Найти в Дзене
Континент рока

"Пятый Битл" выходит на Abbey Road

«Пятый Битл» (“Midas Man”) (2024) реж. Джо Стивенсон Я уже сбился со счёта, сколько снято художественных фильмов на битловские темы (как биографических, так и затрагивающих творчество Великолепной Четвёрки по касательной). Они все так или иначе интересны для ценителя Битлов, хотя разительно отличаются друг от друга не столько даже качеством, сколько глубиной проникновения в саму суть Битловской вселенной. И глубина эта зависит, очевидно, от того, насколько тема эта близка создателям – сценаристам и режиссёрам, прежде всего. Насколько они включены не только в музыку группы Beatles, но и в самих битлов как реальных личностей. К середине сеанса «Пятого Битла» у меня создалось впечатление, что человеку рядом с камерой, то есть режиссёру Джо Стивенсону сами битлы мало интересны. Он полностью сконцентрирован на образе главного героя фильма – Брайана Эпстайна (Джейкоб Форчун-Ллойд), пытаясь раскрыть его, не договаривая и половины правды, известной всем. Честно говоря, эта правда, может быть,

«Пятый Битл» (“Midas Man”) (2024) реж. Джо Стивенсон

Я уже сбился со счёта, сколько снято художественных фильмов на битловские темы (как биографических, так и затрагивающих творчество Великолепной Четвёрки по касательной). Они все так или иначе интересны для ценителя Битлов, хотя разительно отличаются друг от друга не столько даже качеством, сколько глубиной проникновения в саму суть Битловской вселенной.

И глубина эта зависит, очевидно, от того, насколько тема эта близка создателям – сценаристам и режиссёрам, прежде всего. Насколько они включены не только в музыку группы Beatles, но и в самих битлов как реальных личностей.

К середине сеанса «Пятого Битла» у меня создалось впечатление, что человеку рядом с камерой, то есть режиссёру Джо Стивенсону сами битлы мало интересны. Он полностью сконцентрирован на образе главного героя фильма – Брайана Эпстайна (Джейкоб Форчун-Ллойд), пытаясь раскрыть его, не договаривая и половины правды, известной всем. Честно говоря, эта правда, может быть, и не нужна вовсе.

-2

Но проблема в том, что Эпи и Битлз – это единый организм, вплоть до безвременной кончины самого удачливого менеджера в истории поп-музыки. Несмотря на то, что Эпстайн вывел в люди и сделал знаменитыми ещё с десяток ливерпульских исполнителей (отсюда и оригинальное название фильма, намекающее на царя Мидаса, - всё, к чему прикасался Эпи, становилось золотым), главным его достижением в жизни (и единственным счастьем!) была группа Beatles. И именно это в фильме обозначено лишь пунктирно.

-3

Правда, как раз эти пунктиры и есть главная удача фильма. Каждый момент с участием битлов смотрится просто на «ура!», даже несмотря на то, что на сей раз образы Джона, Пола, Джорджа и Ринго несколько карикатурны. Как будто взяты из шоу двойников. Леннон, правда, хорош, но чисто психологически. Довольно мастерски воспроизведены ставшие уже каноническими сцены знакомства Эпи с битлами, подписание контракта с ними (который Эпи так и не подписал), их первое прослушивание у Джорджа Мартина, выступление на Королевском эстрадном шоу (раздражённый Леннон даже хотел сматериться со сцены), трансляция исполнения песни “All You Need is Love”.

-4

Хотя лучшими битловскими сценами фильма являются всего две: когда Эпи успокаивает Джона после демо-записи на лейбле Decca и тяжелейший разговор с Питом Бестом, которому Эпи вынужден сообщить о его увольнении. Адам Луренс (Пит Бест) довольно уверенно передаёт горькое чувство разочарование своего героя.

Впечатляюще передан жизнерадостный характер ближайшей битловской подружки певицы Силлы Блэк (Рози Дэй). Кажется, впервые этот персонаж появился в художественном фильме. А, между тем, в Ливерпуле напротив Cavern-club ей установлен памятник! Девушка оставила яркий след в жанре музыки мерси-бит, а также и в истории Эпстайна и Битлз. Очень неплоха Эмили Уотсон в роли Малки, матери Брайана Эпстайна. Ну и собственно Джейкоб Форчун-Ллойд, на плечи которого легла довольно сложная задача передать страдания и метания своего героя без объяснения причин. Одни следствия.

-5

И всё же фильм стоит посмотреть тем, кто любит Битлз, кто интересуется подробностями их биографии. А вот обычного зрителя перипетии фильма, скорее всего, оставят равнодушным… Хотя Брайан Эпстайн как человек, без которого мир, скорее всего, был бы лишён Великой Музыки Великолепной Четвёрки, заслуживает большего.

-6