«Если шар теряет высоту, нужно выбросить всё ненужное и продолжить путь». На вернисаже в музее-заповеднике «Кижи» предложение озвучила куратор выставки «Фантастические миры Анатолия Титова» (0+) Тина Дудинова. Сам художник, автор идеи о воздухоплавании древних карелов, поддержал бы ее.
В выставочном центре музея «Кижи» на площади Кирова открылась выставка работ Анатолия Титова. Экспозиция посвящена памяти мастера. Друзья Анатолия Титова вспоминали его на вернисаже с теплым чувством и улыбкой. Характер художника виден в его работах: воздушных шарах, созданных из разных материалов, кинетических скульптурах «Лемминкяйнен» и «Старуха Лоухи с переносной портативной мельницей Сампо», панно, большой серии щелкунчиков (новогодний привет гостям выставки).
Дизайнер выставки Даниил Бакалин постарался создать воздушную среду экспозиции: зеркала раздвигают пространство небольшого выставочного зала, кулисы напоминают паруса. Воздушные объекты Анатолия Титова можно рассматривать на фоне проекции неба. В большой корзине воздушного шара в фотозоне можно представить себя путешественником и помечтать о полете.
По словам жены Анатолия Титова Натальи Играковой, художник дружил с воздухоплавателями. Первая выставка его работ была создана совместно с членами общества воздухоплавателей и прошла в политехническом институте в Москве. Сотрудничество оказалось интересным обеим сторонам.
Известно, что Анатолий Титов был автором легенды о том, что издавна карелы летали друг к другу в гости на шарах.
— Была даже доказательная теория про старуху Лоухи, которая за похищенной мельницей Сампо гналась по воздуху. Гипотезу подтверждали рунные сложения, и были рассказы о том, как делался воздушный шар — из пузыря кита. И на болотистых местностях пузырь надували газом и можно было подняться в воздух. Теория обрастала дополнительной информацией и, когда была большая воздухоплавательная фиеста в Переяславль-Залесском, рязанский главный воздухоплаватель попросил подарить эту легенду Рязани. Анатолий сказал: «Нет, первыми были карелы», — рассказала на вернисаже Наталья Игракова.
Историю про руны дополнил художник Владимир Лобанов:
— Я помню, как у него родилась эта идея, и он мне подсунул свою стихотворную теорию о воздушных шарах. Он ее вставил в реальный эпос «Калевала», принес мне и говорит: «Смотри, Володя, нашлись новые руны!» Я ему поверил. Он еще снабдил их своим рисунком в лубочном стиле.
О том, что такой большой (в том числе физически) художник умел управляться с такими маленькими деталями, рассказал на открытии выставки художник Владимир Зорин: «Они у него оживали, приобретали звучание».
Дизайнер Даниил Бакалин решил, что его задача — не соревноваться с коллегой в придумывании образов, а передать ощущение от его работ в масштабе зала.
— Нечасто выпадает возможность поработать с проектом, в котором такие удивительные экспонаты. Хотелось дать людям возможность почувствовать, как будто они находятся внутри них, — сказал он.
Куратор выставки Тина Дудинова представила работы Анатолия Титова.
— Первый его воздушный шар был сделан из дерева, любимого материала. Первая серия называлась «Воздухоплавание света». По экспонатам на выставке мы можем представить все его серии. Обратите внимание на названия шаров. Вот, например, «форелевые» шары. Здесь мастер использовал рыбью кожу. Вот нитяные шары. Многие из них с подсветкой. Вот «Старуха Лоухи несет мельницу Сампо». Самый большой шар называется «Монгольфьер». Интересно представлена тема «Калевалы». А вот еще одна большая тема — щелкунчики. Здесь можно увидеть и традиционных щелкунчиков, и представленных в образах литературных героев.
Анатолий Титов говорил: «Если вы поднимаетесь на воздушном шаре, то всё ненужное остается на земле». Можно зайти в корзину воздушного шара в центре зала и представить, что ты отрываешься от земли, а все ненужное остается где-то далеко. Наша жизнь как воздушный шар. Если он теряет высоту, нужно выбросить все ненужное и продолжить полет, — сказала на вернисаже Тина Дудинова.
Наталья Игракова добавила, что художник был бы счастлив видеть, что его тема жива и интересна людям.
— Здесь представлены работы из хранилища музея «Кижи», из частных коллекций. Может, есть люди, которые не знают про эти работы, не видели их, и у них будет возможность перед Новым годом немножко отойти от домашних дел, от суеты и просто немного помечтать. Это то, ради чего мы все это делаем.
Выставка открыта до 12 марта.