В выставочном зале Уральского архитектурно-художественного университета имени Н.С. Алфёрова 9 декабря 2024 года открылась выставка «Контракт рисовальщика», приуроченная 65-летнему юбилею со дня рождения и 35-летию преподавательской деятельности Алексея Борисовича Лопато, известного уральского живописца и графика. Выставка знакомит с образцами графических студенческих работ, выполненных под руководством Алексея Борисовича в разные годы.
26 декабря 2024 года Алексею Борисовичу Лопато виртуозному мастеру реалистического портрета и тематической картины, исполняется ровно 65 лет со дня рождения. Выставка знаменует важную веху в его биографии, неразрывно связанную с родным городом – Свердловском-Екатеринбургом.
По окончании общеобразовательной школы и ДХШ №1 Алексей Лопато поступил в Свердловский архитектурный институт на факультет «Промышленное искусство», который успешно окончил в 1982 году. Алексей Борисович с благодарностью вспоминает преподавателей: М.А. Бобковскую, Г.М. Бренькову, Ю.А. Владимирского, Е А. Вязникову, В.Е. Звагельскую, В.Г. Иоффе, В.Н. Плышевского, С.И. Сухова.
Новый этап в жизни Лопато наступил в 1988 году. Он ознаменован началом преподавания рисунка как основы художественного и архитектурного образования в САИ (УрГАХУ). Здесь в стенах родного вуза в полную силу развился его педагогический талант.
Ныне Алексей Борисович Лопато – профессор кафедры рисунка УрГАХУ (с 2007), с 2005 по 2018 годы заведовал этой кафедрой. Автор рабочих программ по рисунку для многих специальностей УрГАХУ. Член трёх творческих союзов: Союза художников России (с 1996 года), Творческого союза художников России (с 1995 года) и Союза художников-педагогов (с 2015 года). Художник постоянно привлекается в качестве эксперта или члена жюри художественных конкурсов и педагогических мероприятий. Он постоянный участник международных, республиканских, областных и городских художественных выставок.
За три с половиной десятилетия преподавания в САИ – УрГАХУ профессор Алексей Борисович Лопато подготовил более полутора тысяч студентов разных специальностей. Рисунок, как обязательный предмет, входит в основные университетские программы всех направлений подготовки: будь то архитектура, дизайн, монументальное, прикладное искусство или станковая живопись. Рисунок важен при подготовке художников анимации и компьютерной графики.
На выставке «Контракт рисовальщика» представлена небольшая часть фонда студенческих работ, сформированного за многие годы работы. Каждый педагог в течение всей своей деятельности в силу специфики работы собирает такой архив.
О своей преподавательской работе Алексей Борисович говорит:
«Мне повезло участвовать в развитии практически всех специальностей и направлений подготовки нашего вуза. В области рисунка, написания программ, создания заданий, развития методик и так далее. Я передаю свой опыт, который у меня есть. Он у меня действительно есть, я стараюсь его передавать. При этом я не диктую студентам свою волю, но в какой-то степени предоставляю им творческую свободу для решения учебных задач. Студент имеет право по-своему видеть, по-своему делать. Никакого насилия над личностью».
Перед студентами ставятся сложные задачи. Учитель нацеливает и вдохновляет студентов на образное мышление. Задача педагога – заинтересовать человека, вдохновить на размышления и развить в нем желание работать. По словам А.Б. Лопато, в учебном рисунке не может быть идеальных вариантов. И если портретируемый не просто узнаваем, но и студенту удается передать его характер, выявить психологический образ – это удача.
В представленных на выставке работах всюду чувствуется психологизм образов, даже если изображен гипсовый слепок, как это видно на примере гипсовой головы Давида Микеланджело, работы Виктории Моториной. Если задание выполнено выразительно, если оно производит эстетическое впечатление, если оно убеждает, находит эмоциональный или рациональный отклик – это хорошо. Но основным критерием оценки при достаточной творческой свободе становится выявление степени успешности исполнения поставленной задачи.
Одним из действенных методов преподавания у А.Б. Лопато – упражнения на пленэре. Пленэрная практика – частое событие в учебном процессе УрГАХУ. Регулярные поездки на этюды, вместе со студентами или самостоятельно, приносят свои результаты как в живописи, так и в рисунке. Даже черно-белый карандашный рисунок на пленэре с учетом воздушной перспективы получается более многоплановый, живописный, как бы окутанный воздушной дымкой, как это видно в пленэрной зарисовке «Руины» студента Владимира Сергеева, в архитектурной фантазии Алексея Самарина «Метаморфозы пространства», где автор на конструктивной крестово-купольной основе создает новую модернистскую композицию. Поставленную задачу показать использование плафонов, куполов, арок в современной архитектуре он, моделируя формы, решает блестяще, совмещая художественный и архитектурный образы.
Часто учебные задачи ставились из расчета создания фантазийных объектов, зачастую потенциально нереальных для осуществления в современности. Но тем и отличается учебный процесс, что в его рамках можно мечтать без границ, позволять художественному воображению «улетать» в далекое будущее.
Однажды два профессора, А.Б. Лопато и Е.К. Золотов, предложили студентке Ирине Поповой что-нибудь построить в тундре. Что в тундре можно построить? Какие-то путепроводы, что-то связанное с транспортом и временным пребыванием людей? Был придуман транспортный многофункциональный синтетический хаб, который совмещает и метеорологическую станцию, и операторскую для управления полетами. Одновременно – это гостиница, железнодорожно-автомобильный узел, который является центром и связывает большие пространства огромной территории тундры. И все это на фоне северного сияния. В сотворчестве студентки и преподавателей родился фантазийный проект под названием «Югра». Конструкция приняла антропоморфные черты, исходя из местных этнографических особенностей, где в фольклоре хантов существует тотем «Золотая баба» или «Мать-Югра». Получился такой вот «Колосс Родосский» для нашей тундры. Эта работа в последствии получила диплом международного конкурса архитектурного рисунка.
Еще пример фантазийного решения – проект подводной архитектуры студентки направления подготовки «Архитектура» Евгении Гусельниковой «Аквалон», который, как знать, может и пригодится для освоения мирового океана в ближайшем будущем?
Другой проект решал задачу использования стилистики модерна в рамках модернизма. Сергей Ситько, исходя из поставленной задачи, предложил свою архитектурную фантазию под названием «Мастерская сновидений», где сплелись пластические формы классика модерна Антонио Гауди со свободными мотивами функциональных конструкций от модернизма. Сочетание парадоксальное и в то же время логичное – вполне убедительное образное решение.
В актуальном стиле стимпанк осуществил свои причудливые архитектурно-художественные фантазии Михаил Садыков, одна из работ которого называется «Причал Луны».
Среди экспонатов выставки – настоящий раритет – собственная работа Алексея Лопато 1979 года, тогда студента 3 курса, посвященная решению задачи создания стилизованной пространственной композиции на тему промышленности. По сути, это синтетические фантазийные впечатления абстрактного металлургического завода.
Так что такое архитектурный рисунок? На этот вопрос Алексей Борисович отвечает:
«Я бы уточнил – на выставке представлен не архитектурный рисунок, но рисунок архитектора. А архитектурный рисунок – это рисунок, приближенный к решению каких-то конкретных проектных задач. Проектный рисунок в большей степени – визуализация мысли архитектора».
Изначальный уровень подготовки студентов бывает разный. Если есть базовые умения, знания, то обучение таких студентов идет более активно. На разных специальностях существуют свои требования. Есть линейно-конструктивный рисунок, есть живописный. Например, у монументалистов рисунок менее живописный, так как более важным является понимание формы.
Несмотря на преподавательскую нагрузку А.Б. Лопато удается выкраивать силы и время для собственного творчества. И в живописи, и в графике Алексей Борисович достиг высокого профессионального уровня. На сегодня произведения Алексея Борисовича Лопато представлены в 16 государственных музейных собраниях России, среди которых Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Музей архитектуры и дизайна (Екатеринбург), Томский художественный музей, Нижнетагильский художественный музей, Орский краеведческий музей, Тобольский Государственный историко-архитектурный музей-заповедник, а также в частных собраниях России, Швеции, Судана и других стран.
Чтобы успевать всюду, требуется целый набор особых личностных качеств. У Лопато это целеустремленность, настойчивость, верность своему призванию и увлеченность любимым делом, которые напрямую передаются, транслируются его ученикам. Художник-педагог называет себя «транслятором в своем деле – мастерстве рисунка». Алексей Лопато – художник-исследователь и педагог-исследователь, проявляющий интерес к окружающему миру, щедро передающий свои знания, умения и опыт ученикам. С тем же вниманием, с каким он привносит психологические нотки в свои собственные полотна, он относится и к реальным людям, студентам и коллегам по работе, с которыми он работает ежедневно.
А.Б. Лопато в 2007 году удостоен звания профессора ВАК, в 2022 году – Академика Петровской академии наук и искусств. Неоднократно отмечен престижными наградами: в 2003 году – Лауреат Всероссийского конкурса в области композиции, проходившем в Екатеринбурге, где ему был вручен Диплом II степени; в 2007 году – Диплом I степени за лучший архитектурный рисунок на IV Международном конкурсе, проходившем в Казани. Имеет Благодарности РАХ (2011), Министра культуры РФ (2021); Дипломы ВТОО «Союз художников России» (2012, 2014). Награжден Почетной грамотой Губернатора Свердловской области (2015), Медалью «225 лет Екатеринбургской городской Думе» (2010); Нагрудными знаками Почетного работника ВПО РФ (2012) и МСПХ «Лучший педагог-художник 2023 года». Награжден Серебряной медалью ВТОО СХР «Духовность, традиции, мастерство» (2019); Серебряной медалью РАХ "Достойному" (2024).
По мнению юбиляра, выставка «Контакт рисовальщика» получилась сборная, как мозаика, в которой отразились разные стили, направления и техники исполнения. Но тем она и примечательна. Автор уверен, что некоторые работы вполне достойны быть представленными в Музее архитектуры и дизайна, в качестве особого интеллектуального вклада в художественное образование региона. На эту мысль в свое время Алексея Борисовича навел Александр Константинович Крылов, руководитель церковно-исторической мастерской в Академии художеств имени Репина, студенты которого создают копии фресок старых храмов, и Государственный Русский музей принимает эти студенческие работы в свои фонды.
А.Б. Лопато о себе говорит:
«Сложилась так, что я всю жизнь преподаю, а искусство – это в свободное от работы время. Я фактически всю свою сознательную жизнь этим занимаюсь, вот уже ровно 35 лет… Есть такой замечательный фильм «Контракт рисовальщика». Много лет назад я заключил контракт с самим собой и с архитектурным институтом, где я преподаю. Это ли не контракт длиной в целую жизнь?»
Автор: Наталья Ваньчугова,
хранитель Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ,
член Ассоциации искусствоведов России