Беспилотный магнетобус осторожно припарковался перед входом на смотровую площадку «ЭнергоБеренг» и открыл прозрачные двери. Первым выскочил Игорь, вчерашний студент учитель-экскурсовод, а за ним высыпали ученики седьмого класса. Перегородка в виде галочки, уткнувшаяся в остановочную платформу, разделила потоки прибывших и отъезжающих. Магнетобус заполнился и, качнувшись на магнитной подушке, набрал скорость. Робот Виктор Беренгов, похожий на большого снеговика, сделанного из двух бочонков, загоготал, приветственно раскинув руки, и покатил навстречу, едва слышно поскрипывая мягкими гусеницами:
- Рад вас видеть! — зазвучал он динамиком и показал улыбку на табло, имитирующем лицо.
- И мы! — закивали подростки и замерли, глядя себе под ноги.
Под прозрачным основанием смотровой площадки, служившем также увеличительным стеклом, плескалось холодное море. Чуть глубже серебрились длинными лопастями машины приливной электростанции. Игорь, бывавший здесь часто, тоже не мог оторвать взгляд. Плавные движения махин завораживали, а размеры и мощь агрегатов вселяли гордость: не за себя, за страну. Смогли же, построили.
Холодный ветер бился о прозрачные стены смотровой площадки и недовольно скулил от обиды. В сентябре на море стабильные плюс семь, но внутри тепло и сухо.
- Куртки на вешалки вдоль правой стены, там, где пост охранника. Разбирайте кресла-мешки и готовьтесь к увлекательному путешествию, — зазвучал робот.
Одна из стен потемнела, превратившись в экран со схемами. Игорь поторопил учеников. На сегодня запланировано ещё три экскурсии, надо следовать расписанию. Охранник Фёдор, возраста Игоря, в стильной униформе «ЭнергоБеренг», похожей на китель, встал из-за стола в углу площадки и неспешно направился к учителю. Требовалось подписать документы: листы присутствия, технику безопасности и прочие бюрократические формуляры.
- Смотрите, водолазы! – крикнул Серкин, сидевший в центре.
Все уставились вниз, только робот безучастно бубнил начало лекции. Игорь любил наблюдать за ремонтом. В такие моменты дети видят труд людей, понимают важность каждой профессии.
На поверхность моря вынырнули два водолаза и потащили третьего. Бездыханное тело, затянутое в чёрный костюм, походило на вытянутый мешок. Игорь инстинктивно отвернулся, но тут же посмотрел на учеников. Все внимательно наблюдали за тем, что происходило внизу.
- Тащат что-то, — сполз на пол Марганцев и прильнул к стеклу. – Третьего водолаза. Утопленник, тип-топнуться, снимайте.
- Ёшкин карп, — пробубнил Фёдор и снял фуражку, затем похлопал себя по карманам и не найдя искомого, крикнул, — Витя, вырубай пол!
Робот завис, и прозрачное основание стало матовым.
- Извините, продолжаем, — вновь зазвучал робот, но его никто не слушал.
Пришлось вмешаться Игорю. Не сразу, но класс затих, сделал вид, что продолжил слушать факты и цифры. Игорь и сам постоянно отвлекался, вспоминая обмякшее в руках водолазов тело. Бледный Фёдор вернулся к себе и что-то писал на рабочем планшете.
- Таким образом, на смену дорогостоящим дамбам пришли современные машины, похожие на подводные ветряки. Прилив и отлив крутит лопасти, приводя в действие генераторы, которые вырабатывают электрический ток. В перспективе планируется снабжать машины подъёмным устройством. Между приливами и отливами, они будут работать благодаря силе ветра. Жду вас в следующем году! До скорых встреч! – вновь растянул на табло улыбку робот и захлопал нарисованными глазами.
Игорь наблюдал за прыгающими по экрану квадратиками фото станции, но всё ещё видел маску третьего водолаза. Встряхнувшись, он отчего-то вспомнил, какой ажиотаж вызвал запрет на очеловечивание машин. Вместе с ограничениями по использованию искусственного интеллекта он лишил роботов лица и тела. Они, хоть и обладали быстродействующей начинкой и применялись в различных областях, но так и не вышли за свою нишу, оставшись помощниками человека. Линейку роботов для школ назвали Викторами и добавляли фамилию по месту применения.
Попрощавшись с роботом, дети выстроились вдоль противоположного крыла галочки и ждали, когда освободиться пришедший магнетобус.
Рассевшись по креслам за столы-парты, ученики загалдели, обсуждая следующую экскурсию. Игорь тоже повеселел, боялся, что дети закидают его вопросами о водолазах. Заняв место в голове магнетобуса, то, где раньше сидел водитель, он проверил, все ли достали тетради и приготовились к следующему уроку.
- Теперь мы познакомимся с геотермальной энергетикой. Вы уже прочитали в учебнике принцип работы. Я также задавал статью Гариповых. Кто нашёл и прочитал? Никто, тогда послушаем меня: «Геотермальные источники известны с древних времён. Например, знаменитые древнеримские бани (термы Каракаллы) отапливались теплом подземных источников. Первая электростанция, основанная на использовании горячих подземных источников, была построена в 1904 году в итальянском городке Лардерелло (провинция Тоскана). В США первая электростанция, использующая гидротермальную энергию, возникла в Калифорнии в начале тридцатых годов прошлого века, а в России – в шестьдесят пятом. Наиболее вероятные источники земного тепла: исходное тепло Земли; энергия экзотермических физико-химических процессов; энергия распада радиоактивных элементов; энергия сейсмических волн; энергия вращения Земли; тепло, выделяющееся при сжатии нижележащих слоёв под давлением вышележащих; энергия метеоритов»[1]. Найдите общую информацию по температуре и глубине. Конкретные данные по Мутновской ГеоЭС вам расскажут на экскурсии.
- Надеюсь, там мертвяков не будет, — загоготал вечно взлохмаченный Марганцев.
- Он не умер, потерял сознание, — осадил его Лучников Сергей.
- Ну давай, челик, двигай теорию, — вновь засмеялся Марганцев.
Сергей сник и отвернулся к окну. Спрятался за рукой, теребившей отросшие после стрижки волосы. Игорь сжал зубы. Раньше таких, как он сам и Сергей называли ботанами и заучками, сейчас челиками – людьми со вшитым искусственным интеллектом. Игоря бесило подобное прозвище. Человек придумал искусственный интеллект. Да ИИ быстрее, производительнее, но не умнее. Он лишь подобие создателя, его тень.
Игорь, искавший, чтобы ответить Марганцеву, уставился на Сергея.
- Действительно, почему ты решил, что водолаз жив?
- Кожные покровы вокруг очков бледные, но не синюшные, на нём одета маска запасного баллона, своя болталась на груди. Мёртвому бы не стали одевать кислородный баллон, ни к чему, — заметив, что его внимательно слушают, Сергей отстегнулся и встал с места. - Думаю, пошёл один и заработался, увлёкся. Не заметил, как закончился воздух или оборудование неисправно, или…
- Или-шмили- растатыли, — передразнил его Серкин, и девочки рассмеялись.
Сергей замер, не зная, что ответить. Лишь хватал воздух пересохшими губами.
- Ты очень внимательный, — похвалил Игорь Сергея, — а другие невоспитанные, раз позволяют себе перебивать товарища. Если с водолазом всё в порядке, то вернёмся к теме нашего дня – возобновляемые источники энергии. Давай, Серкин, расскажи, что ты знаешь о геотермальной энергетике или ты только по растатырли мастер?
Класс опять рассмеялся. Сергей тоже повеселел и с благодарностью посмотрел на учителя.
- Ладно, отдых перед новой экскурсией. Можете полюбоваться на виды за окном.
Магнетобус уже набрал основную скорость четыреста километров в час и стремительно приближался к Мутновской ГеоЭС, где робот Виктор Мутновский встретит их неизменной улыбкой на табло.
Потом они отправятся домой, а по пути будут писать контрольную. Класс на колёсах, в детве Игоря такого не было, а родился он в 2025, ровно столько же лет назад, сколько ему сейчас. Для его класса — магнетобусы реальность, для него самого - чудо, и дело не в том, что ему не известно, как двигаются капсульные вагоны. Технология не нова. Её придумали почти век назад, но тогда у страны не хватило денег на внедрение, а сейчас... Сейчас вся Россия опутана учебной сетью магнетотрасс. Программу под них разработали. Не надо корпеть над учебником и пялится в безликие картинки. Всё перед тобой: движется, дышит, работает. Все музеи – твои, а по пути к прекрасному — классические уроки. Сейчас один день посвящён одному предмету, кроме физкультуры. Динамичные паузы каждые полчаса, бесплатный бассейн и тренажёры в каждом дворе с функцией передачи персональных данных и записью видео. Есть, конечно, спортивные школы, но у них свой уклад, Игорю, ботану прошлого, неизвестный.
На Мутновской ГеоЭС, в целях безопасности, оборудованной такой же смотровой площадкой, всё прошло без происшествий. Игорь почти забыл об утреннем инциденте, да и класс больше не говорил о водолазах, обсуждал столбы пара, уходившие к облакам.
Звонок с незнакомого номера нарушил тишину, царившую в классе на колёсах.
- Игорь Петрович?
- Да.
- Здравствуйте.
- Добрый день.
- Вас беспокоит Семён Васильевич Краснов, служба безопасности «приливки». Вы сегодня были на площадке?
- Да.
- Водолазов видели?
- Да, видел водолазов. Подскажите с ним всё хорошо? Он жив?
- Отлично, ждём вас вечером у себя, вернётесь этим же магнетобусом, — проигнорировал вопрос Краснов.
- Один?
- У нас в стране каждый человек важен, но не настолько, — засмеялся Краснов, — с туристами. Отправьте учеников домой, а сами оставайтесь в вагоне.
«Туристами?», — задумался Игорь и не сразу почувствовал тишину. Весь класс с интересом смотрел на учителя.
- Что случилось, Игорь Петрович? – первыми не выдержали девочки.
- Всё хорошо, — выдавил Игорь, несколько растягивая слова. – По приезде можете отправляться домой, у меня ещё есть дела.
- У нас дома детей мал мала, — запел Марганцев, и класс подхватил старую песню.
- Контрольная, — напомнил Игорь. – Кто выполнил, прошу отправить на проверку через личный кабинет. Выбирайте меня из списка учителей. Будьте внимательны, если работа уйдёт к другому преподавателю, а он вовремя не заметит и не исправит, то в электронном журнале будут красоваться жирные лебеди.
[1] Гарипов М. Г., Гарипов В. М. Геотермальная энергетика // Вестник Казанского технологического университета. 2014. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geotermalnaya-energetika.
Продолжение следует