Астрахань известна своей неповторимой архитектурой, и за каждым из ее роскошных зданий стоит имя талантливого создателя. В разное время здесь трудились выдающиеся архитекторы, чьи работы навсегда изменили облик города.
Одним из таких мастеров стал Константин Кириллович Домонтович. Родившись в 1853 году в дворянской семье губернского секретаря Екатеринославской губернии, он принадлежал к древнему роду Московии.
Свои первые шаги в образовании Константин сделал в частной гимназии Одессы, после чего продолжил обучение в строительном училище. Завершив курс, в 1881 году он впервые приехал в Астрахань. Однако этот южный город встретил его не слишком радушно.
Молодому специалисту поручили должность младшего инженера в Строительном отделении Губернского правления. Но уже через год Домонтовича перевели в Самару, где он занял пост младшего архитектора. На этом его связь с Астраханью могла бы оборваться, если бы не трагическое событие: смерть Эрнста Фольрата, занимавшего пост городского архитектора.
Спустя год Константина Кирилловича вновь приглашают в Астрахань, на этот раз с серьезным предложением — занять место городского архитектора. С этого момента и практически до конца своей жизни Домонтович остается в городе, внося огромный вклад в его развитие и становясь частью его истории.
В личной жизни Константина Кирилловича Домонтовича тоже все постепенно наладилось. В 1887 году он женился на дочери генерал-майора, Елизавете Николаевне, которая стала матерью их троих детей. Однако счастье омрачалось одной существенной проблемой — отсутствием собственного жилья. Как ни парадоксально, архитектор долгие годы был вынужден снимать квартиры, пока, наконец, в 1899 году не построил каменный дом на перекрестке Запасной и Армяно-Успенской улиц (ныне — Калинина, 12 / 3-я Интернациональная, 1).
Однако прожила семья в этом доме недолго. Трудно сказать, что именно не устроило Домонтовича, но к 1904 году он построил новый деревянный дом с террасой на Персидской улице, который сейчас является прекрасным примером деревянного зодчества (ул. Гилянская, 17).
Интересный факт: первый дом Домонтовича позже стал домом для его коллеги, архитектора Николая Николаевича Миловидова.
Работа Константина Кирилловича была невероятно насыщенной, требующей постоянного внимания и присутствия. В качестве городского архитектора он занимался практически всем, что касалось строительства в Астрахани. На его плечах лежало составление проектов и смет на постройку, снос, реконструкцию или ремонт зданий. Он осматривал объекты, готовил заключения, контролировал состояние строений и оборудования, а также лично следил за земляными валами, защищавшими город от наводнений.
Кроме основной работы, Домонтович совмещал множество других обязанностей. Он состоял в Приказе Общественного презрения, работал в Управлении калмыцким народом, а в начале 1890-х годов даже занимал пост епархиального архитектора. Его график включал не только профессиональные обязанности, но и участие в комиссиях и судебных процессах, где он выступал в качестве свидетеля и эксперта. Такая нагрузка, безусловно, подчеркивала исключительную значимость его фигуры для города.
Обратим внимание на один из самых красивых домов Астрахани — Дом Губиных (Красная Набережная, 7 / Куйбышева, 1). Его архитектура неизменно привлекает взгляды, и многие астраханцы согласятся, что это настоящая жемчужина города.
Фамилия Губиных на рубеже XIX–XX веков была хорошо известна в Астрахани. Они входили в число богатейших и влиятельнейших семей города. Семье принадлежали лесопильные заводы, лесные пристани и склады, и они активно вкладывались в развитие Астрахани через меценатство и благотворительность.
Дом Губиных, предположительно созданный по проекту архитектора Константина Домонтовича, представляет собой классический пример купеческой застройки. В таких зданиях первый этаж отводился под торговые или административные помещения, а на верхних этажах располагались жилые покои владельцев. Внутренний двор обычно использовался для хозяйственных построек и складов.
Архитектурный стиль дома – эклектика с элементами барокко, популярная в начале XX века. Богатый декор, изящная лепнина, скульптуры, внушительный парадный вход и массивные чугунные ворота подчеркивают статус его владельцев. В интерьере сохранились мраморная лестница и два изразцовых камина, добавляющие дому особого шарма.
История обошлась с Домом Губиных достаточно бережно. После национализации в 1919 году здание стало штабом реввоенсовета и Каспийско-Кавказского фронта. А с 1937 года оно перешло в распоряжение астраханских пионеров.
Однако есть нюанс: с полной уверенностью утверждать, что проект этого дома принадлежит Домонтовичу, пока невозможно. Аналогичная ситуация и с другим зданием — Домом братьев Сундуковых (Ленина, 1 / Тредиаковского, 15).
Сундуковы были крупными промышленниками, занимавшимися кожевенным производством, шорной торговлей и овчинными изделиями. Их двухэтажный каменный дом, построенный в 1897 году, выделялся красивым фасадом, кованым балконом и козырьком. К сожалению, пожар в 1918 году во время январских боёв повредил здание, и его башни и навершия были упрощены при восстановлении.
Авторство Домонтовича в случае с этим зданием также нельзя подтвердить документально, хотя его участие вполне вероятно. Ввиду занимаемой должности архитектор так или иначе был причастен к созданию или реконструкции многих зданий, ставших знаковыми для Астрахани.
Одним из самых значительных проектов, к которым имел отношение архитектор Константин Домонтович, стала первая городская электростанция — яркий образец промышленной архитектуры начала XX века.
К тому времени электричество стремительно становилось символом прогресса. В Астрахани уже использовались индивидуальные электрогенераторы в дорогих магазинах и особняках, но потребность в централизованном электроснабжении назрела давно.
Еще в 1896 году городские власти направили в Министерство внутренних дел предложение о строительстве электростанции и ходатайство на получение облигационного займа. Однако процесс затянулся на десятилетие, и средства поступили лишь в 1908 году.
Проектирование объекта было поручено архитектору П.И. Коржинскому, техническим аспектам — городскому электротехнику И.И. Зайковскому. Константину Домонтовичу доверили проработку фасадов здания, благодаря чему оно обрело выразительный облик, гармонично сочетающий функциональность и эстетику.
Электростанция была впервые запущена 1 мая 1910 года, а с января 1911 года начала стабильно снабжать город электричеством. Однако уже спустя три года возникла необходимость в её реконструкции и расширении. На тот момент Домонтович уже не был связан с этим проектом, но его вклад в создание электростанции остался важной вехой в истории промышленной архитектуры Астрахани.
Константин Кириллович Домонтович внёс значительный вклад в развитие образования в Астрахани, под его руководством было возведено несколько важных учебных заведений. Одним из самых примечательных стало роскошное здание Мариинской женской гимназии (ул. Советская, 23/Шелгунова, 11), рассчитанное на 500 мест.
Архитектурный стиль гимназии представляет собой гармоничное сочетание итальянской классики и элементов русского зодчества. Внутри здания были предусмотрены не только просторные классы, но и актовый зал, церковь и пансион для учениц. Сегодня это историческое строение известно как Астраханская государственная консерватория.
Ещё одним важным, хотя и менее заметным проектом стала Городская торговая школа Косова (ул. Академика Королёва, 23/Коммунистическая, 48).
История её основателя, купца Георгия Зиновьевича Косова, вдохновляет. Уроженец бедной семьи, он смог добиться успеха, став одним из богатейших купцов Астрахани. Разбогатев, Косов активно занимался благотворительностью и задумался о поддержке таких же, как он когда-то, талантливых, но малообеспеченных детей. Так появилась четырёхлетняя торговая школа, целью которой была подготовка юных астраханцев к работе в торговых и промышленных предприятиях.
Отличительной чертой школы была её демократичность: здесь обучались дети разных сословий и вероисповеданий. Сегодня здание продолжает выполнять образовательную функцию, сохраняя связь с историческим прошлым.
За годы своей деятельности Константин Кириллович Домонтович также участвовал в проектировании и строительстве религиозных сооружений. В 1892 году по его проекту была возведена лютеранская кирха (Казанская, 100).
Кроме того, Домонтович принимал участие в создании ряда доходных домов, таких как Доходный дом Роземблюмов (Пугачёва, 11/Фиолетова, 28-30/Тихий переулок, 10), Доходный дом Агамова (Театральный переулок, 3), Дом Шарлау (Кирова, 26/Ленина, 9), Дом Агамжановых (Никольская, 5/Урицкого, 17), Дом Бойко (Анатолия Сергеева, 13) и гостиница Плотникова (Свердлова, 5/Фиолетова, 3). Также архитектор создал эскиз новой ограды для Александровского сада (нынешняя площадь Ленина) и контролировал перестройку Ивановского моста.
Однако, как и у многих людей искусства, жизнь Домонтовича не обошлась без трагических моментов. В мае 1890 года началась перестройка деревянных корпусов Вечернего базара в каменные здания. В процессе разборки, вероятно, была допущена ошибка, из-за чего деревянная конструкция обрушилась, унеся жизни нескольких человек и покалечив других. В 1891 году началось судебное разбирательство, в ходе которого архитектор был признан одним из виновных. Тем не менее, два года спустя его освободили от ответственности.
После этого жизнь Константина Кирилловича становится окруженной тайной. Известно, что в 1913 году, после 30 лет работы в Астрахани, он был освобожден от должности архитектора Управой. Далее его следы теряются. Известно, что он пытался вернуть свои документы из Управы, а в 1916 году запрашивал формулярный список для поступления сына на военную службу. Что произошло после этого, остается неясным. Но имя Домонтовича навсегда осталось в истории благодаря его вклад в архитектуру Астрахани.
Если вам было интересно, и вы хотите узнать, каким был мой путь, скорее подписывайтесь на канал и нажимайте колокольчик! Делитесь своим опытом в комментариях. Буду рад обсудить с вами интересные моменты из вашей жизни.
А еще, у меня на официальной странице ВК "Тот Самый Мэр" есть самая последняя актуальная информация из первоисточников, а также возможность организовать концерты!😉
Что еще интересного?
Все фото взяты из открытых источников, носят исключительно иллюстративный характер