Путь к авиации
Александр Васильевич Федотов, легендарный советский летчик-испытатель, родился в 1932 году в Сталинграде (ныне Волгоград) в рабочей семье. С детства его тянуло к небу, и эта мечта постепенно превращалась в реальность. Закончив 10 классов школы ВВС, Александр поступил в Армавирское военное авиационное училище летчиков. Вскоре его выделили как одного из лучших и оставили в училище в роли летчика-инструктора.
На этом его учеба не закончилась: Федотов прошел подготовку в Школе летчиков-испытателей, а затем окончил Московский авиационный институт, доказав, что для истинных профессионалов важна как практика, так и теоретическая база. Уже в молодые годы Александр стал старшим летчиком-испытателем в ОКБ имени Анастаса Микояна — одного из ведущих авиационных конструкторских бюро страны.
Испытания и мировые рекорды
Работа в ОКБ имени Микояна для Александра Федотова стала делом всей жизни. Он был первым, кто поднимал в небо самые современные истребители: E-150, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29 и МиГ-31. Каждый новый самолет был вызовом, а его испытание — шагом к укреплению обороноспособности страны. Однако испытания новой техники несли в себе не только славу, но и смертельную опасность.
Федотов стал не просто испытателем, но и настоящим рекордсменом. В 1961 году он установил абсолютный мировой рекорд скорости на самолете Е-166, разогнавшись до 2401 км/ч на замкнутой базе длиной в 100 километров. Но этим его достижения не ограничились. Александр поднял на высоту 30 010 метров самолет с грузом в 2 тонны, что стало мировым прорывом в авиации.
Самым известным его рекордом остается невероятный подъем на высоту 37 650 метров, который был совершен в 1977 году на реактивном самолете МиГ-25. Этот рекорд до сих пор остается непревзойденным для пилотируемых самолетов с реактивным двигателем. Более того, Александр Федотов установил 18 мировых рекордов, что само по себе является феноменальным достижением.
За свои заслуги Александр Васильевич получил множество наград и званий, среди которых: Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР и генерал-майор авиации.
Лицом к лицу с опасностью
Работа летчика-испытателя всегда связана с риском, и Александр Федотов не был исключением. Трижды во время испытаний ему приходилось катапультироваться, но каждый раз он выходил победителем, спасая и себя, и технику. Это лишь усиливало его репутацию как человека с железной выдержкой и безупречным профессионализмом.
Тем не менее, даже самые опытные летчики могут ошибаться. 4 апреля 1984 года судьба сыграла с Александром Васильевичем злую шутку. В тот день Федотов вместе с штурманом Валерием Зайцевым выполнял испытательный полет на новейшем МиГ-31. Как позже выяснили специалисты, на борту произошел сбой в топливомере — прибор показывал, что баки самолета пусты, хотя в них оставалось достаточно топлива.
Опытный летчик решил, что произошла утечка, и принял решение экстренно посадить самолет. Уверенный в пустых баках, он вышел на большой угол атаки, что в итоге привело к сваливанию тяжелого МиГ-31 в штопор. Самолет с полными топливными баками врезался в землю. Александр Федотов и Валерий Зайцев погибли.
Некоторые специалисты, в том числе летчик-испытатель Борис Орлов, считают, что роковую роль сыграло желание Федотова разобраться с причиной «утечки» топлива в полете. Возможно, если бы он сразу пошел на посадку, трагедии удалось бы избежать. Однако, как бы ни развивались события, катастрофа стала тяжелой утратой для советской авиации.
Наследие великого летчика
Александр Федотов вошел в историю не только как выдающийся летчик-испытатель, но и как человек, который на протяжении всей своей жизни ставил интересы страны выше собственной безопасности. Его достижения навсегда останутся символом отваги и профессионализма. Рекорды Федотова до сих пор вызывают восхищение и служат примером для будущих поколений летчиков.
Его имя носит Летно-исследовательский институт в Жуковском, где он работал и где начиналась его слава. А каждый новый самолет, взмывающий в небо, словно отдает дань памяти этому бесстрашному человеку, покорителю высот и настоящему герою своего времени.