Средоточием Всехсвятской церкви, что на Кулишках, поставленной князем Владимиром Храбрым/Донским, в память по убиенным в свирепом побоище с полчищами нечестивого Мамая, являются два совершенно разных списка одной и той же таинственной иконы Божией Матери - «Киккской».
Какой из них ближе к подлиннику можно только фантазировать, поскольку Святой Образ, хранимый в одном из кипрских монастырей, всегда покрыт завесой.
Обычай закрывать иконы «пеленами стенными» практиковался и на Руси и, скорее всего, был перенят у византийцев.
Шитые предметы, впервые упоминающиеся в описи личного имущества Ивана Грозного, были частью убора почитаемых икон и назывались «застенками».
Они представляли собой завесы из тонкой ткани, богато украшенные жемчугом и драгоценными камнями. В середине были вышиты «имена» Образов или Их изображение (как, например, на пелене Киккской иконы Божией Матери).
Считается, что Киккскую икону написал Святой Лука еще при жизни Девы для христиан Египта. Но в эпоху иконоборчества (в IX веке), спасая от уничтожения, ее отправили в Византию, где произведению кисти Евангелиста уже ничто не угрожало.
Следующий этап истории Образа относится к концу ΧΙ века, когда Он оказалcя на Кипре.
В Константинополе икона хранилась в покоях Византийского Императора Алексея I Комнина, которому Богородица явилась во сне и велела отправить икону на Кипр. О том же самом Алексея просил и тогдашний наместник острова. Отшельник Исайя, живший на горе, где сейчас стоит Киккский монастырь, также был предупрежден в видении о скором прибытии Чудотворного Образа.
Предание гласит, что Император не мог примириться с мыслью о том, что теперь икону сможет увидеть кто угодно, и потому распорядился закрыть ее от чужих глаз.
С тех пор, согласно монастырским хроникам, Небесная Царица довольно жестоко карает любопытствующих.
Так, по преданию, Александрийский Патриарх в 1669 году приподнял покров и тут же ослеп. Правда, зрение к нему вернулось после того, как он признал греховность своего поведения и раскаялся.
Другая легенда сообщает о некоем «мавре», который тоже дерзнул нарушить запрет. В результате у него отсохла рука, которой он прикоснулся к плату. В назидание прочим грешникам рядом с иконой, слева от Образа, по сей день висит ее модель.
Сами же монахи открывают Лик Богородицы, только тогда, когда воссылают Ей молитвы, прося о дожде и урожае, после того, как сначала перенесут икону на вершину соседней горы, где находится «Трон Богородицы». Причем, сам Лик они не видят, поскольку Он обращен при этом к небу.
Знаменитый русский паломник, путешественник и публицист Василий Барский, исходивший в XVIII веке Кипр вдоль и поперек, указывал, что Образ можно увидеть, оставшись в монастырской церкви на ночь, или, когда на Нем меняют обветшавшую пелену (а происходит это раз в три года).
Однако, судя по дневникам «пешеходца», заночевать в храме он все же не рискнул, а пелена во время его визита на остров в замене не нуждалась.
P.S. Икона находится в местном ряду иконостаса монастырского собора, третьей слева от царских врат, в отдельном киоте, украшена окладом с устроенной небольшой дверцей для целования Образа.
Ее примерный размер - 40/50 х 30/35 см.
До сих пор остается неисследованной.