Хрущёв совсем недаром выпустил закон, убирающий все архитектурные изыски при массовом типовом строительстве. Просто потому, что хотел прослыть именно тем человеком, который раз и навсегда решил жилищный вопрос везде и всюду. И надо сказать Никите Сергеевичу большое спасибо – несмотря на всю неказистость и несовершенство «панелек» и кирпичных многоэтажек, благодаря этому генеральному секретарю миллионы советских граждан действительно получили «свой уголок» со всеми удобствами. И, признаться честно, именно «хрущёвки» и «брежневки» по настоящий день составляют основу жилищного фонда Российской Федерации, несмотря на то, что уже выработали свой ресурс.
В свою очередь Иосиф Виссарионович жилищный вопрос также решал. Но, неторопливо, качественно и инновационно. Именно поэтому в архитектурной среде надёжно и прочно «поселился» термин «сталинский ампир», который отражает стремление архитекторов того времени всячески улучшать и украшать типовое жильё. А потому соответствующие специалисты совершенно «не стеснялись» добавлять на фасады многоэтажек резные элементы и лепнину, делать просторные квартиры с потолками под три метра, а большинство государственных зданий строить с тем же подходом, что в Древнем Египте – монументально, сильно, чтобы захватывало дух.
Но то многоэтажки – основной костяк городской застройки. Были свои проекты и для села, и для деревни. А потому мне хочется сегодня презентовать вам один интересный типовой проект крестьянского дома, который был разработан ещё в 1944 году. Именно такие дома, по мнению Сталина должны были стать основой Колхозов новейшего типа, а стремление в город было бы убрано на корню, с учётом того, что колхозники и колхозницы, прежде всего, ценили бы свой собственный быт.
Новые деревни европейской части СССР
Несмотря на то, что всё ещё шла Великая Отечественная Война, Иосиф Виссарионович к 1944 году уже прекрасно понимал, что до её завершения оставался один рывок. А потому уже серьёзно задумывался над тем, как будет выглядеть облик обновлённого и отстроенного Советского Союза после Великой Победы.
Именно поэтому эти однокомнатные просторные «жилые дома колхозника», с множеством окон, двускатной крышей, добротной печкой и рублеными стенами должны были заполнить деревни и сёла европейской части СССР. Естественно, в порядке первой очереди, на местах сожжённого жилого фонда. А потом и вместо постаревших и покосившихся избушек, которые в большинстве своём стояли в колхозах ещё чуть ли не со времён царской России.
Пояснительная записка к типовому проекту
К опубликованному и одобренному проекту шла довольно подробная пояснительная записка, в которой раскрывались все характеристики будущего жилья.
Открываем план и вычитываем, что площадь основного помещения – 26,25 квадратных метров. При этом у каждого дома есть своё персональное крыльцо и сени, а также пристройка для всего живого, что водится в хозяйстве.
В «животной» половине располагалась своя собственная уборная, с возможностью лёгкой выгребки отходов жизнедеятельности с удобной стороны. Причём не стоит думать, что человек должен был обитать буквально бок о бок с животными – до уборной и до курятника/скотника нужно было выдержать расстояние никак не меньше 12 метров.
К дому обязательно прилагался палисадник шириной в 6 метров с декоративным ограждением. Архитектурная отделка фасада – резные наличники на окнах и резные элементы на входном крыльце.
Фундамент дома – деревянные столбы либо стулья из брёвен на прокладках, которые устанавливались в зависимости от местных условий. Фундамент под печь также предусматривался в деревянном исполнении.
Брёвна для стен – никак не меньше 22 сантиметров в диаметре. Кровля – тёс. Полы – чистостроганные дощатые. Под ними – черновой пол для дополнительного утепления.
Из удобств – модернизированная русская печь (не знаю, что скрывается под этим термином, но документ есть документ), а также подполье, стены которого также изготавливались из рубленых брёвен.
Минимум критики максимум пользы
Конечно, современный человек скажет, что площадь основного помещения в 26,25 квадратных метров – это мизер для одной семьи. Но давайте же начнём рассуждения с того, что дома выдавались абсолютно бесплатно, как базис будущей жизни. И обширная придомовая территория в любой день года позволяла возвести пристройку по мере накопления ресурсов, для расширения того самого жилого пространства. Так что подразумевалось, что такие дома – очень быстрая замена для колхозников того имущества, которое «забрала» ВОВ.
Ко всему прочему не стоит забывать и о том, что речь идёт о довольно сложной системе, куда «зашито» комфортное содержание животных и птиц, «удобства» без необходимости покидать основное строение, а также довольно хорошая утеплённость всего комплекса, где было намного-намного комфортнее по зиме, чем в прохудившейся и щелистой избушке.
Умиляет и желание Сталина везде добавить хоть какие-то эстетические элементы и украшательства – резные наличники, ставенки, фигурные элементы. Причём они прописывались в обязательном порядке как неотъемлемая часть деревенской архитектуры.
Так что хороший и интересный проект, как ни крути. И ведь что интересно – при Хрущёве начали вообще уходить от идей индивидуального жилья даже в малых населённых пунктах, отчего в тех же посёлках появились какие-то двухэтажные гибриды избы и многоквартирного дома. А ведь деревенская жизнь на то и деревенская жизнь, чтобы в корне отличаться от городской и принимать в свои объятия только тех людей, которые действительно понимают, в чём кроется «соль» такой жизни.