Найти в Дзене
Государственный Эрмитаж

AKAKI ΖΗCEC – ЖИТЬ БЕЗ БЕД

Пожелания, поздравления, открытки и памятные альбомы В коллекции Эрмитажа хранится немало предметов искусства, в символике которых заложены пожелания тем, кому они предназначались и для кого они создавались. Такие предметы мы чаще всего встречаем в собраниях декоративно-прикладного искусства, рисунка и графики. Один из самых ранних экспонатов с текстом пожеланий – камея из коллекции глиптики римской эпохи I века н. э. Камея из сардоникса с золотой оправой поступила в Эрмитаж ещё при Екатерине II в составе приобретённого собрания герцога Орлеанского. Надпись AKAKI ΖΗCEC переводится как «жить без бед». Произведения прошлого всегда вдохновляли художников последующих эпох. Так, в Англии на рубеже XVIII–XIX веков появилась инталия-печать с пожеланием счастья на английском языке. Она пополнила коллекцию европейской глиптики Эрмитажа и попала в музей из собрания Юсуповых в 1925 году. Графические листы, выполненные в формате ксилографии или тушью, амулеты и резные фигурки со сценами пожелания

Пожелания, поздравления, открытки и памятные альбомы

В коллекции Эрмитажа хранится немало предметов искусства, в символике которых заложены пожелания тем, кому они предназначались и для кого они создавались.

Такие предметы мы чаще всего встречаем в собраниях декоративно-прикладного искусства, рисунка и графики.

Один из самых ранних экспонатов с текстом пожеланий – камея из коллекции глиптики римской эпохи I века н. э. Камея из сардоникса с золотой оправой поступила в Эрмитаж ещё при Екатерине II в составе приобретённого собрания герцога Орлеанского. Надпись AKAKI ΖΗCEC переводится как «жить без бед».

Камея: надпись-пожелание в три строки, окружённая венком: «AKAKI ΖΗCEC» (жить без бед)
Рим, I в. (оправа – поздняя). Государственный Эрмитаж
Камея: надпись-пожелание в три строки, окружённая венком: «AKAKI ΖΗCEC» (жить без бед) Рим, I в. (оправа – поздняя). Государственный Эрмитаж

Произведения прошлого всегда вдохновляли художников последующих эпох. Так, в Англии на рубеже XVIII–XIX веков появилась инталия-печать с пожеланием счастья на английском языке. Она пополнила коллекцию европейской глиптики Эрмитажа и попала в музей из собрания Юсуповых в 1925 году.

Инталия: печатка с пожеланием счастья
Инталия: печать с пожеланием счастья. Европейская глиптика. Англия, конец XVIII — начало XIX в. Государственный Эрмитаж
Инталия: печатка с пожеланием счастья Инталия: печать с пожеланием счастья. Европейская глиптика. Англия, конец XVIII — начало XIX в. Государственный Эрмитаж

Графические листы, выполненные в формате ксилографии или тушью, амулеты и резные фигурки со сценами пожелания различных благ часто встречаются в искусстве Востока. В Японии и Китае «счастье» и «согласие» шли рука об руку и часто изображались в виде двух божеств-близнецов.

Группа, изображающая двух близнецов – божеств Счастья и Согласия
Китай, Япония, XIX в. Цветная глазурь. Государственный Эрмитаж
Группа, изображающая двух близнецов – божеств Счастья и Согласия Китай, Япония, XIX в. Цветная глазурь. Государственный Эрмитаж

Божества Счастья, Чинов и Долголетия появлялись на произведениях искусства все вместе. Их изображения можно встретить в гравюре, керамике и мелкой пластике.

В собрании Эрмитажа также можно найти листы с новогодними и рождественскими поздравлениями от художников и даже расписанные конверты, отражающие собственную художественную манеру мастера и личные, адресные послания.

Ганс Шульце (1904–1982)
Поздравление с новым 1972 годом
Германия, 1971 г. Государственный Эрмитаж
Ганс Шульце (1904–1982) Поздравление с новым 1972 годом Германия, 1971 г. Государственный Эрмитаж

Почтовые открытки впервые появились в Австрии. Дата рождения первой почтовой открытки в России – открытого письма, как они тогда назывались, – связана с наступлением Нового 1872 года. Пересылка по почте открытых писем на бланках частного изготовления была разрешена намного позднее, спустя 20 лет. Наряду с открытками популярностью пользовались поздравительные карточки, которые вкладывались в конверты или были приложены к подарку.

Поздравления и пожелания нередко были частью памятных альбомов. В их оформлении принимали участие как художники, так и сами дарители. Традиция создавать и дарить альбомы была неотъемлемой частью бытовой культуры российской знати.

Некоторые графические листы альбомов хранятся в собрании музеев отдельно. Обложка альбома, как и его отдельные страницы, представляют интерес с точки зрения развития истории искусств. Даже картонные коробки, которые изготавливали в XIX – начале XX века, зачастую стилизовали под альбом.

-8

Графическое наследие из коллекции Генриха фон Брюля, которое насчитывало 1076 рисунков старых и современных мастеров, включённых в 14 альбомов In Folio, стало основой эрмитажной коллекции графики. В нём были хорошо представлены рисунки итальянской, голландской и фламандской школ и некоторые листы немецких авторов. Приставка In Folio определяла формат альбома.

Не только формат, но и содержание альбомов было разным.

Это мог быть альбом эскизов художника, как, например, Альбом L'Emire Bauquet Spectacle с набросками голов, фигур, сцен, костюмов знаменитого придворного художника Михаила Зичи, запечатлевшего знаменитый исторический бал в Зимнем дворце, о котором ещё пойдет речь в нашем специальном новогоднем проекте «Зимний альбом».

М. А. Зичи (1827–1906). Набросок: Николай II и императрица Александра Фёдоровна на Историческом балу в Зимнем дворце 11 февраля 1903 года. Россия, Санкт-Петербург, 1903 г. Государственный Эрмитаж
М. А. Зичи (1827–1906). Набросок: Николай II и императрица Александра Фёдоровна на Историческом балу в Зимнем дворце 11 февраля 1903 года. Россия, Санкт-Петербург, 1903 г. Государственный Эрмитаж

Это могли быть семейные альбомы, фиксирующие важные события и содержащие пожелания или подписи.

-10

Альбомы могли выступать собранием произведений на определённую тему, их не только дарили, но и коллекционировали, они становились прообразами иллюстрированных энциклопедий.

В этом смысле интересны, например, японские альбомы с образцами узоров текстиля, изображениями цветов и птиц.

В Иране существовал особый вид альбомов – муракка – собрание миниатюр, рисунков и образцов каллиграфии. Начиная с XVI века, составление и оформление альбомов-муракка – особый и высоко ценимый в Иране вид художественного творчества. В Собрании Эрмитажа хранится такой альбом конца XVIII века.

Муракка (альбом миниатюр, рисунков и образцов каллиграфии). Альбом Половцова.
Иран, конец XVIII в.
Муракка (альбом миниатюр, рисунков и образцов каллиграфии). Альбом Половцова. Иран, конец XVIII в.

Это своеобразные художественные галереи в миниатюрном масштабе, в которых чередовались миниатюры, рисунки и образцы каллиграфии. Альбомные листы одного разворота обычно оформлялись одинаково. Этот альбом был собран в конце XVIII века и получил второе название – «Альбом Половцева». Он включает 16 наклеенных на картон миниатюр и рисунков персидских художников конца XVI – XVIII века, дополненных таким же количеством образцов каллиграфии. Последние относятся главным образом к XVIII веку, что косвенно указывает на время формирования коллекции.

С появлением фотографии появилась необходимость оформлять фотографические альбомы и желание преподносить их в дар. Современники поэтично называли фотографию «послушным карандашом природы». Научная библиотека Эрмитажа хранит немало альбомов, которые позволяют проследить историю применения фотографии для копирования произведений искусства. Здесь мы знакомимся с ещё одной уникальной историей и традицией – включать в фотографии коллекцию музея.

Одно из первых упоминаний о фотографических работах Эрмитажа относится к 1855 году, и по сей день Эрмитаж сохраняет эту традицию, расширяя сферу применения фотографии в музее. Как в репортажной, так и в художественной съёмке отражается жизнь большого музея, его экспонатов, сотрудников и посетителей. Следите за нашей рубрикой #Эрмитажныемгновения