Найти в Дзене
Доктор у руля

Научись водить машину. 30 практических советов начинающим.

Недавно исполнилось 30 лет, как я за рулем. Напомню, что я не являюсь профессиональным водителем и инструктором по вождению. В свете этой значимой даты я решил поделиться некоторыми нюансами, которые когда-то помогли мне избежать многих проблем на дороге. Они помогают мне на протяжении десятков лет! Для новичков они не станут лишними, это точно. И еще: этому вас с большой долей вероятности не учат в автошколах, просто им за это не платят… Если уж говорить честно, то в автошколах нас учат не водить (за редким исключением и это чаще было раньше), а сдавать экзамены (как и в школе - ЕГЭ). Отсюда следует усиленная зубрежка билетов по теории, суть которой сводится к запоминанию верных ответов, а не к пониманию конкретных ситуаций на дороге и поиску выхода из них на основании знания ПДД. Практические занятия чаще превращаются в дрессировку курсанта на безошибочное выполнение маневров на площадке, а также изучение улиц маршрута следования и возможных «засад» на маршрутах, где инспекторы прове

Недавно исполнилось 30 лет, как я за рулем. Напомню, что я не являюсь профессиональным водителем и инструктором по вождению.

В свете этой значимой даты я решил поделиться некоторыми нюансами, которые когда-то помогли мне избежать многих проблем на дороге. Они помогают мне на протяжении десятков лет! Для новичков они не станут лишними, это точно. И еще: этому вас с большой долей вероятности не учат в автошколах, просто им за это не платят…

Если уж говорить честно, то в автошколах нас учат не водить (за редким исключением и это чаще было раньше), а сдавать экзамены (как и в школе - ЕГЭ). Отсюда следует усиленная зубрежка билетов по теории, суть которой сводится к запоминанию верных ответов, а не к пониманию конкретных ситуаций на дороге и поиску выхода из них на основании знания ПДД. Практические занятия чаще превращаются в дрессировку курсанта на безошибочное выполнение маневров на площадке, а также изучение улиц маршрута следования и возможных «засад» на маршрутах, где инспекторы проверяют успешно сдавших «теорию» и автодром. Даже при таком подходе вы все равно не застрахованы от распространенных ошибок водителей-новичков.

В итоге, преодолев все три стадии экзамена и получив заветные «права», «молодой» водитель оказывается в такой ситуации, когда он способен без особых проблем проехать по знакомым улицам и выполнить заученные упражнения на учебной площадке. Но ощущать себя в своей тарелке в реальном трафике могут далеко не все и далеко не сразу. В идеальной ситуации осваивать самостоятельное вождение лучше с профессиональным инструктором на переднем пассажирском месте или хотя бы под контролем опытного знакомого водителя, но если такой возможности нет, то учиться следует на чужих ошибках.

Мне повезло с учителем по вождению, который учил меня не долго, но очень тщательно. Я получил от него всего пару уроков по 30 минут, все остальное я осваивал сам и на своей машине. Но эти уроки дали мне понимание того, как вести себя и в машине, и на дороге.

Я подготовил перечень распространенных ошибок, совершаемых водителями-новичками. Перечень открыт к дополнению, не претендую на его завершенность. Сначала общие советы, потом еще немного из практики.

1) Прежде чем начинать движение на любом автомобиле обязательно изучите органы его управления, находите их, не глядя, и безошибочно знайте, какая кнопочка или рычаг за что отвечает в вашей машине!

Проблемы начинаются еще на месте стоянки автомобиля. Да, это так.

Неправильная посадка: начинающий водитель не в состоянии правильно настроить сиденье, руль и зеркала, а ведь все это сказывается на удобстве управления автомобилем, а значит и на безопасности движения. Сидеть нужно не слишком близко к рулю, но и не на удалении от него, обод руля должен «смотреть» в область грудной клетки, запястье правой руки должно лежать на руле. Левая нога при полностью выжатом сцеплении (на машине с автоматической коробкой передач — при выжатом тормозе) должна образовывать в колене небольшой угол. Руль ВСЕГДА необходимо держать ОБЕИМИ руками (представив обод в виде часового циферблата, правая должна быть в районе условных двух часов, а левая — на десяти часах). Зеркала заднего вида стоит настроить заранее и так, чтобы линия горизонта проходила примерно в середине, а в самом зеркале отражался край кузова вашей машины.

2. Запуск двигателя на передаче. Двигатель, если вы в машине с механической коробкой передач, всегда должен запускаться на «нейтрали», иначе автомобиль резко дернется вперед и поездка может закончиться ДТП, толком и не начавшись. Возьмите за правило проверять «нейтраль» и запускать двигатель с выжатым сцеплением. На автомобилях с «автоматом» мотор заводить следует только в режиме «паркинг», что гарантирует защиту от неприятностей.

3. Езда на «ручнике». Типичная ошибка новичка, который может забыть о том, что автомобиль зафиксирован стояночным тормозом — даже горящая предупреждающая лампа на панели приборов не всех останавливает. Случается, что водитель считает, что снял машину с «ручника», но на самом деле он лишь приспустил его. Тормоз остался затянутым на несколько щелчков. Нужно проверить и убедиться, что он полностью отпущен.

4. Ошибки в выборе дистанции и ощущении габаритов. У начинающих водителей нет не только «чувства педали», но и ощущения габаритов и безопасной дистанции. Вот и получается, что новички либо жмутся к обочине, либо едут между полос, а недооценка дистанции и проблемы с реакцией чреваты авариями. Проблемы такого рода (габариты машины) ждут новичков даже на парковке и в собственном гараже.

5. Отсутствие опыта езды в конкретную погоду. Из предыдущего пункта вытекает следующий: закончив автошколу летом, новичок не понимает, как ведет себя автомобиль в холода на снеге и льду и наоборот, отъездив курс зимой, на сухом асфальте начинающий водитель также может оказаться в необычных для себя условиях. Это та ситуация, которую лучше осваивать на закрытой площадке, прежде чем выбираться на улицы.

Я учился вождению темным вечером, при -20*С, на сильном гололеде, на дороге общего пользования и с МКПП ... Не позавидуешь, но другой площадки в тот момент не нашлось, но это сильно помогло мне в дальнейшем понимании сути вождения.

6. Несоблюдение скоростного режима. Здесь речь идет как о превышении скорости, так и о медленной езде, когда начинающий водитель провоцирует заторы. Винить в этом недавнего ученика автошколы неразумно — стрессовая ситуация в самостоятельной поездке за рулем вынуждает ехать медленно, пока не будут доведены до автоматизма нужные навыки и не появится способность ехать со скоростью потока.

7. Незамеченные дорожные знаки. Чаще всего внимание начинающего водителя целиком сконцентрировано на впереди идущем автомобиле, на органах управления собственной машины, на контроле ситуации вокруг и отслеживании сигналов светофора. А вот дорожные знаки оказываются за пределами поля зрения, что может приводить к сложностям в ситуациях, когда новичок оказывается на нерегулируемом перекрестке и не понимает, на главной он или на второстепенной дороге.

8. Внезапное открывание дверей. По окончании поездки новичку не следует спешить открывать двери и выходить из машины — надо выработать привычку у себя и своих пассажиров предварительно оценивать обстановку позади и вокруг автомобиля. Выходить из салона можно только тогда, когда это безопасно и не создает помех едущим — в лучшем случае все закончится оторванной у вашей машины дверью, а в худшем вы сами рискуете оказаться под колесами. Я не говорю уже про то, что необходимо «заглушить, поставить на ручник и т.п.»

9. Не забыть включить/выключить фары. Включайте «поворотники» вовремя. Очень часто начинающие водители, обучение которых в абсолютном большинстве случаев проходит в светлое время суток, с наступлением сумерек забывают включить фары (если нет опции «авто-света») и ездят вслепую, осложняя поездку и себе, и другим участникам движения. Другая сторона медали — забыть выключить фары по окончании поездки, что чревато разрядом аккумулятора и проблемами с запуском двигателя перед очередной поездкой. Пользуйтесь «поворотниками» не в сам момент манёвра, а за несколько секунд заранее — дав понять окружающим о вашем намерении. Если вам нужно перестроиться, а вас всё не пускают и не пускают — откройте окно, и взглядом/жестом попросите водителя вас пустить. В 99% случаев вас пустят в ряд. Не забудьте сказать спасибо кратковременным включением «аварийки».

10. Оставлять документы в автомобиле. Данный пункт не имеет к безопасности движения никакого отношения, но очень важен. Плохая привычка — оставлять документы на машину в самой машине, а ведь так поступают многие опытные водители. Им просто лень брать с собой документы, они боятся забыть их дома или т.п. ВСЕГДА берите документы на автомобиль (и все видимые ценные предметы из салона) с собой. Не провоцируйте угонщиков/воров, не играйте в рулетку с судьбой.

11. Держите стёкла/зеркала вашего автомобиля чистыми. Будет намного комфортнее ехать в любое время года и суток.

12. Осмотрите свой автомобиль перед поездкой. Просто подходя к автомобилю, бросьте взгляд на колёса, отсутствие подтёков жидкости, пока машина греется – проверьте работу осветительных приборов и т.п. Это избавит от неожиданностей в дороге. Тем более, если автомобиль не новый. Проверьте уровень топлива до начала поездки, особенно дальней.

13. В потоке автомобилей нужно ехать со скоростью потока. Если вы едете медленнее потока (пусть даже он движется 100 км/час при разрешенных 90), вы заставляете окружающих водителей совершать лишние перестроение и опережать вас. А лишние манёвры — риск создания аварийной ситуации.

14. Если на дороге 3 полосы движения и более — лучше двигайтесь в среднем ряду (не в крайних). В левом ряду не придется перестраиваться от поворачивающих налево, а в правом от внезапных остановок транспорта. Тем самым вы уменьшите количество ваших перестроений.

15. Останавливаясь на перекрестке, чтобы повернуть, оставляйте колёса ровно. Если ударят в зад, вы избежите лобового столкновения со встречным потоком.

16. Не торопитесь начинать движение на зелёный (и на главной дороге тоже), не убедившись в безопасности манёвра — помните, у нас очень любят «проскочить на жёлтый свет, даже на красный» или просто не уступить по известным только ему причинам. Вы, безусловно, будете правы при разборе причин ДТП, но лучше обойтись без всего этого.

17. Наклейка «начинающий водитель» — не будет лишней. Вы ошибаетесь если думаете что вас будут специально ущемлять на дороге. Му@аки-водители всё равно подрежут вас вне зависимости от наличия у вас наклейки, зато другие будут относиться терпеливее и чаще пропускать.

18. Всегда возите с собой аварийный набор! Убедись, что в машине есть «запаска» и она накачана, что есть баллонный ключ и домкрат, насос. А так же аварийный знак, трос, аптечка и огнетушитель. Или кому-то может потребоваться помощь или даже вам... Возите с собой бутылку воды, перчатки, фонарик, может пригодиться …

19. Всегда думайте не только за себя, но и за других участников движения!

Это важный залог успеха. Следите за окружающими машинами/водителями и учитесь предвидеть их возможные действия (как в шахматах), это поможет Вам предупредить множество неприятных ситуаций. Да, это сложно, очень сложно, но вполне возможно! Водителей, купивших права становится так много, что это «предсказание» - почти единственный способ избежать проблем на дороге. Купите видео-регистратор. Первое время дома просматривайте вашу поездку - поверьте, посмотреть будет что! Вы увидите то, что не заметили во время поездки, но заметите в следующий раз. Вы поймете причины некоторых действий окружающих вас водителей, находясь дома в спокойной обстановке.

Например, в соседнем ряду едет машина, у нее через полста метров имеется препятствие - будьте готовы к тому, что тот водитель может резко вывернуть на вашу полосу движения, чтобы объехать своё препятствие. Так бывает очень часто, многие ездят по принципу "мне надо и плевать на всех". Поэтому видя такое, заранее держите ногу над педалью тормоза и будьте готовы тормозить, если понадобится.

Я советую новичкам не просто видеть дорогу, а видеть ее на несколько мгновений вперед.

Смотрите не просто на машины впереди, но и перед ними: на знаки (направление движения по полосам, чтобы заранее перестроиться), на светофор (чтобы заранее начать сбрасывать скорость, а не ждать, пока машина впереди резко затормозит) – сколько секунд осталось для действия «зеленого света», на стоп-сигналы машин впереди (если они остановились, значит, скорее всего, сейчас и Вам придется снизить скорость). То есть на все то, что способно изменить поведение потока машин.

Замечайте машины, водители которых ведут себя неадекватно, и держитесь от них подальше. И вообще - от ЛЮБОЙ машины и пешехода ждите неадекватного действия, будьте готовы резко затормозить, держите необходимую дистанцию.

20. Вам никто ничем не обязан на дороге!

Многие лучше пропустят Вас от греха подальше, но есть и такие, кто не успокоится, пока Вам не отомстит. Поэтому держим дистанцию, правила не нарушаем, никого не подрезаем, не сигналим фарами, едем строго в своей полосе и не забываем о включении указателя поворота при всех маневрах!

Если у вас преимущество перед другим автомобилем по ПДД, то это не значит, что вас пропустят, вам уступят.

Ждите подвох в любой ситуации, даже в самой очевидной.

21. Создайте себе комфорт внутри машины. Ничто и никто не должно Вас отвлекать! Выключите музыку (рекомендую на первое время, вплоть до года), не доставайте телефон из сумки, пусть звонит, не отвлекайтесь на него. Пассажиров лучше сажать на задние сиденья, т.к. они часто пугаются, машут руками и отвлекают разговорами. Пусть занимаются этим сзади, а лучше первое время ездить одному или с опытным помощником рядом с Вами.

22. Не забывайте о пешеходах! Они вездесущи. И они почти всегда уверены, что Вы их видите и непременно пропустите! А еще велосипедисты, мотоциклисты, мопеды и т.п. Поэтому подъезжая к «зебре», занесите ногу над тормозом заранее. Во дворах двигайтесь медленно, помните – дети могут выбежать или выехать исключительно внезапно!

Объезжая автобусы, притормозите - некоторые любят перебегать дорогу впереди автобуса! Посмотрите в зону переднего левого колеса автобуса: если видите там ноги пешехода, то он через секунду будет перед вами на пути вашего следования – притормозите заранее.

23. Наблюдайте за общей обстановкой на дороге постоянно. Даже если машин нет вокруг - регулярно смотрите в зеркала, при перестроении помните о наличии «мертвых зон» видимости. Монотонная дорога (особенно загородная и ночью) успокаивает, но это мнимое благополучие.

Если все водители начинают тормозить - тоже тормозите! Причину узнаете чуть позже.

24. Рано или поздно вы почувствуете уверенность за рулем. НЕ ВЕРЬТЕ ЕЙ! Её не может быть! Вы можете быть относительно уверенными лишь в себе и в своем автомобиле, но Вы на дороге не одни! Что творится в головах водителей вокруг вас – не ведомо. Техническое состояние их машин – вопрос! Поэтому забудьте про чувство уверенности на дороге и продолжайте следить за обстановкой, думайте как за себя, так и за других участников движения. Даже через десятилетия за рулем этот пункт остается актуальным для меня.

Эта уверенность появляется примерно через 1-3 года регулярного вождения машины, у всех по-разному. Но она обязательно появится, знаменуя прохождение этапа «зеленого новичка» и перехода в статус водителя начинающего.

25. Спокойствие, сохраняйте спокойствие за рулем! Даже профессиональный водитель может допустить, что его авто заглохнет на скорости или совершит иную ошибку. Поэтому не впадайте в панику. Сделайте глубокий вдох и выдох, приступайте к исправлению своих ошибок. Даже если вы остановились на светофоре, а другие машины сигналят и угрожающе показывают руками, держите себя в руках: включите «аварийку» и пробуйте тронуться или исправить любую другую ошибку.

Но бояться НЕЛЬЗЯ! Не бойся или НИКОГДА не садись за руль.

Могу посоветовать то же, что когда-то советовали мне: в трудной ситуации "успокойся и дыши ровно", пока никто не умер, все решаемо. Сейчас, когда я стал опытным водителем, вспоминаю еще один совет, который дал мне один еще более опытный водитель: когда в плотном потоке едешь, а сзади резко появляется "вечно спешащий водЯтел" и сигналит, и «моргает» фарами, что-то там от тебя требует, типа пропустить его персону … "Спешишь - перепрыгни!!!". Этот совет меня не раз выручал и помогал сохранять спокойствие в сложных ситуациях.

26. Новичкам нужно постоянно ездить, практиковаться в вождении по незнакомым улицам и в разную погоду, на машине с левым и правым рулем, с АКПП и МКПП (по возможности, конечно)! Чем больше ездишь, тем больше опыта! Иначе не бывает.

27. Если впереди патруль ДПС, то продолжайте движение так, как будто их нет. Чаще всего они тоже не обратят на вас внимания, при отсутствии с вашей стороны явного нарушения правил.

28. Всегда помните, где в машине педаль тормоза. Выделю это отдельным пунктом. Это нужно заучить на уровне инстинкта, который не раз спасет вам и окружающим и жизнь и имущество, будьте в этом уверены, проверено на практике тысячами автомобилистов.

Видишь непонятную ситуацию впереди на дороге - ПРИТОРМОЗИ!

29. Всегда следите за техническим состоянием своего автомобиля. А самостоятельно или на СТО – решать вам. Я сам выполняю многие простые для меня действия (замена колодок и свечей, фильтров, жидкостей, сезонная смена колес, ремонт проколов и т.п.), а с более сложными проблемами обращаюсь к «своему» специалисту, которому доверяю вот уже более 15 лет ремонтировать все свои машины.

30. Как доктор скажу, что убивает на дороге не столько отсутствие навыков, сколько глупость и чрезмерная скорость передвижения.

Искренне надеюсь на то, что каждый из прочитавших статью новичков, станет вскоре не «прокладкой между рулем и сидением», а настоящим Водителем!

Желаю всем здравия и ровной дороги!

Ставьте палец вверх после прочтения статьи, пишите ваше мнение по теме в комментариях. Материал статья открыт для обсуждения и дополнения.

Подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить очередные интересные материалы.

Рекомендую прочитать эти и другие статьи на моем канале: