6-я Парковая улица, 20/53, 22, 24, 25, 26, 28, 30, 32
Поселок 1-й Образцовой типографии ОГИЗа (Объединение государственных книжно-журнальных издательств) занимает почти всю четную сторону 6-й Парковой улицы, начиная от Первомайской улицы и до Измайловского бульвара, и один дом на нечетной стороне. Ансамбль построен в 1949⎯1951 годах по проекту архитектора Георгия Максимилиановича Вульфсона (1906⎯1986).
Угловой дом №20/53 открывает линию застройки поселка и выходит южным фасадом на главную магистраль Измайлова — Первомайскую улицу, что обусловило особое отношение к этажности этого дома. В первоначальном проекте 1946 года дом №20/53 был трехэтажным, а его угловая часть была отмечена своеобразной башенкой. В 1948 году проект изменили: вместо башни сделали полноценный четвертый этаж, тем самым увеличив количество квартир.
Парадный угловой фасад дома организован рядом сдвоенных пилястр с коринфскими капителями, опирающимися на рустованный цоколь с витринными полуциркульными окнами. Пилястры поддерживают сильно выступающий карниз. Аттиковый этаж имеет арочные окна и украшен розетками. Барочная люкарна с круглым окном и барельефной гирляндой венчает здание.
В доме запроектированы двух- и трехкомнатные квартиры с типовой планировкой, разработанной в 1945—1946 годах. На первом этаже проектом предполагались булочная и парикмахерская, интерьеры которых были богаты лепным декором. Однако после строительства в доме расположился магазин "Мособувь".
Дома №22, №26 и №30 по 6-й Парковой улице расположены на красной линии и построены по одному проекту. Всего таких домов было запланировано четыре, последний из них (№34) должен был замыкать композицию поселка. Но в процессе строительства часть участка, выходящая на Измайловский бульвар, была отдана другому ведомству, и архитектору Г.М. Вульфсону пришлось отказаться от последнего звена в линии застройки.
Каждая пара домов (№22 и №26, №30 и несостоявшийся №34) зеркальны друг другу. По первоначальному проекту фасады, в том числе торцевые и дворовые, изобиловали сложными архитектурными деталями.
Дома №22 и №26 обращены друг к другу торцами с террасами и арочными проходами под ними. Открытые террасы имеют ограждение в виде балясин. В глубокой нише расположен вход на террасу, обрамленный треугольным сандриком и лепной розеткой над ним. По сторонам ниши расположены полуколонны коринфского ордера, служащие опорами для карниза. Террасы вносят в архитектурную пластику особую мягкость, присущую загородным усадьбам XIX века.
В оформлении другого торца дома применены ложные окна.
Архитектурное оформление парадных (со стороны улицы) входов в дома №22 и №26 отличается особой пышностью: дверь с арочным проемом обрамлена мощными рустованными выступами, на которые опирается балкон с балясинами. Его окружают двойные полуколонны того же ордера, что и на террасах. Завершает вертикаль сложный фигурный фронтон с круглым окном, обрамленным лепной гирляндой. Венчают композицию три вазона.
Дома №30 и №34 должны были быть точно такими же. Но в результате упрощения проекта, дом №34 не построен вовсе, а у дома №30 нет террасы.
В цокольном этаже дома №30 предполагалось разместить домоуправление.
В композиции поселка первоначально были спроектированы две группы домов с двором-курдонером. Первую группу должны были составить дома №22, №24 и №26, вторую — дома №30, №32 и несостоявшийся №34. В результате изменений проекта полноценное воплощение этого замысла удалось осуществить только в первом случае.
Трехэтажные дома №24 и №32 абсолютно идентичны, стоят в глубине участка. Они отделены от улицы двором и оградой. В случае дома №24 ограда состоит из изящной решетки с пилонами ворот, на которых помещены вазоны.
Фасады домов №24 и №32 симметричны. Первый этаж рустован. Центр с входом отмечен четырьмя пилястрами и лучковым фронтоном с обелисками. В проекте была еще высокая фигурная композиция на вершине, но это не было осуществлено. Под окнами второго этажа — декоративные балясины. Боковые входы оформлены пилястрами на уровне второго и третьего этажей и треугольными фронтонами. На торцах также есть ложные окна.
Первоначально одна из главных ролей в архитектурной композиции поселка, наряду с домом №20/53, отводилась дому №28. Это определило насыщенность и разнообразие декоративных деталей на его фасадах. По проекту 1946 года симметричный фасад имел центральный ризалит повышенной этажности. В центре ризалита расположена широкая дверь.
Над дверью — высокий, на два этажа, балкон с ограждением из балясин, а по его сторонам — две коринфские колонны. Над балконом, в четвертом этаже ризалита, — большое полуциркульное окно, обрамленное лепным барочным декором, еще выше идет треугольный фронтон с круглым окном и лепной гирляндой. Верх фронтона должны были украшать два обелиска и сложная фигурная композиция. Рустованный первый этаж с витринными окнами и широкой входной дверью зрительно утяжелял композицию, в то время, как тщательно прорисованная, со множеством мелких деталей верхняя часть ризалита выглядела легкой и изящной.
Восточный дворовый фасад так же изобиловал декором: лепными украшениями, балконами на консолях, чередой полуциркульных окон. Надстройка ризалита со стороны двора была отмечена широким центральным балконом и круглым окном во фронтоне.
В 1948 году проект был измен в сторону увеличения этажности, так же, как и в доме №20/53. В результате дом получил полноценный четвертый этаж, но лишился изящной надстройки и обелисков, при этом количество квартир увеличилось на четыре. Дворовый фасад потерял большую часть декора.
Первый этаж был предназначен для размещения в продовольственного магазина.
Это единственный дом во всем поселке, где особенности грунта позволили сделать полноценный подвал.
По первоначальному проекту 1946 года последний дом поселка должен был торцом выходить на Измайловский бульвар, продолжая линию застройки четной стороны 6-й Парковой улицы. Но в результате того, что участок у бульвара был отдан другому застройщику, проект пришлось изменить. Последний дом был перенесен на другую сторону улицы и построен по типовому проекту 1948 года, разработанному Архитектурно-проектной мастерской типового проектирования треста "Мосгорпроект". Архитекторы — В.П. Сергеев, Е.И. Пучков, А.В. Болонов; автор фасадов — Н.Н. Селиванов.
Пятиэтажный дом №25 значительно скромнее в оформлении, чем здания напротив, но все же и у него есть эффектные элементы. По проекту этот дом должен был иметь кирпичный неоштукатуренный фасад с деталями заводского изготовления. Но Г.М. Вульфсон, будучи архитектором привязки, решил добиться единообразия в оформлении всего поселка и сделал главный фасад оштукатуренным. Центральная ось фасада отмечена парадным входом и ступенчатой люкарной с круглым окном. Балконы покоятся на фигурных консолях. Балконные двери четвертого этажа обрамлены треугольными сандриками. Над третьим этажом по периметру всего здания идет широкий межэтажный карниз. Изначально в доме не был предусмотрен лифт, но позже со двора были пристроены стеклянные лифтовые шахты.
В доме было запроектировано сорок четыре одно-, двух- и трехкомнатных квартиры. В подвале предполагалось размещение хозяйственных сараев и других помещений для нужд жильцов.
Из-за геоморфологических особенностей участка строительства в большинстве домов поселка ОГИЗа было невозможно сделать подвалы. Они были заменены углубленными цокольными этажами с гидроизоляцией. По той же причине было решено устроить котельную в отдельном специальном здании.
Фундаменты домов выполнены из бутобетона. Стены сложены частично из красного, частично из силикатного кирпича, оштукатурены известково-песчаной штукатуркой с добавлением цемента в пределах 10 % и окрашены клеевой краской. Перекрытия выполнены по деревянным балкам с щитовым накатом, над санузлами перекрытия из монолитного железобетона с устройством гидроизоляции из рубероида на битуме, на лестничных клетках — сборные ребристые железобетонные плиты.
Все интерьеры зданий поселка ОГИЗа были решены в едином ключе: в подъездах стены окрашены, ступени лестниц мозаичные с гранитной крошкой, металлические ограждения лестниц сделаны по особому рисунку с дубовыми поручнями. В жилых комнатах — лепные карнизы и розетки заводского изготовления, стены оклеены обоями. Полы паркетные, подоконники деревянные. На кухнях полы дощатые, под окном устроен холодный шкаф. В ванных комнатах и уборных — метлахская плитка. В магазинах полы мозаичные с подбором цвета и рисунка, на стенах — лепные карнизы по особым рисункам.
На территории поселка были запроектированы два объекта местной противовоздушной обороны (МПВО) в виде отдельностоящих убежищ на сто пятьдесят человек каждое. В мирное время одно из них могло использоваться для стоянки автомашин. У границ участка располагались хозяйственные сараи. В дальнейшем планировалась постройка детского сада и яслей.
Поселок ОГИЗа — один из двух на данный момент полностью сохранившихся послевоенных кварталов в Измайлове.
О другом послевоенном поселке в Измайлове читайте здесь: