“Понять игру барабанщика может только другой барабанщик”: в заголовок я взял фразу барабанщика Чарли Уоттса, сказанную им когда-то о своем кумире - джазовом барабанщике Максе Роуче. Вряд ли это имя кому-нибудь из нас знакомо.
Для многих случайных поклонников рока игра на барабанах кажется неблагодарным занятием. И то правда - кому вся слава достается? Фронтмену - всяким там Джаггерам, Моррисонам, Гилланам, Кавердейлам - они на переднем крае, в них чаще всего бросают конфетки, бутылки, гнилые помидоры и тому подобное. Но они никогда не остаются незамеченными, вся слава им. Они посредники между залом и группой. Хорошо, когда фронтмен освобожденная фигура, и не играет ни на каком инструменте. Но так бывает не во всех группах - например, Битлз, у них был фронтмен? А у Пинк Флойд кто? Вот у Джетро Талл вроде полегче определить - это, конечно же, Иэн Андерсон. Он и поет, и успевает на "дудочке" поиграть и на гитарах разных. Вот такой многостаночник. Иногда фронтменами называют и лидер-гитаристов - Кит Ричардс, к примеру, Блэкмор и Пейдж - куда же без них, а вот заменивших Блэкмора в Дип Пёпл гитаристов вряд ли можно назвать фронтменами.
Больше всех в группе не везет бас-гитаристам и барабанщикам. Последних запоминают последними и им достается меньше всего внимания. Поэтому часто можно слышно, что барабанщик ХХХ никакой, а YYY вообще не попадает в ритм. Но так говорят те, кто ни на чем не играет и оценивает их игру на слух и личное восприятие. Поэтому я вынес в название мнение профессионала о профессионале.
Несмотря на то, что многие технари заняли место за барабанами и показали своим поклонникам то, сколько усилий требуется для выступления, трудно изменить чьё-то мнение, если вся ваша работа заключается в том, чтобы колотить по барабанам что есть силы ради заработка. Чарли Уоттс всегда был ценителем техники игры на ударных, когда играл, в том числе и в Стоунз, и он чувствовал, что всё, что он знал и любил об этом инструменте, пришло от его джазового кумира - Макса Роуча.
Мало, кто знал в самом начале карьеры Стоунз, что их барабанщик начинал как джазовый музыкант. Многое из того, что делал Уоттс, никогда не было строго рок-н-ролльным по своей подаче. «Роллинг Стоунз» по-прежнему можно считать де-факто рок-н-ролльной группой до скончания времён, но то, что Уоттс играл на барабанах, было сосредоточено на создании отличного ритма, а не на том, чтобы "выбивать" всё подряд, как это делал Джон Бонэм.
На самом деле, многие из его лучших моментов связаны с тем, что он отходил от привычной формулы игры на барабанах. Учитывая, что любой другой барабанщик ударяет по малому барабану и хай-хету одновременно, Уоттс всегда оставлял место для малого барабана, играя на нём отдельно и делая аранжировку лаконичной. В книге Ричардса Life он так описывает свое взаимодействие с Уоттсом :" Посмотрите на видео как он играет - в момент удара по малому он пропускает удар по хай-хэту, вторая рука как бы зависает над хэтом, а после удара по малому уже хэт."
Это не значит, что он не может играть сложные вещи. То, как он превращает «Sympathy for the Devil» в прославленную самбу, по-прежнему остаётся одним из лучших моментов в карьере группы, а его постоянный ритм в "Paint It Black" — причина, по которой эта песня звучит жутко рядом с культовой партией ситара Брайана Джонса.
Если посмотреть на то, что повлияло на Уоттса, то всё это пришло из свинг-джаза, и Макс Роуч очень хорошо это умел делать. Роуч, родом из США (родился в 1924 году), считался одним из величайших барабанщиков, которых когда-либо видела джазовая сцена. Он всегда играл максимально плотный ритм и позволял песне дышать на протяжении всего звучания, а не играть правильные ноты в нужный момент.
Эта песня Стоунз - характерная работа Чарли Уоттса в группе.
Для Уоттса наблюдение за игрой Роуча всегда было полезным опытом. Он говорил о нем:
«Такой человек, как Макс Роуч… ну, он мой настоящий кумир. Возможно, только другой барабанщик может точно понять, что он делает и насколько хорошо он это делает».
Несмотря на то, что Майлз Дэвис, с кем часто играл Роуч, поощрял творческий подход в своих лучших альбомах, и Роуч время от времени подправлял ритм на заднем плане, это стало причиной, по которой некоторые из этих треков так хорошо слушаются даже сейчас. В конце концов, барабаны - это то, что "выбивает" ритм изо всех сил во время исполнения, и Роуч не боялся испачкать руки, когда дело доходило до того, чтобы немного пройтись по басовой партии под аккомпанемент солистов.
И если вспомнить, как Уоттс играл с Китом Ричардсом в расцвете его сил, то можно сказать, что он играл песню, а не на инструменте. Любой барабанщик может использовать своё время на сцене, чтобы покрасоваться, но Уоттс давно понял, что главное — это лучшее выступление, а не лучший исполнитель.
Так что, статья вроде бы про Макса Роуча и его таланте джазового барабанщика. Но это в полной мере относится и к игре Чарли Уоттса - именно, игре на барабанах. Равное игре на гитаре. Слово "игра" тут самое важное.
=====================
И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.