Найти в Дзене
В Сербию с кошкой

Вена. Музей естествознания. Киты изнутри и снаружи

Вот как-то так получилось, что в Вене мы ходили в основном по музеям. Причем не по художественным. Наверное, родители все-таки учли, что ребенку (мне) интереснее что-нибудь из биологии и физики. Всем привет! Меня зовут Люся. В этой подборке путевых заметок рассказываю о давнишнем путешествии с родителями по маршруту Австрия — Словакия — Венгрия — Австрия. Музей естествознания также бесплатен для детей, как и Технический. В нем все было прекрасно, только интерактива не хватило. Первый этаж меня вообще не увлек, потому что в нем были представлены гигантские коллекции минералов. Заинтересовал только огромный метеорит, и то только потому, что я обожала (и сейчас обожаю) фантастику, а метеорит — это вроде бы гость из дальних космических миров. Еще здесь были разные модели, например, модель хлоропласта. Учителя биологии обычно сталкиваются с трудностью объяснить строение чего-нибудь невидимого. И не лапки шмеля, а какой-нибудь мышечной клетки, которая имеет объем одной миллионной (или еще ме

Вот как-то так получилось, что в Вене мы ходили в основном по музеям. Причем не по художественным. Наверное, родители все-таки учли, что ребенку (мне) интереснее что-нибудь из биологии и физики.

Это не музей, это дворец какой-то! Фото с ресурса https://topgid.net/6448-muzej-estestvoznanija.html
Это не музей, это дворец какой-то! Фото с ресурса https://topgid.net/6448-muzej-estestvoznanija.html

Всем привет! Меня зовут Люся. В этой подборке путевых заметок рассказываю о давнишнем путешествии с родителями по маршруту Австрия — Словакия — Венгрия — Австрия.

Музей естествознания также бесплатен для детей, как и Технический. В нем все было прекрасно, только интерактива не хватило. Первый этаж меня вообще не увлек, потому что в нем были представлены гигантские коллекции минералов. Заинтересовал только огромный метеорит, и то только потому, что я обожала (и сейчас обожаю) фантастику, а метеорит — это вроде бы гость из дальних космических миров.

Метеорит из венского Музея естествознания
Метеорит из венского Музея естествознания

Еще здесь были разные модели, например, модель хлоропласта. Учителя биологии обычно сталкиваются с трудностью объяснить строение чего-нибудь невидимого. И не лапки шмеля, а какой-нибудь мышечной клетки, которая имеет объем одной миллионной (или еще меньше) лапки шмеля. Хлоропласт из той же серии. Но на большой модели хорошо видны детали.

Модель хлоропласта
Модель хлоропласта

Самая интересная модель в музее для учителя — это модель прибора, в котором американские ученые Миллер и Юри воссоздали процесс образования аминокислот из неорганических веществ. Конечно, в десятилетнем возрасте мне это было непонятно и неинтересно, но папа фото сделал, и сейчас я могу вспомнить о наличии в музее такой важной модели. Такую бы в школу, глядишь, и не было бы так трудно изучать первые этапы эволюции.

Модель Миллера и Юри
Модель Миллера и Юри

Что поразило воображение десятилетнего ребенка, так это скелеты китов. Размеры и необычность костей. Они сравнительно тонкие и легкие, но это потому что кости китов не должны выдерживать вес животного, эту работу берет на себя вода.

Самое конечно, впечатляющее — это челюсти кита, обрамляющие вход в один из залов. Не скажу, какой именно это кит, а вот скелеты, представленные дальше, принадлежат финвалу. Это второй по размеру кит на Земле после синего, длина его может достигать 24 метров, а масса — 70 тонн.

Челюсти кита
Челюсти кита

У финвалов есть интересная особенность, отличающая их от других китов. Нижняя челюсть окрашена справа в белый цвет, а слева — в темно-серый.

Как и у всех китообразных, конечности у финвала в ходе эволюции превратились в ласты. В них есть все те же кости, что и в наших руках: плечевая, локтевая, лучевая, кости кисти — но все это настолько видоизменено, что узнать их трудновато. Главная характеристика конечности кита — широкая гребная лопасть с узкой режущей кромкой.

Плечевая кость коро-отенькая)
Плечевая кость коро-отенькая)

Но это все о передней конечности. Задних конечностей у китов нет, хотя кое-что сохранилось. Снаружи не осталось ничего, но при разделке туш китобои находили странные косточки в области крестца. А это были остатки задних конечностей! Задние лапки, так сказать. Утраченные за ненадобностью.

Остатки тазовых костей прикреплены проволочкой, потому что и в живом животном они просто в толще мышц находятся
Остатки тазовых костей прикреплены проволочкой, потому что и в живом животном они просто в толще мышц находятся

Что еще у финвала такое же мелкое? Как ни странно, мозг. Вот он лежит на фотографии. Весит около 6 килограммов — вроде бы огромный. Но по сравнению с черепом, с длинными челюстями выглядит крошечным.

На переднем плане челючти, а внизу - мозг
На переднем плане челючти, а внизу - мозг

Китовый ус — любопытное образование, свисающее с верхней челюсти беззубых китов, который за эту особенность называют усатыми. Это узкие роговые пластинки, с помощью которых кит процеживает воду, отделяя от нее свою основную пищу — криль.

Китовый ус
Китовый ус

Вообще, на скелеты китов в музеях лучше смотреть сквозь призму читанного-виденного об этих животных. Хотя пишут-снимают, конечно, чаще о кашалотах. Роман «Моби Дик» например или фильм «В сердце моря» на ту же тему. После того, как Герман Мелвилл показал нам кита со всех сторон: и с исторической, и с религиозной, и с мифологической, и с анатомической — как-то иначе воспринимаешь это величественное животное.

Еще мне запомнился в музее нарвал, или кит-единорог. У него только два зуба, из которых левый вырастает в огромный трехметровый бивень.

Зуб нарвала
Зуб нарвала

О других чудесах венского Музея естествознания расскажу в следующий раз)

***

О других музеях на канале: