"Русское невероятное"
Где: Галерея Зотов
Адрес: Москва, Ходынская улица, 2 стр. 1
До: 23 марта 2025
Галерея “Зотов” представляет масштабную выставку-исследование, посвященную конструктивизму, направлению в искусстве, зародившемуся в 1920-е годы. Основной вопрос, который ставят организаторы экспозиции, почему конструктивизм появился именно в России.
В поисках ответа кураторы обращаются к изучению восприятия пространственно-временного континуума, бескрайности и бесконечности русских просторов, проистекающих из них космизма намерений и несбыточности надежд, глубинных черт русского мировоззрения.
Восприятию пространства посвящены работы художника из Санкт-Петербурга Алексея Гана из серии «Limen». Они передают состояние иллюзорного и пограничного. Латинское слово "limen" означает границу, переход, лиминальность — это метафизический термин, обозначающий пороговое, переходное состояние между двумя стадиями развития. Получается пространство в расфокусе, мы на чем-то фокусируемся, а что-то остается размытым.
Самолет прорезает ночное зимнее небо. Мотив полета, мотив будущего. Мне кажется, этот самолет взлетает, а не садится.
Илья Кабаков, один из основателей московского концептуализма, родоначальник жанра «тотальной инсталляции», объединяет изображение с реальными предметами. В окне - горный пейзаж, а через створку, которую зритель должен домыслить, перекинуты мужские рубашки. Пейзаж за окном и реалистичен, и условен, как и герой, которого мы не видим, но ощущаем его присутствие. Может, он купается в этом озере? Тогда зритель невольно чувствует себя внутри дома, окна которого выходят на горы и водоем.
Далеко не всем зрителям подвластны сверхидеи, сверхвопросы и сверхсмыслы, но в тоже время, даже если вам, как и мне, не удастся понять все замыслы кураторов и постичь все закоулки русской души, всё равно каждый найдет для себя на выставке что-то интересное и близкое. Дело в том, что авторы экспозиции берут огромные пласты русского искусства от иконописи, фольклорной живописи до авангарда и современного искусства, каждый найдет для себя что-то близкое и интересное.
Я с удовольствием расскажу о тех экспонатах, которые нашли отклик в моей душе.
Мечтой и главной работой всей жизни архитектора Ивана Леонидова стал проект «Город Солнца». Это город будущего. Когда Иван Леонидов участвовал в боях во время Великой Отечественной войны, он сделал следующую запись в дневнике: «Свист пуль, визг и тяжёлое буханье мин и снарядов, жужжание осколков, грохот танков. Здесь, на пороге страшного порыва и смерти, он – солдат и имя ему – легион. Скажи, солдат – архитектор и художник, какой памятник ты воздвигнешь мне, умирающему за счастье людей? - Только счастье людей может быть тебе памятником...». Город Солнца – это город счастья, над которым плывут золотые шары и купола. Это город мечты, город новых архитектурных форм. Современникам, которые могли видеть этот проект, он казался утопическим, даже появился термин “леонидовщина”, но сегодня новаторские идеи и пространственные решения Города Солнца используют ведущие архитекторы всего мира.
Вячеслав Колейчук, пионер российского кинетизма, автор книги «Кинетизм», статей, посвященных истории конструктивизма, был художником-новатором, работавшим на пересечении искусства и науки. Автор уникальных художественных произведений и технологий. Кинетизм, по Колейчуку, — это движение «любой формы “жизни” произведения в то время, когда его созерцает зритель».
Яков Чернихов, “советский Пиранези”, утверждал, что горизонталь – это сила, а вертикаль – воля.
Работы Павла Филонова демонстрируют вечное движение и бесконечность процесса работы над произведением искусства. Я писала об этом удивительном художнике в одной из своих предыдущих статей.
Удивительный экспонат, действительно очень редкий с точки зрения иконографии – икона Новозаветной Троицы, выполнена в технике трисценорамы, т.е. в виде самостоятельных ликов «на ребрышках» Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Это результат влияния традиций западной религиозной живописи на русское искусство. Каждый из трех образов различим только с определенной точки зрения (слева – Иисус Христос, справа – Бог Отец, анфас – Дух святой в виде голубя).
Образ написан на отдельных пластинках (ламелях), поставленных вертикально на одинаковом расстоянии друг от друга и содержащих часть изображения. Подобный способ представления цельной композиции был впервые описан испанским художником Фелипе Нуньесом в 1615 году в трактате «Искусство поэзии и живописи и симметрии, с принципами перспективы» и получил распространение в западном искусстве.
В России в светском и религиозном искусстве работы в подобной технике встречаются со второй половины XVIII века.
Мой однозначный фаворит этой выставки - Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Современники называли его «древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее». Выходец из семьи сапожника в городе Хвалынске Саратовской губернии, он начинал постигать основы живописи у иконописцев. Кстати, супруга Петрова-Водкина Мара была католичкой, чтобы обвенчаться с ней, художник украсил своды храма в родном Хвалынске, такое условие поставил священник.
Картина “Фантазия”, представленная на выставке, написана через 13 лет после «Купания красного коня». Над последней мастер работал в 1912 году на хуторе "Мишкина пристань" в Саратовской губернии, и сначала это была просто реальная сцена купания лошадей и мальчишек на Волге. Петров-Водкин писал: "Я начал писать процесс купания вообще. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требования чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание…". Так жанровая сцена превратилась в символический образ величественного огненно-красного коня, воплотившего как мотивы русского фольклора, так и мотивы древнерусской иконописи. Именно красный цвет коней с расчищенных в начале ХХ века икон московской и новгородской школы помог художнику решиться довести цвет гнедого коня до чистого красного.
Картина "Купание красного коня" впервые была показана на выставке «Мир искусства» в 1912 году, современники восприняли картину как своего рода знамение, предчувствие грядущих событий двадцатого века. Когда спустя два года началась Первая мировая война, Петров-Водкин сказал: «Так вот почему я написал «Купание красного коня»! Прошло еще три года и картину наделили новым пророческим смыслом, красный конь в 1917 году воспринимался однозначно.
Но давайте вспомним, что в русском фольклоре неукротимый конь — это символ могучего русского духа, а в иконописи красный цвет - это величие жизни.
На картине 1925 года огненный чудо-конь стремительно летит над землей, проносится под ним бескрайняя русская земля: холмы, леса, деревни. И правит конем уже не юноша, а всадник, способный подчинить своей воле и лихого коня, и могучую стихию. В этом неукротимом полете метафора бесконечного движения вперед, устремления всего человечества в то самое светлое будущее. Только вот почему всадник оглядывается назад, об этом философствуйте сами.
Петров-Водкин сформулировал принцип «сферической перспективы», позволяющей передать ощущение Земли как планеты. Подростком Кузьма стал свидетелем мужицкой драки, в которой убили человека, от ужаса пережитого он убежал на холм над Волгой. В своих воспоминаниях художник писал: «…я увидел землю, как планету… Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причем шара полого, с обратной вогнутостью, - я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертьшарием небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме. Самое головокружительное по захвату было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась, не разливаясь на отвесных округлостях ее массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене. Тогда я, конечно, не учел величины открытия, только испытал большую радость и успокоенность за мою судьбу пред огромностью развернувшегося предо мной мира».
Я очень люблю выставки, где есть не только пища для ума, но и возможность от души посмеяться. Русское невероятное предоставляет такую возможность. Вот чудесный ответ всем, кто уже более ста лет пытается “сражаться” с Малевичем.
И все мы, что бы ни говорили о супрематизме и “Черном квадрате”, живем в “избушках Малевича”, потому что большую часть времени проводим уткнувшись в черные квадраты мониторов компьютера, планшета, телевизора, телефона.
В женщине с пилой, я полагаю, многие счастливо женатые мужчины узнают свою вторую половину.
Дальше уже не так весело, скорее горькая усмешка. Иммануил Кант в работе «Критика практического разума» писал: «Звёздное небо над головой и моральный закон внутри нас наполняют ум всё новым и возрастающим восхищением и трепетом, тем больше, чем чаще и упорнее мы над этим размышляем». Современные художники продолжают размышлять над этим, но выводы неутешительные: звездное небо мы обрели, а вот моральный закон – объект вечного поиска.
На выставку можно и нужно идти с детьми. Они великолепно чувствуют авангард, по-своему интерпретируют, философствуют. Многие экспонаты посвящены полету фантазии, а кому как не детям парить сквозь наши культурные ландшафты и бороздить просторы Вселенной.
Архитектурные пятнашки обеспечат вам спокойный просмотр нескольких залов.
В завершении обзора еще фотографии “Русского невероятного”.
В галерее “Зотов” сейчас проходит еще одна выставка “От утопии к театру. К 150-летию В.Мейерхольда”. Предлагаю Вашему вниманию фотографии с выставки.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Галерея_Зотов #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Русское_невероятное #конструктивизм