Найти в Дзене
Школяр в началке

Тема: Обозначение мягких и твердых согласных "на письме", 2 класс. Учим за 2 шага

Во втором классе школьники повторяют, а многие фактически заново учат следующее правило: Есть дети с прекрасной памятью, которые способны выучить это занудное правило. И есть занудные родители, которые способны заставить ребенка зазубрить его. Я всегда думаю в таких случаях: а как надолго может остаться в памяти информация, если ее вдолбили в голову безо всякого интереса? День-два, пока учитель не спросит? А дальше? Поэтому мы с чадом поступили так. Шаг первый. Представляем себе что-нибудь такое, что ребенок ТОЖЕ ЛЮБИТ, только обязательно женского рода: собаку, сказку "Снежная королева", подружку и т.д. А еще лучше - подушку. И запоминаем фразу: И Я ЕЁ лЮблю! +Ь (про подушку удобно запомнить - потому что она МЯГКАЯ - Ь) Таким образом, мы получили все гласные, которые смягчают согласные, когда стоят ПОСЛЕ них: и, я, е, ё, ю, + ь. Шаг второй. Остальные гласные вместе с ъ определяют твердость согласных. Их мы учим по принципу рифмы: и-Ы, я-А, е-Э, ё-О, ю-У, +Ъ. Ну, просто же, да? А пр

Во втором классе школьники повторяют, а многие фактически заново учат следующее правило:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Ч. 1. (2023). С. 119.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Ч. 1. (2023). С. 119.

Есть дети с прекрасной памятью, которые способны выучить это занудное правило. И есть занудные родители, которые способны заставить ребенка зазубрить его. Я всегда думаю в таких случаях: а как надолго может остаться в памяти информация, если ее вдолбили в голову безо всякого интереса? День-два, пока учитель не спросит? А дальше?

Поэтому мы с чадом поступили так.

Шаг первый. Представляем себе что-нибудь такое, что ребенок ТОЖЕ ЛЮБИТ, только обязательно женского рода: собаку, сказку "Снежная королева", подружку и т.д. А еще лучше - подушку. И запоминаем фразу: И Я ЕЁ лЮблю! +Ь (про подушку удобно запомнить - потому что она МЯГКАЯ - Ь)

Таким образом, мы получили все гласные, которые смягчают согласные, когда стоят ПОСЛЕ них: и, я, е, ё, ю, + ь.

Шаг второй. Остальные гласные вместе с ъ определяют твердость согласных. Их мы учим по принципу рифмы: и-Ы, я-А, е-Э, ё-О, ю-У, +Ъ.

Ну, просто же, да?

А примеры тоже учить не обязательно, лучше поиграть с ребенком по дороге в школу в слова. Нужно придумать короткое (или как получится) слово с буквой Ю посередине, чтобы эта Ю смягчала согласный. Пюре, плюшка, плюхнуться, плюнуть, клюшка, клюква, плющ, изюм, изюминка, мюсли, клюв, клюнуть, индюк, индюшатина, каюта, ... Кто последним "завис" - тот проиграл. И так можно "отыграть" все другие гласные.

Следите обязательно, чтобы все гласные в словах смягчали согласные. Например, слово "юг" не годится: ю здесь вначале, и дает двойной звук [йу]. Слово "вьюнок" тоже не годится: в нем смягчает согласную не гласная буква, а мягкий знак. Не годятся и слова "уют, уютный", поскольку "ю" в них следует за гласным звуком, а мы придумываем слова, в которых гласная Ю следует после согласной.

#учеба; #дети; #начальная_школа; #русский_язык

Подписывайтесь на мой канал и пишите в комментариях, какие трудности с учебой у Ваших детей, по каким учебникам учитесь. Я постараюсь помочь.