Пожелания, поздравления, открытки и памятные альбомы
В коллекции Эрмитажа хранится немало предметов искусства, в символике которых заложены пожелания тем, кому они предназначались и для кого они создавались.
Такие предметы мы чаще всего встречаем в собраниях декоративно-прикладного искусства, рисунка и графики.
Один из самых ранних экспонатов с текстом пожеланий – камея из коллекции глиптики римской эпохи I века н. э. Камея из сардоникса с золотой оправой поступила в Эрмитаж ещё при Екатерине II в составе приобретённого собрания герцога Орлеанского. Надпись AKAKI ΖΗCEC переводится как «жить без бед».
Произведения прошлого всегда вдохновляли художников последующих эпох. Так, в Англии на рубеже XVIII–XIX веков появилась инталия-печать с пожеланием счастья на английском языке. Она пополнила коллекцию европейской глиптики Эрмитажа и попала в музей из собрания Юсуповых в 1925 году.
Графические листы, выполненные в формате ксилографии или тушью, амулеты и резные фигурки со сценами пожелания различных благ часто встречаются в искусстве Востока. В Японии и Китае «счастье» и «согласие» шли рука об руку и часто изображались в виде двух божеств-близнецов.
Божества Счастья, Чинов и Долголетия появлялись на произведениях искусства все вместе. Их изображения можно встретить в гравюре, керамике и мелкой пластике.
В собрании Эрмитажа также можно найти листы с новогодними и рождественскими поздравлениями от художников и даже расписанные конверты, отражающие собственную художественную манеру мастера и личные, адресные послания.
Почтовые открытки впервые появились в Австрии. Дата рождения первой почтовой открытки в России – открытого письма, как они тогда назывались, – связана с наступлением Нового 1872 года. Пересылка по почте открытых писем на бланках частного изготовления была разрешена намного позднее, спустя 20 лет. Наряду с открытками популярностью пользовались поздравительные карточки, которые вкладывались в конверты или были приложены к подарку.
Поздравления и пожелания нередко были частью памятных альбомов. В их оформлении принимали участие как художники, так и сами дарители. Традиция создавать и дарить альбомы была неотъемлемой частью бытовой культуры российской знати.
Некоторые графические листы альбомов хранятся в собрании музеев отдельно. Обложка альбома, как и его отдельные страницы, представляют интерес с точки зрения развития истории искусств. Даже картонные коробки, которые изготавливали в XIX – начале XX века, зачастую стилизовали под альбом.
Графическое наследие из коллекции Генриха фон Брюля, которое насчитывало 1076 рисунков старых и современных мастеров, включённых в 14 альбомов In Folio, стало основой эрмитажной коллекции графики. В нём были хорошо представлены рисунки итальянской, голландской и фламандской школ и некоторые листы немецких авторов. Приставка In Folio определяла формат альбома.
Не только формат, но и содержание альбомов было разным.
Это мог быть альбом эскизов художника, как, например, Альбом L'Emire Bauquet Spectacle с набросками голов, фигур, сцен, костюмов знаменитого придворного художника Михаила Зичи, запечатлевшего знаменитый исторический бал в Зимнем дворце, о котором ещё пойдет речь в нашем специальном новогоднем проекте «Зимний альбом».
Это могли быть семейные альбомы, фиксирующие важные события и содержащие пожелания или подписи.
Альбомы могли выступать собранием произведений на определённую тему, их не только дарили, но и коллекционировали, они становились прообразами иллюстрированных энциклопедий.
В этом смысле интересны, например, японские альбомы с образцами узоров текстиля, изображениями цветов и птиц.
В Иране существовал особый вид альбомов – муракка – собрание миниатюр, рисунков и образцов каллиграфии. Начиная с XVI века, составление и оформление альбомов-муракка – особый и высоко ценимый в Иране вид художественного творчества. В Собрании Эрмитажа хранится такой альбом конца XVIII века.
Это своеобразные художественные галереи в миниатюрном масштабе, в которых чередовались миниатюры, рисунки и образцы каллиграфии. Альбомные листы одного разворота обычно оформлялись одинаково. Этот альбом был собран в конце XVIII века и получил второе название – «Альбом Половцева». Он включает 16 наклеенных на картон миниатюр и рисунков персидских художников конца XVI – XVIII века, дополненных таким же количеством образцов каллиграфии. Последние относятся главным образом к XVIII веку, что косвенно указывает на время формирования коллекции.
С появлением фотографии появилась необходимость оформлять фотографические альбомы и желание преподносить их в дар. Современники поэтично называли фотографию «послушным карандашом природы». Научная библиотека Эрмитажа хранит немало альбомов, которые позволяют проследить историю применения фотографии для копирования произведений искусства. Здесь мы знакомимся с ещё одной уникальной историей и традицией – включать в фотографии коллекцию музея.
Одно из первых упоминаний о фотографических работах Эрмитажа относится к 1855 году, и по сей день Эрмитаж сохраняет эту традицию, расширяя сферу применения фотографии в музее. Как в репортажной, так и в художественной съёмке отражается жизнь большого музея, его экспонатов, сотрудников и посетителей. Следите за нашей рубрикой #Эрмитажныемгновения