Найти в Дзене
Томский политех

Политехники, революция и автомобили: Дмитрий Бондарев

Продолжаем рассказывать о томских политехниках, оставивших след в истории отечественных технологий и науки. Дмитрий Дмитриевич Бондарев – фигура, незаслуженно отодвинутая на второй план в истории российского автомобилестроения, несмотря на его ключевую роль в становлении отрасли. Его биография – яркий пример сочетания инженерного таланта, революционных убеждений и управленческих способностей, сформировавшихся на сломе эпох.

Дмитрий Бондарев родился в состоятельной казачьей семье в станице Раздорской на Дону. Он получил прекрасное гимназическое образование, затем поступил в Харьковский технологический институт в 1898 году. Правда, этот год ознаменовался для него не только началом изучения инженерных наук, но и активным участием в революционном движении. Его отчислили из института уже через год за революционную деятельность, после чего он уехал довольно далеко от Родины.

-2

Переехав в Томск, Дмитрий Бондарев продолжил обучение в ТТИ на механическом отделении под руководством известного профессора Ивана Ивановича Бобарыкова, который был для Бондарева не просто преподавателем, но и наставником, оказавшим поддержку на протяжении многих лет.

Окончание Томского технологического института не было столь триумфальным, как, возможно, хотелось бы будущему выдающемуся автомобилестроителю. Не сдав один из экзаменов, он завершил свое обучение лишь в 1909 году, вернувшись в Харьковский технологический институт, где получил диплом инженера-механика при содействии своих влиятельных томских профессоров — Владимира Обручева и Ивана Бобарыкова.

После получения диплома Бондарев переехал в Ригу, в сердце бурно развивающейся автомобильной индустрии Российской империи. Выбор пал на Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) — одно из самых передовых предприятий того времени. Благодаря инициативе Михаила Шидловского, завод уже в 1908 году начал осваивать автомобилестроение. Это было беспрецедентным событием для России, представлявшим собой масштабный проект, заложивший основы отечественной автомобильной промышленности. До 1915 года завод выпустил около тысячи автомобилей «Руссо-Балт», завоевавших признание и успех как на внутреннем, так и на международном рынках. Качество автомобилей «Руссо-Балт» было на высочайшем уровне, что во многом заслуга Бондарева и его коллег.

Начало Первой мировой войны внесло свои коррективы. В 1915 году РБВЗ был эвакуирован из Риги в Петроград. Бондарев принял предложение стать директором завода «Проммет» в Петрограде, изготавливавшего трубки для боевых снарядов. В 1915-1917 годах Бондарев принял участие в создании Московского автомобильного завода (АМО), став его первым директором, но революцию рабочие сместили его с должности директора так и недостроенного завода.

-3

В 1917 году Дмитрий Бондарев приехал на Дон и поступил на службу к атаману казачества генералу Каледину, занимал ряд ответственных постов. В 1918 году был репрессирован вместе с другими участниками белого движения, но вскоре амнистирован и отпущен. Трудился в Москве в Главметалле, ГУТАПе, на ответственных инженерных должностях. В 1930-х годах в Ростове-на-Дону проектировал и строил знаменитый «Ростсельмаш», где снова проявил талант крупного инженера. После окончания строительства работал в институте металлов, в других организациях, защитил ученую степень кандидата технических наук.

Работая главным инженером Главного автотракторного управления, в 1935 году Дмитрий Бондарев встретился с директором ЗИСа Иваном Лихачёвым, который пригласил его возглавить на заводе проектное бюро — Управление расширения ЗИС (УРЗИС), координировавшее работы по реконструкции завода и увеличению выпуска автомобилей. Дмитрий Дмитриевич с энтузиазмом подключился к этой работе, однако в 1937 году был снова репрессирован и вскоре после ареста расстрелян. Посмертно реабилитирован в 1955 году.