«О, Боже, какой мужчина», – так и вспоминаются слова из популярной песенки всякий раз, как видишь этого актера на экране.
Вот, только беда – имя его с фамилией для русского человека – сущая пытка. Попробуйте-ка с первого раза в один присест выдать: Любомирас Лауцявичюс.
Удивительно, даже на фоне потрясающе фактурных актеров былой, советской, Прибалтики он выделяется и запоминается сходу. Тем более удивительно, что в нем не найти классических черт. Совсем не Аполлон и не Ален Делон. Но есть в нем яркая мужская индивидуальность. Настоящий, как говорят нынче, мачизм. Притягательная, яркая харизма.
Любомирас Лауцявичюс начал сниматься в кино в конце 70-х. Продолжает и сейчас. Как в Литве, так и в России. В его фильмографии десятки фильмов.
В первый раз серьезно заявил он о себе в кинофильме 1982 года "Богач, бедняк", где сыграл необузданного и строптивого отца семейства.
Потом были заметные роли в фильмах "Иди и смотри», «Чужая белая и рябой», «Сталинград», «Волчья кровь», «Романовы. Венценосная семья», «Каменская», «Тарас Бульба», «Другая женщина», «Крылья империи».
Особенно он запомнился зрителям в экранизации Д. Лондона «Морской волк» 1991 года. Вот в этой киноленте, созданной Валерием Тодоровским, по-настоящему заблистало брутальное, суровое, северное обаяние Любомираса Лауцявичюса. Хотя, конечно, Волк Ларсен – тот еще экспонат. И вряд ли захочешь оказаться с ним наедине в открытом море. Его безжалостные, порой, откровенно бесчеловечные методы любого могут ввести в состояние стресса. Но какая, черт возьми, харизма…
А вот моя любимейшая роль Любомираса Лауцявичюса – в фильме Владимира Бортко «Мастер и Маргарита».
В этой экранизации булгаковского романа Любомирас Лауцявичюс выступает в образе приближенного Понтия Пилата, Афрания, начальника иудейской тайной стражи.
У Булгакова в романе этот самый Афраний – фигура интересная. Но, как мне кажется, незавершенная. В характеристике этого персонажа говорится, что ему свойственны скрытность, лукавство, чувство юмора. И рисуется персонаж колоритный, но честно говоря, несколько ботанистый.
А вот в фильме Афраний несколько иной. Более мрачный, мужественный типаж. И в то же время неуловимый. При своей немногословности явно думает куда больше, чем говорит. Та еще шкатулочка с секретом.
Каким, вероятно, он и задумывался режиссером.
Тот факт, что Афрания озвучивал Олег Басилашвили, – не просто случайность. А подсказка. Вполне можно домыслить, что Афраний и Князь тьмы – одно и тоже лицо. Недаром же Воланд утверждает, что был на террасе подле Понтия Пилата…
Вообще, Любомирас Лауцявичюс, рисуя образ Афрания скупыми, сдержанными красками, добивается эффекта потрясающего. Например, после сцены, когда этот исполнительный и всегда соглашающийся со своим начальником служака вдруг молча и неожиданно выбрасывает подарок прокуратора – перстень, хочется задать ему много вопросов. А еще хочется смотреть на него еще и еще. Разгадывая смысл этого образа.
А это уже, я уверена, знак качества актерской игры…
Любомирасу Лауцявичюсу уже 74. Но с годами он не теряет свой шарм. И актерский его талант обретает новые обертоны.
А вы, что об этом думаете, дорогие читатели?
Фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.