Найти в Дзене

Незнакомая Москва: Икона, которую нельзя увидеть

Средоточием Всехсвятской церкви, что на Кулишках, поставленной князем Владимиром Храбрым/Донским, в память по убиенным в свирепом побоище с полчищами нечестивого Мамая, являются два совершенно разных списка одной и той же таинственной иконы Божией Матери - «Киккской».
Какой из них ближе к подлиннику можно только фантазировать, поскольку Святой Образ, хранимый в одном из кипрских монастырей, всегда покрыт завесой.

-2

Обычай закрывать иконы «пеленами стенными» практиковался и на Руси и, скорее всего, был перенят у византийцев.

Шитые предметы, впервые упоминающиеся в описи личного имущества Ивана Грозного, были частью убора почитаемых икон и назывались «застенками».
Они представляли собой завесы из тонкой ткани, богато украшенные жемчугом и драгоценными камнями. В середине были вышиты «имена» Образов или Их изображение (как, например, на пелене Киккской иконы Божией Матери).

-3

Считается, что Киккскую икону написал Святой Лука еще при жизни Девы для христиан Египта. Но в эпоху иконоборчества (в IX веке), спасая от уничтожения, ее отправили в Византию, где произведению кисти Евангелиста уже ничто не угрожало.

Следующий этап истории Образа относится к концу ΧΙ века, когда Он оказалcя на Кипре.
В Константинополе икона хранилась в покоях Византийского Императора Алексея I Комнина, которому Богородица явилась во сне и велела отправить икону на Кипр. О том же самом Алексея просил и тогдашний наместник острова. Отшельник Исайя, живший на горе, где сейчас стоит Киккский монастырь, также был предупрежден в видении о скором прибытии Чудотворного Образа.

Предание гласит, что Император не мог примириться с мыслью о том, что теперь икону сможет увидеть кто угодно, и потому распорядился закрыть ее от чужих глаз.
С тех пор, согласно монастырским хроникам, Небесная Царица довольно жестоко карает любопытствующих.

-4

Так, по преданию, Александрийский Патриарх в 1669 году приподнял покров и тут же ослеп. Правда, зрение к нему вернулось после того, как он признал греховность своего поведения и раскаялся.

Другая легенда сообщает о некоем «мавре», который тоже дерзнул нарушить запрет. В результате у него отсохла рука, которой он прикоснулся к плату. В назидание прочим грешникам рядом с иконой, слева от Образа, по сей день висит ее модель.

-5

Сами же монахи открывают Лик Богородицы, только тогда, когда воссылают Ей молитвы, прося о дожде и урожае, после того, как сначала перенесут икону на вершину соседней горы, где находится «Трон Богородицы». Причем, сам Лик они не видят, поскольку Он обращен при этом к небу.

Знаменитый русский паломник, путешественник и публицист Василий Барский, исходивший в XVIII веке Кипр вдоль и поперек, указывал, что Образ можно увидеть, оставшись в монастырской церкви на ночь, или, когда на Нем меняют обветшавшую пелену (а происходит это раз в три года).
Однако, судя по дневникам «пешеходца», заночевать в храме он все же не рискнул, а пелена во время его визита на остров в замене не нуждалась.

P.S. Икона находится в местном ряду иконостаса монастырского собора, третьей слева от царских врат, в отдельном киоте, украшена окладом с устроенной небольшой дверцей для целования Образа.
Ее примерный размер - 40/50 х 30/35 см.
До сих пор остается неисследованной.