из своих знакомых? Собирался ли Зарецкий сам, как тот пароход «Андрей», отчалить и отправится в дальнее плавание? На эти вопросы мы уже никогда не найдём ответа.
Метания между тихой семейной пристанью и открытым морем творчества у художника продолжались всю жизнь. Может показаться, что Андрей Антонович редко бывал дома. Но с рождением детей он всё больше времени проводил с семьёй и меньше бывал в разъездах. С возрастом стало чаще беспокоить здоровье (сказывалась болезнь, перенесённая в Каспийской экспедиции). Художник занимался хозяйством, расписывал деревянную церковь в соседней Михайловке, в пристройке к дому устроил мастерскую-лабораторию, продолжал занятия живописью. Со временем на картинах Зарецкого стало меньше быстроходных клипперов и парусных лодок, всё чаще центральными персонажами становились тихоходные, но не зависящие от изменчивого ветра пароходы. Вероятно, это отражало стремительно меняющий мир технический прогресс. А, быть может, и меняющееся отношение к миру и к жизни самого художника.
Кстати, свой «пароход» у Зарецкого тоже в конце концов появился в Шовском. В степном селе, где реки нет даже поблизости, через дорогу от своей усадьбы художник построил мельницу с нефтяным двигателем. По рассказам, она работала до начала 1930-х годов, а остатки её бетонного основания с торчащими наружу анкерными болтами сохранились до сих пор.
Очевидно, что в Зарецком сочеталось два начала – технические знания выпускника реального училища и художественное восприятие дипломированного живописца, воспитанного на примерах мастеров реалистической живописи и продолжавшего традиции передвижников. «Физик» время от времени проявлялся в его химических и физических опытах в домашней мастерской, в экспериментах с новым материалом для живописи «уралитом» (так в то время называли недавно изобретенный асбест), в строительстве мельницы и обстоятельном обустройстве своей небольшой сельской усадьбы. Но «лирик» всё же преобладал. Морские и речные пейзажи, лесные виды, природа в различных её проявлениях на его холстах наполнены настроением и умиротворением, спокойны и располагают к неспешному созерцанию и размышлению.
А.А. Зарецкий умер в 1919 году, когда ему было всего 54. Последней пристанью для художника стало Шовское. На местном кладбище уцелела могила. Небольшой земляной холмик с металлическим крестом стараниями потомков недавно обрёл гранитное надгробие с портретом и лаконичной надписью на обратной стороне «Здесь покоится русский художник». «…который любил море», - добавил бы я.
Спасибо всем за внимание!
Если вам понравилась моя статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы регулярно читать новые лебедянские истории.
#Лебедянь #Зарецкий #ХудожникЗарецкий #живопись