Когда Гитлер напал в 1939 году на Польшу, он не пошел на восток страны дальше той линии, которую через две недели Сталин сделал границей СССР и Третьего Рейха. Кто-то может говорить о том, что это был договор между ним и Сталиным по разделу Польши, но эта линия разделения Польши была нарисована вовсе не в 1939-м, а еще в далеком 1920 году британскими политиками, и получила она название «линии Керзона». Так что полякам надо за раздел их государства благодарить не «сталинских агрессоров», а своих собственных западных союзников, которые за 20 лет до этого показали советским большевикам, что в том районе на самом деле принадлежит Польше, а что принадлежит России.
Я уже писал о том, что Сталин зря присоединил в 1939 году кусок Польши к Украинской ССР в том виде, в каком он это сделал. Это вроде бы было очевидно с самого начала, и сегодня этот план приносит свои плоды – очень нехорошие не только для самой Украины, но и для всей Европы.
Сталин был умный человек, понимал многое из того, что никак не могли понимать его многочисленные соратники, которые имели возможность управлять такой огромной страной, как СССР. Но и он дал маху, совсем не учтя маленькой особенности – религиозного состава Восточной Польши, которая потом превратилась в Западную Украину.
Ну, с другой стороны Сталина можно понять – он строил государство, свободное от какой-то церковной религии, и думал, что всю ее можно будет вообще извести так, чтобы в коммунистическом государстве от нее следов не осталось. Именно поэтому он и не придавал значения тому, что в то время как в УССР тогда преобладало христианство православное, то на Западной Украине – католическое. А католики и православные – это хуже, чем кот с собакой
Ясно, что пока Украина была социалистической, все эти противоречия просто не возникали. Но сегодня мы видим это противостояние между католиками и православными воочию. Практически все западные украинцы гордятся тем, что в древние времена западную Русь опекали папы римские и даже назначали местных русских князей королями, как они назначали королями и других славянских князей – болгарских, хорватских, чешских и прочих. И поэтому к православному Киеву они относятся с презрением, мечтая всё православие на Украине извести и сделать ее католической страной.
Но ничего этого не было бы, ели бы Сталин после раздела Польши не включил Западную Украину в состав УССР, а сделал бы из нее отдельную республику, которая варилась бы в своем соку и не имела бы никаких оснований для того, чтобы что-то диктовать своему восточному соседу, как она не имеет никаких оснований что-то диктовать своим соседям западным сегодня.
Вот тут-то и возникает вопрос – а зачем Сталин вообще присоединял восточные польские земли к СССР? Сегодня из-за этого многие «специалисты» называют Сталина агрессором, который разорвал Польское государство на две части, поделив его с Третьим Рейхом. А вот если бы он эти территории к СССР не присоединил, то агрессором бы не был. Получается так, что в тех условиях ему было бы гораздо выгоднее создать новое «независимое» государство на границах СССР, хоть и полностью ему подчиненное. По-другому это называется – марионеточное государство.
Но Сталин все-таки решил восстановить историческую справедливость и воссоединить все древние русские земли в одной куче, а Львов, как ни крути – он все же когда-то был русским городом. Правда, потом он стал польским по всем признакам, и пребывал таким лет 500, а это, сами понимаете, срок немалый. Русских в этом городе к началу Второй Мировой войны практически не осталось, и дорогу к нему за эти сотни лет они вообще забыли, разве что приходили пограбить его и показать полякам кузькину мать.
Даже Петр I, который во время Северной войны в начале XVIII века мог спокойно сделать то же самое, что спустя 250 лет сделал Сталин – и тот не признал Львов русским городом и не собирался присоединять его к Российской империи. Да и Екатерина II, когда делила Польшу между Пруссией и Австрией, не собиралась заграбастать Львов, хотя могла. Это говорит о том, что Западная Украина для России тогда была более опасной, чем сама Польша, которую просто поделили на русские губернии.
А вот с Западной Украиной российские монархи связываться не хотели. С одной стороны это очень странно, но если так разобраться, то и не совсем.
И вот в XX веке появились в России большевики, которые, обладая некоторыми возможностями, захотели решить вопрос с собиранием русских земель по-революционному. В 1920 году захватить Западную Украину не получилось, но зато это получилось в 1939-м. Поляки сопротивлялись недолго, потому что они были поляки, а не украинцы.
Поначалу Сталин не собирался выселять поляков с новых территорий, да и некуда было. Но после войны их все же отправили в освобожденную от Гитлера Польшу, а Западная Украина наконец-то смогла вспомнить, что 1000 лет назад она была Русью, а не Польшей. К началу 50-х никаких поляков на этих землях уже не осталось, а если какие-то и остались, то они предпочли стать украинцами, в любом случае про свои польские корни они уже не вспоминали.
Вот тут и следует кое-что прояснить. Если вкопнуться в исторические реалии, то оказывается, что Польшу в 1939 поделили вовсе не Гитлер со Стальным. Эти два тирана просто реализовали чужой план, а поделили Польшу западные союзники Польши в далеком 1920 году, когда во время советско-польской войны англичане нарисовали карту, по которой границы Польши и СССР должны были проходить по тщательно составленной британским министром иностранных дел лордом Керзоном «линии Керзона».
И эта линия проходила как раз по тем пределам, до которых в 1939 году дошел Сталин – и ни километром больше.
То есть, если бы в 1920 году Красная Армия победила, то границы между двумя государствами уже тогда были такими же, какими они стали в 1939-м. Так что тут не Сталин Польшу с Гитлером делил, а союзники поляков – британцы, кстати, с полного одобрения остальных западных держав. И Польшу оккупировал не Сталин, а Гитлер, а Сталин только привел старый английский план в действие и ничего не оккупировал, а включил в состав другого государства, что оккупацией не является, иначе сегодня поляки предъявляли бы Украине претензии по поводу оккупации Львова.
Но дело тут не только в этом. С момента последнего раздела Польши прошло много лет, и в Польше Сталина хоть и называют агрессором до сих пор, но даже сама Польша молчит о том, что у нее отобрали какие-то территории. Благодаря Сталину полякам самим удалось разделить после войны Германию, отобрав у нее очень «вкусные» по сравнению с отсталой Западной Украиной промышленные регионы - это южная часть Восточной Пруссии, Померания, Нижняя Силезия и часть Бранденбурга. Таким образом все претензии к Сталину за раздел Польши в 1939-м закончились уже в 1945-м, и упоминать об этом было просто как-то некрасиво, а то и опасно.
А почему опасно? Да потому что если бы в Польше был поднят вопрос о возвращении Львова, то тогда в Германии был бы поднят вопрос о возвращении в состав Германии Бреслау, Штеттина, Познани, и вообще всего, что было у Германии отторгнуто Польшей по результатам не только Второй Мировой войны, но и Первой.
Вот этого поляки всегда боялись, а сегодня боятся еще больше. Ведь пока действовали международные договоры, особой опасности не было. А сегодня мир возвращается в первобытное состояние, и если немцы решат, что поляки слишком долго пользовались их землями, то они могут их просто взять и забрать, а с востока им поможет сами знаете кто. Так уже в истории Польши было, причем не один раз, так почему бы не случиться этому снова? История всегда идет по спирали, только одним эта спираль несет прибыли, а другим – убыли.
В современном мире мяч явно не на стороне Польши, и поэтому поляки хоть и вспоминают те времена, когда Львов был польским, но телодвижения в его сторону Польше делать опасно. Именно поэтому, по большей части, они и не поднимают вопрос о том, что Сталин когда-то разделил Польшу и отобрал у нее самые вкусные куски. И особенно для них очень неудобен тот факт, что тот же Сталин позволил полякам в 1945 году разделить Германию и оттяпать у нее, в свою очередь, по-настоящему вкусные куски.
При этом выселением немцев с присоединяемых к Польше территорий занимались вовсе не советские войска, а сами поляки. То есть, оккупацией Германии занимались исключительно поляки, хоть и с разрешения Сталина, но без его помощи. И вот немцы сегодня имеют большие претензии не к Сталину, а именно к полякам, которые мало того, что земли забрали, так еще и осуществили во время выселения немцев немалые (мягко говоря) перегибы.
На каком основании Польша забрала себе немецкие земли? На основании решения Сталина? Это решение не сам Сталин принимал, но и Рузвельт с Черчиллем еще в 1943 году в Тегеране. Так что немцам на Сталина обижаться? Не он же единолично исконные германские земли к СССР присоединил, но и Черчилль с Рузвельтом. То есть это американцы и англичане решили и постановили – отдать Польше немецкие территории. А Сталин это постановление просто осуществил, причем не силами Красной Армии и НКВД, а руками самих поляков, у которых в 1945 году уже было своё собственное польское НКВД, подкрепленное мощным Войском Польским, кстати, освобождавшим Польшу вместе с Красной Армией.
Да, тут остается вопрос Кенигсберга и Калининградской области, которую Сталин прикарманил под шумок, но полякам и этот вопрос поднимать опасно, потому что и они сегодня владеют частью германской Восточной Пруссии. И если Германия поднимет вопрос Кенигсберга, то возникнет вопрос и польского Данцига и очень больших бывших немецких территорий в этом регионе тоже.
В общем, куда ни кинь, а Польше сегодня совсем не с руки вспоминать события 1939 года, когда произошел последний в истории раздел Польши. В итоге этот раздел принес Польше колоссальные дивиденды в территориальном вопросе, и как минимум она в 1945 году наконец-то получила выход к Балтийскому морю, и не просто выход, а огромный кусок побережья протяженностью почти в 500 километров. И все это за счет исконных германских земель, поэтому возникает вопрос – какой немец это будет терпеть?
Потому возвращаемся к вопросу о том, какой поляк будет терпеть положение, при котором принадлежавший некогда к Польше город Львов сегодня принадлежит к государству, которого до 1991 года и на карте не существовало? Если Сталин в 1939 году отобрал у Польши Львов и присоединил его к России в лице СССР, то почему и по сей день со стороны поляков по этому вопросу нет никаких претензий?
Потому что поляки прекрасно понимают, что им надо Сталина не ругать, а благодарить. А вот немцам только и остается, что ругать своих нынешних союзников американцев и англичан, которые во время войны постановили Германию разделить и отдать ее исконные территории исконным врагам немцев – полякам.
И если кто думает, что немцы в таком униженном положении будут существовать до скончания века, тот просто обмишурился. Да, немцы совершенно не гордятся своим Гитлером, но территориальный вопрос – это совсем другое. Гитлер забудется, а поляки на немецких землях – нет.
Ясно, что поляки тоже не забудут, что они когда-то владели Львовом, но они тоже должны понимать, что история всегда движется по спирали, и если эта спираль для Германии всегда шла вверх, то для них – только вниз. И не Сталин виноват, что он когда-то отдал полякам не принадлежащие им земли. А виноваты только неправильно выбираемые союзники, которые постоянно отдавали Польшу на растерзание ее соседям, и даже сегодня не хотят признавать Львов польским.
ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ НА КАНАЛЕ:
В чем проблема современной Украины? Просто Сталин в 1939-м разделил Польшу неправильно
За какие преступления Сталин в 1940 году расстрелял 21857 «польских офицеров», подданных СССР?