Только что мы с моими дорогими подписчиками обсуждали значение возраста тех или иных архитектурных красот. Многие из нас возмущаются, если на месте построек девятнадцатого века возникает современное здание. Однако при этом редко вспоминают, что и те дома, которым сегодня по сто с лишним лет, очень часто строились на месте снесенных графских или купеческих усадеб.
А вот с церквями дело обстоит иначе. Изначально храм могли построить в пятнадцатом или шестнадцатом столетии из дерева, затем его приход начинал расти, и через десятки лет приходилось возводить новый храм с тем же посвящением на том же месте. Затем мода на архитектуру менялась, и выстроенную, условно говоря, в древнерусском или византийском стиле церковь перестраивали до неузнаваемости, придавая ей облик нарышкинского или петровского барокко. А после победы над французами перестраивали заново, меняя барокко на «имперский» стиль, на заимствованный у побежденных французов ампир. И все это считается исторически одним и тем же храмом.
Так было и с моим сегодняшним архитектурным героем.
Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!
На днях я упоминал село Рубцово, бывшее собственностью бояр Романовых, располагавшееся там, где сегодня проходит Бакунинская улица. Некоторые же источники указывают село Рубцово-Покровское, с двумя храмами – Николая Чудотворца и Покрова Богородицы. О каждом из них я расскажу отдельно, и сегодня…
…Начну с храма Святителя Николая Мирликийского в Покровском
Первое о нем упоминание, хоть и косвенное, относится еще к 1586 году, о чем свидетельствует краевед и историк московских церквей Михаил Иванович Александровский, сын богослова и писателя, протоиерея Ивана Николаевича Александровского. Деревянный храм стоял на этом месте еще до того, как государь Михаил Федорович решил основать здесь, близ реки Яузы, свой загородный дворец.
(7 фото)
В 1614 году храм обновили, пока все еще в дереве, и Михаил Федорович лично присутствовал на его освящении. Затем еще дважды перестраивали, а вот весной 1766 года храм выстроили уже в камне, с приделами Петра и Павла (5 фото)
и мученицы Ирины в трапезной.
В том же восемнадцатом столетии, в 1740-1760-е годы среди прихожан храма были полководец Александр Васильевич Суворов, его отец, крестник самого Петра Первого Василий Иванович и сестры Анна и Мария Васильевны. В память о прихожанине-фельдмаршале во дворе храма даже установлен памятник (3 фото).
В девятнадцатом веке к храму пристроили новую трехъярусную колокольню, а саму церковь расширили и надстроили.
(5 фото)
Придел мученицы Ирины в 1824 году переосвятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы (3 фото).
К слову сказать, как раз тогда членом этого прихода значился надворный советник Николай Федорович Островский – отец Александра Николаевича Островского. Здесь же он венчался со своей женой, будущей матерью драматурга.
В 1890-х годах по Указу Святейшего Синода храм в очередной раз перестроили, обновив трапезную и приделы, которые теперь устроили на одном уровне с главным престолом. Работами тогда заведовал архитектор Петр Павлович Зыков. А средства на перестройку пожертвовали богатые прихожане, среди которых были и хлеботорговцы, клиенты Хлебной биржи, что располагалась рядом.
Всего на новую реконструкцию было собрано около 70 тысяч рублей. А наибольшие пожертвования – более 5000 рублей каждый – сделали церковные старосты, купец и владелец столярно-паркетной мастерской, благотворитель и храмоздатель Иван Калинникович Зубов и купец С. Смирнов, чьего полного имени и отчества, к сожалению, найти не удалось.
(9 фото)
Прошло совсем немного времени, меньше четверти века, и устоявший при нашествии польско-литовских интервентов и французов…
…Храм пострадал при большевиках
В 1931 году президиум горисполкома Моссовета постановил его закрыть. Здание обезглавили и изуродовали пристройками. Колокольню снесли до первого яруса. А через год в храме открылся хлебозавод №13 имени Первого мая.
Прошли десятилетия, и в 1992 году здание в ужасающем аварийном состоянии вернули Церкви. Несколько лет ушло на его восстановление. Работами по возрождению храма руководил архитектор-реставратор Владимир Николаевич Шарапов (21 фото),
а заново расписывал стены и своды художник Борис Алексеевич Алексеев, стоявший во главе трудившийся здесь стенописной артели «Радость» – старейшей в современной России. При этом росписи, устроенные в притворе, в буквальном смысле можно считать летописью храма. Мастера упомянули даже архитектора Петра Зыкова.
(19 фото)
Сегодня храм действует, в нем регулярно ведется богослужение, работают Киноклуб, молодежный клуб и воскресная школа, а по воскресеньям проходят чаепития и общение с духовенством.
А рядом расположен еще один храм, выстроенный из камня еще до раскола, случившегося на Руси при патриархе Никоне. Храм, по чьему посвящению село Рубцово переименовали в Покровское. Но о нем будет уже следующая моя заметка.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и лайках, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.