Найти в Дзене
Sky Cargo Service

Топ–6 инноваций в автомобильных перевозках, которые меняют отрасль

Оглавление

Технологические инновации в логистике привели к качественному скачку в современных автомобильных перевозках. Транспортировка грузов стала более эффективной, экологичной, безопасной и выгодной. В статье расскажем о шести главных тенденциях, меняющих отрасль прямо сейчас.

Беспилотники

Полностью автоматизированные транспортные средства способны выполнять работу без водителя, и это сводит к нулю ошибки, вызванные человеческим фактором. В проектах с умным автопилотом ПО берёт на себя решения, связанные с перевозкой грузов и безопасностью движения.

На российских дорогах уже появился первый беспилотный транспорт. С июня 2023 года к работе приступили седельные тягачи, перевозящие сборные грузы для компании Globaltruck на участке протяжённостью 670 км по маршруту Москва–Санкт–Петербург. Проект реализует дочка Сбербанка СберАвтоТех.

В разработке также принимают участие КАМАЗ, «Автодор», «Почта России» и другие компании, заинтересованные в улучшении климата в сфере перевозок. К 2030 году общую протяжённость беспилотных коридоров планируется расширить до 19,5 км — это вдвое превышает протяжённость России с запада на восток.

Ещё одни пример — беспилотник КАМАЗа «Челнок». В отличие от Сберовской разработки этот автономный трак используют только в составе автопоездов.

На что способна новация:

  • Эксплуатация в режиме 24/7.
  • Считывание знаков и дорожной разметки.
  • Манёвры поворота, разворота, движение «змейкой».
  • Распознавание помех. В зависимости от погодных условий радиус отслеживания препятствий составляет 50–100 м.

Пока грузовик способен разогнаться до 60 км/ч. В ближайшее время разработчики обещают довести скорость до 100 км/ч.

Зелёные технологии

Переход на электротранспорт рассматривается как более чистая альтернатива дизельных траков. Новое в автомобильных перевозках внедряется с учётом заботы об экологии. Сегодня более 70% загрязнений от СО2 приходится на наземный транспорт, поэтому сокращение выбросов стало устойчивым трендом. Второй вопрос — способны ли электрические грузовики заменить неэкологичный, но очень работоспособный дизель.

В среднем ёмкость аккумуляторов для электрических грузовиков обеспечивает запас хода на 250–300 км — это позволяет совершать поездки на малые и средние расстояния. Но цифры быстро меняются. Так, Tesla уже представил Semi тягач с тремя двигателями. На тестовых испытаниях опытный образец прошёл «на одной заправке» 804 км, и это уже уровень дальнемагистральных перевозок. В 2024 году компания планирует поставить 50 000 техники на рынок.

Кроме того, компании работают над инфраструктурой станций зарядки по всему миру. Мировая сеть должна не просто покрывать маршруты движения, но и обеспечивать быстрое восстановление аккумуляторных батарей. В идеале беспилотный транспорт будет способен работать в режиме 24/7 без простоев.

К разработке экологичного грузового транспорта подключились не только такие гиганты как Volvo, Mercedes, Renault, Scania, но и небольшие стартапы вроде немецкого Shipzero, предложившего декарбонизировать цепочку поставок. Платформа управляет выбросами автомобилей. Это может заинтересовать как грузоотправителей, так и поставщиков логистических услуг и перевозчиков. ПО позволяет интегрировать различные источники данных, проверять точность информации и принимать решения, направленные на сокращение выбросов.

Стартапы из Китая также не отстают от мировых трендов. Две молодые компании завершили испытания электрических тягачей Windrose и Deep Way. Первый практически скопирован с американского прототипа Tesla. Форма и эргономика кабины в деталях повторяют первоисточник. Запас хода равен 600 км, что также сопоставимо с Tesla Semi — грузовик Илона Маска в разной комплектации способен двигаться без остановки на расстояние от 500 до 800 км. Однако по грузоподъёмности китайская «электричка» обходит старшего брата с хорошим запасом в 26,5% (49 против 36 тонн у «американца»).

Второй грузовик Deep Way — новейший продукт стартапа, основанного в 2020 году. Здесь предложено интересное решение по зарядке батарей. Если Tesla движется в сторону стандартной процедуры пополнения заряда (подключился и получил 80% за 45 минут), то в Deep Way будут полностью менять блоки на специализированных станциях. Новую пару батарей поставят всего за 6 минут.

Ещё одно сравнение: в Tesla Semi за обзор отвечают 8 камер с обзором на 360 градусов. В Deep Way только в базовой версии их 11. В ближайших планах компании создать полностью автономный тягач для обслуживания грузоперевозок.

Снижение автомобильных выбросов и переход на электрокары — только пара способов решения глобальной проблемы загрязнения окружающей среды. С переходом на водородное топливо от токсичного выхлопа можно избавиться раз и навсегда, поскольку продуктом сгорания в этом случае оказывается вода.

В Китае уже готов подобный грузовик — Sany, и эта новинка выпущена для России. Мощность седельного тягача составляет 653 л.с., грузоподъёмность 49 тонн, скорость до 89 км/ч, запас хода 265 км. И это уже не проект на ближайшее будущее. Компания анонсировала продажи в 2025 году.

Искусственный интеллект

Сегодня отрасль грузоперевозок переживает цифровую трансформацию. Перевозки становятся эффективными, управляемыми и прозрачными. Благодаря внедрению ИИ логистические задачи можно частично или полностью автоматизировать. Система сама подбирает выгодные маршруты и корректирует пути доставки. ИИ может следить за погодой, трафиком, анализировать состояние и производительность транспортных средств, решать логистические задачи.

Так, компания DHL использует искусственный интеллект с целью оптимизации логистических операций. Благодаря внедрению алгоритмов машинного обучения международная экспресс–доставка смогла сократить время в пути на 15% и уменьшить эксплуатационные расходы на 10%. Внедрение ИИ в глобальную цепочку поставок дало выигрыш Procter&Gamble. Компания улучшила общие операционные показатели на этапах хранения и транспортировки на 20%.

Примеры подобных технологий есть и в России. Отечественными инженерами создана цифровая платформа RITM3 для управления транспортной системой с масштабом охвата от промышленного объекта до целого региона.

Платформа позволяет:

  • Создавать модели, помогающие разрабатывать документы для транспортного планирования.
  • Объединять автономные системы в общую сеть.
  • Предлагать логистические решения для бесперебойной работы предприятий.

Внедрение ИИ делает процесс транспортировки более предсказуемым. И это только начало пути в новой логистике, поскольку технологии продолжают развиваться.

Блокчейн

Технология хорошо известна в мире криптовалют, и этой сферой она не ограничена. Сегодня блокчейн прокладывает путь в отрасль грузоперевозок.

Логистическая компания FedEx в партнёрстве с Hyperledger и Blockchain in Transport Alliance запустила проект распределённой бухгалтерской книги. Общий реестр, которому будут доверять и клиенты, и перевозчики, должен стать надёжным и открытым источником данных о транспортировке. Одновременно он будет играть роль «третейского судьи» в возможных спорах сторон по поводу доставки.

Ещё один пример — проект IBM Food Trust, объединивший 10 компаний–производителей и дистрибьютеров продуктов питания. Этот реестр собирает информацию о товарах на этапах производства, хранения, доставки, благодаря чему вся цепочка движения становится прозрачной.

Перевозчик British Airways совместно с SITA работают над пилотным проектом FlightChain. Систему разрабатывают как «источник правды» для пассажирских и транспортных авиакомпаний. В реестр стекается информация о прилётах, вылетах, задержках судов и другие данные. Всё это должно оптимизировать трафик и улучшить работу наземных служб аэропортов.

Блокчейн помогает не просто упорядочить операции, он делает транспортировку «видимой» по всему маршруту в режиме реального времени. Кроме того, технология сокращает документооборот, а значит и затраты на перевозки.

Помощь водителю

До тех пор, пока беспилотный транспорт не получил широкого распространения, разработчики внедряют программы ADAS (Advanced Driver Assistance Systems). Инновации направлены на помощь водителям в вождении современных грузовиков.

Технология сочетает последние достижения и практичность. В распоряжении человека оказываются такие полезные функции как удержание полосы движения, автоматический паркинг, адаптивный круиз–контроль, безопасное экстренное торможение. Сюда же относится аналитика, оценивающая и предупреждающая о потенциальных опасностях в текущем трафике и погодных условиях.

ADAS анализирует данные с датчиков и камер с обзором на 360 градусов. В экстренных ситуациях система способна автоматически обнаруживать препятствие и предотвращать столкновения. Это снижает количество ошибок водителя, повышая безопасность всех участников движения.

Аналитика грузоперевозок

Отрасль продолжает сталкиваться с такими проблемами как непроработанные маршруты, недостаточная загрузка автомобилей, непредсказуемые потребности в обслуживании. Это увеличивает затраты, а значит затрудняет развитие логистической сферы.

Аналитика обеспечивает доступ к средствам решения проблем: машинному обучению, ИИ, большим данным, виртуальной реальности и другим инструментам.

Так, израильский стартап Nemodata предлагает аналитику грузовых автопарков. Технология предоставляет информацию по оптимизации загрузки, расходу топлива и управлению рисками грузоперевозок. Решение использует собственные датчики и машинное обучение для оценки состояния транспортных средств, обнаружения проблем и оптимизации планов по техническому обслуживанию.

Nemodata интегрируется с данными автопарка в облаке и корректирует действия перевозчика с помощью собственных моделей. Технология продолжает обучаться ежедневно, анализируя движение транспортных средств на практике. Nemodata позволяет компаниям повышать производительность, экономить средства и увеличивать время безотказной работы техники.

Мы затронули шесть основных инноваций в автомобильных перевозках, и это часть возможностей, которые не просто меняют, а переформатируют отрасль. Разработчики постоянно внедряют новые инструменты, например, глобальный обмен данными, аутсорсинг последней мили, автоматизированное движение караванов грузов — всё это обеспечивает качественный скачок в развитии логистики.