Найти в Дзене
Alterlit Creative Group™

Картинки с выставки. Ярмарка нон-фикшн, зима 2024

Всем привет, друзья, несу на хвосте вести с книжной нон-фикшн ярмарки в Гостином дворе! Краем уха слышала, разразился где-то в интернете спор по поводу правильности произношения слова: нон-фикшЕн или нон-фикшн. У меня оно живет без буквы е. Но не это главное — мы можем как угодно называть неоспоримый факт того, что люди любят бумажные книги. Люди их хотят. Люди чуть не раздавили меня в субботу, когда я прорывалась сначала через очередь на подходах к ярмарке, а потом в гардероб и в кассу за билетом. Помог мой бейдж, на котором написано капслоком грозное слово «пресса», пропускали без единого звука. Так что теперь буду всегда так делать и нагло лезть без очереди. Внизу на фото можно увидеть, что творилось у стендов, толпы стояли и медленно двигались, как в автобусе. Теперь как только увижу очередной виток обсуждений «бумажная книга доживает последние дни», буду смеяться в ответ. Самое большое пространство ярмарки, Атриум, отдали беседе, посвященной патриотической литературе, ее востребов

Всем привет, друзья, несу на хвосте вести с книжной нон-фикшн ярмарки в Гостином дворе! Краем уха слышала, разразился где-то в интернете спор по поводу правильности произношения слова: нон-фикшЕн или нон-фикшн. У меня оно живет без буквы е. Но не это главное — мы можем как угодно называть неоспоримый факт того, что люди любят бумажные книги. Люди их хотят. Люди чуть не раздавили меня в субботу, когда я прорывалась сначала через очередь на подходах к ярмарке, а потом в гардероб и в кассу за билетом. Помог мой бейдж, на котором написано капслоком грозное слово «пресса», пропускали без единого звука. Так что теперь буду всегда так делать и нагло лезть без очереди. Внизу на фото можно увидеть, что творилось у стендов, толпы стояли и медленно двигались, как в автобусе. Теперь как только увижу очередной виток обсуждений «бумажная книга доживает последние дни», буду смеяться в ответ.

Самое большое пространство ярмарки, Атриум, отдали беседе, посвященной патриотической литературе, ее востребованности у современного читателя. На Красной площади летом этого года люди возмущались, что Захар Прилепин выступал в маленьком шатре, из-за чего образовалась толкучка из пришедших. На этот раз патриотических писателей явно уважили.  Свои книги презентовали Захар Прилепин, Валерия Троицкая и Григорий Кубатьян. В расписании был заявлен Дмитрий Филиппов, но его не было на выступлении. А вот его книгу «Собиратели тишины», роман в рассказах, я хотела бы почитать. Роман состоит из двух частей, в первой рассказано об отряде, который проводит поиски солдат, погибших в Великую Отечественную, вторая часть посвящена истории добровольца, который отправляется в зону СВО, имея опыт сапера во время чеченской войны. Автор сам, работая в одной из управ Питера и имея бронь, ушел добровольцем и знает,  о чем пишет.

Зимняя ярмарка этого года была на удивление полна всевозможными лекциями, встречами и презентациями, посвященными жанру фантастики. Не смогла разорваться и побывать на всех мероприятиях, но в целом ощущение было, что это скорее конвент фантастов, а не просто какая-то очередная книжная история. Конечно, девочки с розовыми и фиолетовыми волосами, люди, переодетые в персонажей фэнтезийных книг и собственно, сами авторы и издательства этих самых книг, были представлены в обычном для жанра великолепии.

Но помимо этого обсуждали и чуть более серьезные книги и темы. Говорили, например, о фантастических допущениях в книгах современных авторов. О том, что жанр проникает в современную прозу, становясь неким инструментом, позволяющим лучше осмыслить  прошлое, настоящее и будущее. Подвезли презентацию большого романа Эльдара Сафина. Автора, которого я не смогу представить вам лучше, чем сделал это писатель Шамиль Идиатуллин на обложке книги Сафина «Волков-блюз»: «любимый фэндомом рассказчик и штатный триумфатор сетевых конкурсов, ярко и красиво переходит в другую лигу». Переход в другую лигу означает издание Азбукой-Аттикус классного романа в твердой обложке и его презентацию, где побывала и я. Эльдар говорил о текущих тенденциях в литературе этого жанра, о том, что в настоящее время существует четкий запрос на моделирование будущего, осмысление того, каким может быть наш мир и каким станет человек. Писатели-фантасты как раз пытаются ответить на этот вопрос. Шамиль Шаукатович так же присутствовал на встрече и сказал, что просто так он блёрбы для книг не пишет, поэтому мы заранее можем поверить в качество книги, купить ее и прочитать. Ну а ваша покорная слуга разжилась романом бесплатно и будет читать его (когда все конкурсы закончатся).

Вообще, наверное, переход в другую лигу для нас, сетевых писателей, это даже не издание, а чуть меньше — написание хорошей большой прозы. Когда тебе удается подняться чуть выше мира рассказов по заданной теме многочисленных конкурсов и сборников, где ты участвуешь. А может и не участвуешь, а просто грустно пишешь в стол. Немного отвлеклась и забыла рассказать, что Эльдар, собственно, наш с некоторыми еще авторами бро по «Грелке». И не просто игрок, а победитель четырех «Грелок» (в том числе недавней осенней), конкурсов «Колфан» и «Мини-Проза». Не подумайте, что я присваиваю себе Грелку или ее авторов, ни в коем случае. Скорее это я, случайно попав туда, присвоилась некоторым образом этим старейшим в рунете сетевым литературным конкурсом, чье обаяние невозможно переоценить. Наверное, все дело в людях, которые играют там с незапамятных времен. Дело в духе этого сообщества, к которому хочется принадлежать, даже если ты не пишешь фантастику. Хотелось бы поговорить про это подробнее, но не сейчас и не в этой публикации.

Зашла на презентацию книги «Наука о чужих. Как учёные объясняют возможность жизни на других планетах» Антона Первушина. Антон — писатель-фантаст, журналист, историк космонавтики, автор научно-популярных книг, ведущий авторской рубрики в журнале «Мир фантастики», по его книгам сняты научно-популярные фильмы. Для нашего сайта в свое время написал статью о лауреатах Беляевской премии 2022 года. В книге же, которую я увезла с собой с подписью автора «Евгении от автора: они где-то рядом!», рассказывается в очень увлекательной форме о том, какими люди в разные времена видели инопланетян. Какие существовали гипотезы, как ошибались ученые прошлого и какие представления о внеземных цивилизациях существуют сейчас.

Еще осенью я купила книгу Алексея Семихатова о квантовой физике, начала читать и просто карандашом подчеркивала особо удачные и интересные места, такие они прекрасные в своей простоте, красоте и понятности. Так ярко, живо, увлекательно написать о том, что невозможно увидеть и пощупать, о том, что для простого человека представляет буквально темный лес, может, конечно, только очень талантливый, умный, одаренный и увлеченный человек. Подумала я, когда читала книгу «Сто лет недосказанности: Квантовая механика для всех в 25 эссе», и убедилась в этом наяву, когда пришла в субботу на выступление автора в Гостином дворе. Я даже записала вам кусочек его стихийной лекции, это просто невозможно прекрасное что-то, великий стендап ученого и гениального рассказчика. Да, кто такой автор, Алексей Семихатов — доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник отделения теоретической физики Физического института им. П. Н. Лебедева РАН. Занимался научными переводами, в том числе, перевел книгу Дербишира «Простая одержимость. Бернхард Риман и величайшая нерешенная проблема в математике». Пишет статьи для газеты «Троицкий вариант – Наука», ведущий передачи «Вопрос науки» на телеканале «Наука».

-8

Вообще, на ярмарке было, где разгуляться, помимо историй с наукой, космогонией, уфологией и фантастикой, но тянуло меня все равно туда. Вот, например, на презентацию издательства «Паулсен», которые выпустили книгу «Разговоры за жизнь. Как устроены мы и жизнь вокруг нас». Внутри толстой книги собраны беседы с 42 ведущими биологами и медиками.

К выходу книги приурочили круглый стол о популяризации науки, где собрались в том числе заместитель генерального директора Российского научного фонда Андрей Блинов, руководитель научной группы Российского квантового центра Алексей Федоров, продюсер документального и научного кино Юлия Киселева, вице-президент Сколтеха по биомедицинским исследованиям, научный консультант и один из авторов книги, профессор Михаил Гельфанд. Книга очень интересная и стоит, к сожалению, недешево, что вполне понятно, учитывая ее объем. Но вот пока я пишу этот текст, обнаружила такой медиапроект Сколтеха и Российского научного фонда, где можно почитать отдельные тексты.

-10

Издательство «Азбука» запустило новую серию книг «Голоса». Серия включает работы как молодых писателей, только дебютировавших с большой прозой, так и уже известных. Например, в серию вошел сборник рассказов Владимира Березина «СНТ», посвященный «мистике дачной жизни». Из молодых писателей на встрече был Валерий Шпякин. Его книга «0,5» тоже представлена в серии, и это первый роман автора, как я поняла. Перед тем, как ехать на ярмарку я почитала роман Валерия. Было интересно оценить качество текста человека, который, как он рассказал на встрече, раньше писал в основном рассказы. Так вообще Валерий музыкант, живет в Питере, увлекается музыкой, занимается звукозаписью. Ну что сказать, написано очень прилично, мне понравилось. Удивило содержание. Книга рассказывает о том, как главный герой решает подработать, оказавшись в не самом удачном стечении обстоятельств, и становится наркокурьером. Оказывается, существует еще одна, параллельная жизнь с трафиком, кладами и прочим специальным антуражем. Это все, разумеется, не пропаганда, но как автор все-таки решился писать книгу на такую непростую и даже опасную в нынешних реалиях тему? — спросила я. Валерий ответил, что просто писал, заранее ни на что не рассчитывая. Думал издать за свой счет в крайнем случае, либо просто выложить в сети. Поговорила я и с ведущим редактором издательства, Марией Нестеренко, задав вопрос, который был заявлен в самом анонсе встречи: Как автору современной прозы и издателю найти друг друга, как авторы серии нашли своего издателя? Мария призналась, что не ленится и заглядывает в короткие и длинные листы различных премий и почитывает публикации толстых журналов. Так же у них бывают опен-коллы, сейчас, например, ждут вот такие работы. Вдруг, кому есть, что показать.

-11

Расскажу, наконец, о сборнике Березина с дачными рассказами, как я сама с собой их называю. Прочитала книгу еще осенью, она составлена из рассказов разных лет. Есть там то, что я уже когда-то читала, есть пара рассказов с которыми Владимир Сергеевич играл на Грелке (и такое случается), а есть новое, написанное специально для этой книги. Садовое товарищество и сама дача у поколений советских людей это некоторым образом такое сакральное место, где проходит не самая плохая часть жизни. Иногда в этой жизни, полной мелких приятных удовольствий, случается что-то странное или совсем уж запредельное. Но при этом настолько органично вписанное автором в обыденность, что кажется это все правда. Правда, записанная очевидцами.

Особенной мистики и тем более чего-то, что перекликалось бы с жутковатым красным обрезом книги, я не обнаружила. Как давний читатель автора, приблизительно заранее знала, что там будет, тем не менее, мне хотелось погрузиться именно в полноценный, длящийся многими страницами мир этой прозы. Когда тебя встречают у станции и ведут проселочной дорогой, неспешно развлекая разговорами. Либо распахивают старенькую покосившуюся калитку, и ты попадаешь в большой заброшенный сад. В глубине там стоит дом с застекленной верандой и слегка облупившейся краской. На веранде накрыт стол, стоит самовар, кругом стола сидят приехавшие гости, пьют чай и ведут беседы, а над ними вековые ели чуть тревожно машут своими лапами. Что еще примечательно и лично мне близко и понятно, у Березина все фантастическое происходит очень что ли обычно. Без крика. Без шума и пыли. Все открытия так и совершаются, мне кажется. Сначала человек догадывается соединить какие-то применимые в хозяйстве шестеренки, пару болтов, да случайно попавший под руку старый аккумулятор. Получается вечный двигатель. Это потом великолепные молодые ученые, блестя глазами, будут ставить опыты в своих лабораториях и подтверждать уже очевидное. Все открытия живут где-то внутри нашей обычной жизни, просто мы их не видим и не замечаем. Еще в книге спрятана терзающая мое сердце любовная линия, но я вам про нее не расскажу. Если прочитаете, сверим лучше наши ощущения.

-12

В декабре у Леонида Абрамовича вышла подборка его стихов. До определенного времени я и не знала, что весь свой творческий путь когда-то Юзефович начинал как поэт и писал стихи. Правда, к величайшим современникам, насколько мне известно, очень скромный и невероятно тактичный автор себя не относит, но тем не менее, издательство любимой вами и нами Елены Шубиной решило сделать такую книгу. Туда вошли стихи Леонида Абрамовича — с самых ранних и по сегодняшний день и его переводы других поэтов. Возле некоторых стихотворений есть пометки, к какому отрезку жизни они относятся. Так и написано, например: «Мне было 17 лет, тогда я работал фрезеровщиком на пермском Электроприборном заводе, он же Часовой». Помимо стихов внутри есть эссе автора, которое называется «Автопортрет на фоне ямбов и хореев». Его мне особенно хотелось прочитать. В эссе Юзефович вспоминает как и с чего началась в детстве его любовь к поэзии. О своей семье, о родителях, о друзьях юности, которых сегодня уже нет. Мне последнее время нравится именно такое. Живые свидетельства прошедшего времени. Читаешь их и думаешь о своих ушедших. Сопоставляешь со своими воспоминаниями или семейными историями. Текст эссе как будто звучит голосом автора. Он спокоен и нетороплив. В нем есть место грусти и иногда улыбке. Вот он рассказывает о своей маме, которая после медицинского института уехала в 43 на фронт с томиком Блока: «Она отличалась веселым нравом и легкомыслием...Однажды с майором, начальником медсанбата, они должны были идти по минному полю — саперы проделали в нем проход и обозначили вешками, но возможность подорваться на мине все равно не исключалась. Майор галантно пропустил маму вперед, как если бы они входили в театр. Она засмеялась и пошла»

-13

Еще я случайно подружилась с новым подразделением Альпины-паблишер, издательством Белль Летр. Это направление, полностью посвященное женской прозе. Собственно, я пошла на беседу, организованную издательством, которая была посвящена сепарации и детским травмам в литературе. Мне хотелось увидеть и послушать прекрасную писательницу Екатерину Манойло, она принимала участие в круглом столе. Так же про сепарацию нам рассказывала Ольга Павлова, психоаналитик и кандидат психологических наук. Если коротко, то сначала я вместо спикеров ответила из зала на вопрос девушки, своей же соседки по залу «а не закопались ли мы в травмах и почему дельфины, например, не думают о том, что травмируют и неправильно воспитывают своих детенышей, а мы никак не перестанем это делать?» — «дельфины не думают об этом, потому что у них нет рефлексии, они не рассуждают о своих ошибках, не помнят историю своего рода, не несут в себе установки родителей, и вообще, живут, как известно, инстинктами. В то время, как человек живет еще и мозгом, префронтальной корой и лобными долями. Если он у него существует, конечно. И нет, не закопались, и будем делать это столько, сколько душа пожелает». Дальше я задавала вопросы, в общем, меня сложно было остановить, после чего ко мне подошла главред издательства и попросила пройти к ним на стенд для беседы. Она хочет делать когда-то в будущем межиздательский проект, который расскажет о том, что женщины пишут не только слезливые романы. Я заверила ее, что наши авторы точно помимо слезливостей пишут еще об очень многом и рассказала о романе Синсемиллы, который готовится к изданию. Там уж точно слезливости не наблюдается. В общем, я влюбилась в это подразделение полностью и если повезет, будем еще общаться.

-14

Кажется, мне пора остановиться рассказывать, иначе это не закончится никогда. Кое-что осталось за кадром, попозже занесу еще историй. А пока просто картинки. Спасибо за внимание, всегда ваша, я.

Автор: prosto_chitatel для портала Альтерлит