Шарж (фр. charge, charger - преувеличение) - в искусстве и литературе неправдоподобное преувеличение в обрисовке лица или явления, разновидность карикатуры; сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет или внешний вид), описание (в литературе), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели.
Безусловно шарж в искусстве Кукрыниксов занимает существенное, значимое место. Можно сказать, что именно с шаржа творческая жизнь коллектива и началась. Писатели и поэты, художники и скульпторы, певцы и композиторы, режиссеры, актеры театры и кино - все с кем были знакомы и дружны Кукрыниксы попадали в поле интереса художников. А еще объект шаржа должен быть известен публике - какие-то отдельные черты в лице или фигуре, манере себя держать (позе и жестах), одежде. Иначе как уважаемый зритель сможет в считанные минуты, практически мгновенно распознать героя преувеличения. Ну, а еще подобная зарисовка, конечно же, должна быть добродушным, располагающим, вызывающим эмпатию виденьем. Очень тонким.
Ну как не узнать поэта, переводчика, автора - песенника Роберта Рождественского (1932-1994)?
Или замечательного детского писателя, литературоведа, переводчика, критика Корнея Чуковского (1882-1969)
Надо отметить, что таким (как на фото и шарже) я Чуковского не знала и не представляла, для меня он был всегда добродушным стариком, умудренный житейским опытом, с седыми волосами и крупными чертами лица, изображенный на первой странице книги с его произведениями...
Шаржи бывают разными... Вот в сравнение шарж на Чуковского от Владимира Маяковского
или от карикатуриста Бориса Ефимова
Зачем посещать выставки, если очень многое (если не всё...) можно просто посмотреть в наши дни посредством интернета, во "всезнающей сети"?! Так рассуждают очень многие (к моему удивлению). Ну, как правило, ничего просто в этой жизни не бывает... И, чтобы знать что смотреть, для начала об этом надо впервые как-то узнать/услышать, а лучше увидеть собственными глазами. И вот только потом погружаться в "сеть"...
Так знакомясь с творчеством Кукрыниксов, попутно для себя открыла новое имя - Оноре Домье (1808-1879), французский художник, гравер, скульптор, а еще - мастер карикатуры, остро отражавший действительность социальной и политической жизни Франции 19 века. В 1832 году художник работал над серией портретов политиков Июльской монархии, дело продвигалось медленно... возникла идея предварительно вылепить из глины бюсты персонажей и рисовать уже с них. Скульптурки (сатирические портреты) выполнялись Домье по свежему впечатлению, после возвращения из зала заседаний Палаты депутатов, где он мог присутствовать в ложах для прессы. В итоге было выполнено около 100 скульптур, а 36 дошли до наших дней в целости и сохранности.
Кукрыниксы вдохновлялись творчеством французского художника и создали свою сатирическую серию бюстов - шаржей в фарфоре. Мне кажется, получилось утонченно.
Итак, серия дружеского шаржа в фарфоре от Кукрыникс!
- Русский и советский театральный режиссёр, актёр, педагог, теоретик, реформатор театра - Константин Станиславский (1863-1938). Обратите внимание как тонко обыграна "бабочка" метра - легендарная чайка Московского Художественного театра
- Театральный режиссер, актер, педагог - Всеволод Мейерхольд (1874-1940) и Кукрыниксы работали над постановкой пьесы Владимира Маяковского «Клоп», премьера состоялась в 1929 году. А пригласил к работам их Владимир Маяковский
- Ведущий актер Московского Художественного театра, педагог, чтец (мастер художественного слова) - Василий Качалов (1875 - 1948). Театральная Москва сходила по Качалову с ума: от поклонниц не было отбоя, билеты на спектакли с участием красавца - Качалова "отрывали с руками", а граммофонные пластинки с записями произведений поэзии и прозы, например, Эдуарда Багрицкого или Сергея Есенина, озвученные голосом Качалова передавались из семьи в семью на вечер - послушать и вернуть.
- Не менее популярный в начале 20 века театральный актер и режиссер - Иван Москвин (1874 - 1946), непревзойденный исполнитель (чтец) чеховских рассказов, директор МХАТа с 1943 года.
- Выдающийся пианист, композитор и дирижер, а также шахматист первой категории - Сергей Прокофьев (1891-1953), тут, конечно, акцент на внешности и руках - длинных пальцах, как стереотип преследующий любого пианиста
Работа Кукрыниксов была продемонстрирована в 1937 году во Франции, в рамках Международной выставки, проходившей под девизом "Искусство и техника в современной жизни" и участниками которой выступили 47 стран. Борьба за главный приз развернулась между павильонами Германии и СССР.
В общей сложности СССР собрал 270 наград, из них: 95 гран-при, 70 золотых медалей, 40 серебряных, 6 бронзовых и больше полусотни дипломов. Золотой медали удостоилась и работа творческого коллектива Кукрыниксы:
P.S. Кто такие Кукрыниксы читайте тут:
Надо отметить, что шарж был в жизни коллектива всегда: в 1930 они были собраны и изданы в виде альбомов, например, "Почти пародии" 1932, "ЛитОраторы" 1935. Остроумные пародии на автопортреты известных художников будет сложится в отдельный альбом в 1958 году, в конце 1960-х в продажу выйдет альбом "Это Я?"
Надеюсь, что Вы не скучали и, прочитав эту заметку, узнали для себя что-то новое и интересное!
До новых встреч на просторах канала!