Светлана приехала в областной центр. Она поступила в училище культуры, и теперь ей предстояло стать студенткой. Девушка радовалась, тем более, что её тётушка, работавшая в училище завхозом, предоставила Свете комнату в коммунальной квартире. Сама тётка давно жила в отдельной двухкомнатной квартире, а комнату долгие годы сдавала.
- Пользуйся, и учись хорошо, - тётя отдала ключи Свете, - соседи там, прямо скажу: «не ах», но тебе ведь временно… Главное, там есть инструмент, хоть и расстроенный. А комната чистая, я кое-кого не пускала…
Коммунальная квартира была на три семьи. В одной, самой большой комнате, жила супружеская пара, трудившаяся в торговле, и практически только ночующая у себя в комнате. Средняя комната была тётушкина - светлая, солнечная, квадратная, с большим окном, старомодной, но крепкой мебелью пятидесятых, что особенно понравилось Свете.
Третью, узенькую комнату напротив кухни, занимала молодая женщина Нина с девочкой лет пяти.
Света сразу заметила на лице Нины мешки под глазами, тщательно скрываемые толстым слоем косметики. Студентка сразу поняла, о каких «неважных» соседях шла речь…
Но сердце её сжалось, когда она увидела подобие ангела – Дашеньку, - светловолосую, кудрявую девочку, которая с восхищением смотрела на зеленоглазую Светлану, стройную, с длинными косами и пушистыми ресницами.
Света раньше не жила в таких квартирах и в общежитиях. Она осмотрела большую кухню, давно не видевшую ремонта, поделённую на три зоны с отдельными столами, табуретами и полками с посудой.
Нина поначалу молчала, не вступала в разговоры, и только кидала косые взгляды на новенькую. Наталья, хозяйка третьей комнаты, в первую же встречу со Светой на кухне, напрямик сказала Свете:
- Тут ничего из продуктов не оставляй. Нинка то работает, то нет, правда, никого сюда не водит, и на том спасибо. А девчонка её вечерами вечно брошенная… Хорошо, хоть в садик удалось устроить, как матери-одиночке…
Света поняла, отчего в её комнате стоял небольшой холодильник. Первую неделю вечерами она убиралась, наводила свой порядок и в комнате, и в ванной, и на кухне. Повсюду за ней следовала Даша. Девочка с интересом наблюдала как Света наводит чистоту. А когда в один из вечеров Светлана готовила на кухне, и аромат борща и котлет разносился по всему коридору, девочка сидела у плиты и смотрела как заворожённая на весь процесс готовки.
- Сейчас мы с тобой будем пробу снимать. Хорошо ли у меня получилось? Вот наготовлю на три-четыре дня, а то некогда каждый то день у плиты стоять, - рассказывала Света малышке, - а потом буду только разогревать. У нас лекций и уроков много, надо будет учиться хорошо…
В этот раз Светлана ужинала на кухне, а не как обычно – у себя в комнате. Она положила девочке котлету с картошкой, на край тарелочки добавила мелко натёртой моркови, и такое же блюдо сделала и себе.
Даша ела с удовольствием, а потом сказала «спасибо» и улыбнулась. Она уже собралась идти к себе в комнату, после того, как Света вымыла посуду, и услышала от своей большой подруги:
- А эту котлетку с булкой отнеси маме…
- Мамы нет дома. Она поздно придёт с работы…- серьёзно ответила девочка.
- Всё равно отнеси, - Светлана завернула бутерброд в салфетку, - а ты, значит, одна сегодня?
Даша кивнула и ушла в комнату, где тускло горела лампочка торшера.
Света ушла в свою комнату, но не могла не думать о малышке. «Что она там одна делает? Когда же вернётся её мать?»
Несколько раз Светлана подходила на цыпочках к комнате Даши и прислушивалась. Там было тихо. Вышедшая в коридор Наталья увидела Свету и, пытаясь её успокоить, сказала:
- Она привыкла быть одна. Девка золотая. Посидит, посидит в темноте, да и уснёт…
- А когда вернётся Нина? – с тревогой спросила Света.
- А Бог её знает. Она всё женихов себе ищет. Да кто с ней серьёзные отношения строить будет? Вот она и мыкается с кем попало. Придёт. Дочку она любит по-своему… И чистоплотная. Этого у неё не отнять. Иначе бы было совсем нам плохо, - рассказывала Наталья, - а ты не тревожься, иди спать. Мы уже привыкли…
Света долго не спала. А когда услышала, что к полуночи Нина вернулась и тихо прошла в свою комнату, то вздохнула и заснула.
Девушка училась, и практически домой возвращалась только к вечеру. Всегда её встречала в коридоре улыбающаяся Даша. Девочка так привыкла к своей подружке, что стала бежать ей навстречу. Первым вопросом Светланы всегда был: «Мама дома?»
Мама, если и была дома, то вскоре уходила. И дочка её сидела на кухне в ожидании, что Света выйдет и поговорит с ней.
Света ужинала с девочкой, потом давала ей раскраски и карандаши, которые накупила в книжном магазине, и пока сама готовила на следующие дни, Даша с увлечением рисовала.
Нина несколько раз благодарила Свету за доброе отношение к её дочери. А Света, в свою очередь, ни разу не упрекнула женщину в вечерних гуляниях.
- Добрая ты, Светка, - говорила не раз Наталья, - только вот не понимают такие бабы добро. Я бы не смогла так. Девчонку жалко, но это лучше, чем детдом. Всё-таки мать родная. А нам с мужем некогда с ней возиться, вкалываем с утра до ночи, чтобы заработать на своё жильё. Вот как накопим нужную сумму, так и продадим эту комнату. Скорее бы…
А Света пригласила настройщика пианино, и теперь они играли с Дашей немного по вечерам. Светлана, закончившая музыкальную школу, учила свою маленькую подружку игре и песенкам.
Приближался Новый год. Свете так хотелось сделать что-то особенное для Даши! Она попросила разрешения у Нины сводить девочку в кукольный театр.
Даша была в театре впервые. По этому поводу Светлана нарядила её в самое красивое платье и повязала белый бант на голову, сделав маленький хвостик – у Даши была короткая стрижка.
Девочка была в восторге. И Света наслаждалась эмоциями ребёнка, радуясь своей идее показать ей представление. Через неделю Света пригласила Нину вместе с Дашей на концерт в своё училище.
- Обязательно приходите! Наряжайтесь, и чтобы сидели на первом ряду! – просила Светлана.
К её удивлению, Нина согласилась. Женщина была скромно, но аккуратно одета в синее платье. На шее красовались жемчужные короткие бусы. Света заметила, что соседка оказывается, симпатичная, и порадовалась за неё.
Даша не сводила глаз со сцены, аплодировала и смеялась, указывая рукой на Свету, стоящую в хоре. После концерта все вместе шли домой. Нина казалась немного грустной.
- Что-то случилось? – спросила Света.
- Да нет. У меня так всегда перед праздниками, - ответила Нина.
- Отчего же? Наоборот – радость! Все веселятся.
- Да. Но мне не на что особенно гулять. Это – раз. И потом – у меня нет родных рядом. Брат уехал с женой на Север, на заработки. А родители… Мы из детдома с Витькой. А подруг и друзей настоящих у меня как-то не получается найти…
Нина работала уборщицей на вокзальных складах, потому что жила совсем рядом и было удобно утром отводить дочку в садик и потом забирать после работы.
- Так поехали к нам в посёлок! – предложила Света, - у нас родни много. И соседи очень хорошие. Собирается всегда большая компания. И Даше будет весело. Там детишек полно.
- Я бы с удовольствием. Вот только что скажут твои родители? Нужны ли им чужие? – засомневалась Нина.
- Так разве вы чужие? – улыбнулась Света, - вы мои – соседи. А Даша – лучшая подружка.
- Мама, давай поедем! – стала просить Даша и прыгать около матери.
- Тогда мне надо работать несколько смен подряд, чтобы меня потом отпустили. Я убираю большие склады. Там у нас несколько работников, но надеюсь, что сумею договориться хоть на три дня. Из-за Дашки… А дед Мороз там будет? – вдруг спросила по-детски Нина.
- Каждый год приезжает. И с подарками! – уверила Света, глядя на Дашу. Было решено отмечать Новый год в посёлке.
Тем не менее, на кухне ёлочку Света с Дашей тоже нарядили. Нина работала все предпраздничные дни подряд, приходила домой уставшая, обнимала дочку, выслушивала её рассказы и новости, и укладывала Дашу спать.
В посёлке уже ждали гостей со Светой. Светины родители устроили гостью к бабушке и деду, что жили в доме рядом. Там гостям выделили отдельную комнату, а днём все встречались в доме Светы, вместе готовили, украшали комнату, и гуляли вечером по посёлку. В новогодний вечер столы были накрыты в поселковой столовой. Даша бегала с другими детьми вокруг ёлки, которую поставили прямо на площадке возле столовой. Нина познакомилась с местными женщинами, с Дашиными подругами и соседями.
Перед застольем в клубе был концерт. Света там исполняла музыкальную пьесу на фортепиано, и пела вместе с подругами. А после концерта в зал вошёл настоящий дед Мороз и стал дарить подарки всем детям.
Даша тоже получила подарок – набор сладостей. Дед Мороз подарил и Нине календарь на Новый год и пожал ей руку. Нина рассмеялась и поклонилась деду Морозу, успев заметить синие глаза из-под белых театральных бровей.
Когда вся компания села за столы, и поздравления и тосты звучали один за другим, Света была рядом с Ниной и Дашенькой. Потом началась музыка, танцы, и Свету окружили парни и подруги, она беспрестанно танцевала, и Нина с Дашей решила идти домой – Даше пора было спать.
Однако, когда она вышла в раздевалку, то её догнал мужчина:
- А почему вы так рано уходите? Надо бы хоть до боя курантов быть обязательно.
- Спасибо, понимаю, - ответила Нина, - но дочке пора спать. Я же не одна… Вот моя Даша. А вы кто?
Нина смотрелась в лицо мужчины и тут же улыбнулась:
- Ах, узнаю! Вы дед Мороз!
- Нет, мама. Дед Мороз уже уехал к другим детям, - поправила мать тут же Даша.
- Нина, ты куда так рано? – снова услышала Нина рядом. Это была Света, - вот что. Я уложу Дашу, отведу её домой к бабушке. Они давно её ждут. Понравилась им Дашенька. А ты потанцуй, и я вернусь.
Света взяла Дашу за руку и с провожатым- парнем повела девочку домой спать.
Нину подхватил под руку дед Мороз – Игорь, заведующий клубом, весёлый, энергичный затейник всех праздников и концертов в посёлке.
Они танцевали. Нина была потрясена добротой, радушием людей, и в этот вечер она практически не пила ничего кроме газировки, не хотелось и Свету подводить, и доченьку огорчать.
На следующий день все проснулись поздно кроме Даши. Девочка как колокольчик уже пела и плясала по комнате перед дедом и бабушкой Светы, в лицах показывая им весь концерт, и вечер танцев. Она угостила их конфетами из своего подарка, чем совершенно растрогала стариков.
А дед Мороз снова не заставил себя ждать. Он к вечеру опять пришёл, стал стучать в окно, и Нина с Дашей вынуждены были уступить ему: идти гулять по посёлку.
Они ходили в компании детей, подростков по домам и поздравляли всех стариков, кто не смог прийти в клуб на концерт.
Дед Мороз каждому дарил небольшой подарок: детскую картинку с поздравлениями, открытку, или просто шоколадку. Пенсионеры были довольны, пели песни, отгадывали загадки, и спрашивали у деда Мороза:
- Кто же эта такая хорошенькая девочка с тобой? Не видели раньше…
- А это моя внученька, с её мамой-красавицей. Из города они приехали к нам погулять… - отвечал Мороз, обнимая и Дашу, и Нину.
После праздников Светлана и Нина с дочкой вернулись в город. Они сдружились ещё больше, и чувствовали себя почти родными.
- Спасибо тебе, Света, - сказала Нина, вздохнув, - а у меня опять проблемы…
- Что случилось? - забеспокоилась Света.
- Хочу увольняться с работы. Коллектив там… мне не подходит… - уклончиво ответила она, - хочу начать работать в новом коллективе, где бы мои прошлые грехи не знали… Я ведь…
- Не надо о прошлом. Я поговорю с тётушкой. Может, у них в училище найдётся местечко для тебя? Погоди-ка…- пообещала Света.
Тётя пошла навстречу, и вскоре Нина стала трудиться в учебном заведении уборщицей. А через два месяца перешла на должность помощника повара в студенческой столовой.
Все эти месяцы дед Мороз, правда, уже без грима и костюма, навещал Нину и Дашеньку в городе. Игорь был холостяком, и ровесником Нины. Им было по двадцать восемь лет. Он уже оставался и на ночь у Нины по выходным, и в посёлке уже начинали сожалеть о потере завклубом – такого человека в город сманила гостья Светы.
Однако, пара решила по-другому. Они расписались тихо, потому что Нина скоро забеременела, и вернулись жить в посёлок, как только Нина пошла в декрет. Нина стала хозяйкой в доме мужа. Комнату в коммуналке они решили сдавать – лишние деньги в семье пригодятся.
Света и радовалась за Нину, и скучала по Дашеньке, особенно в первое время. Но потом у неё закрутился и свой роман с одноклассником, который тоже ждал её в посёлке. Как только Светлана закончила училище, вернулась домой, и тоже вышла замуж.
Света видела, как счастливы были Нина и Игорь, как подросла Дашенька и стала хорошо учиться в школе. А Даша вспоминала как Света кормила её на кухне борщами, и учила играть на пианино…
- Ну, что, молодёжь? – спрашивала Нина, встречая в посёлке Светлану с мужем, - когда в город поедем, в нашу коммуналку? Авось не подерёмся? Дружно жить будем?
И не давая ответить на свой же вопрос молодожёнам, Нина отвечала:
- Ну, нет уж. Это я шучу. Из своего дома, из нашего посёлка меня теперь никаким калачом в город не заманишь. Ну, его. Тут и красота, и люди добрее, внимательнее… Как ты, Света.
Она обнимала Светлану как родную сестру. И всегда шептала ей:
- Ты спасла меня, Светка, так и знай. И никогда я этого не забуду…
Спасибо за ЛАЙК, ОТКЛИКИ и ПОДПИСКУ! Это помогает развитию канала. Поделитесь, пожалуйста, рассказом с друзьями!
До новых встреч на канале!