Бал – это не просто «вечернее собрание обоего пола для пляски», как указано в словаре Даля. На балах и маскарадах зачастую решались как судьбоносные личные, так и государственные вопросы.
Законы бала чётко очерчивались в каждую историческую эпоху и составлялась при дворе императора. Танцы, костюмы, поведение имели определённое значение.
История появления
Первое упоминание о бальном церемониале в России встречается в описании придворной жизни времён Лжедмитрия I. Но после его смерти традиция не прижилась, и прообразом бальной жизни можно назвать знаменитые петровские ассамблеи.
Танцы на ассамблеях воспринимались как тягостная повинность, с которой стремились поскорее закончить. Для них была отведена отдельная комната, в другом помещении играли в шашки и шахматы, а в третьем ставили столы с трубками и табаком.
Если при Петре I дворяне осваивали танцы по императорскому приказу, то при Екатерине I неумение танцевать уже относили к серьёзным пробелам в воспитании.
Позднее, в 1731 году, в Петербурге был организован Шляхетский кадетский корпус, в учебный план которого входило изучение бального танца. Со временем это стало обязательным предметом во всех учебных заведениях.
После смерти Петра Великого традиция ассамблей ушла в прошлое, однако бальный церемониал развивался и становился всё более благородным.
Так, например, до правления Екатерины Великой существовал романтический обычай: хозяин дома, где проходил бал, словно рыцарь, выбирал прекрасную даму, поднося ей букет цветов. Дама в свою очередь выбирала другого кавалера и подносила ему букет. Это означало, что он станет устроителем следующего бала. Накануне кавалер посылал этой даме веер, перчатки и цветы, с которыми она приходила на бал.
Тайный язык
Эти и другие аксессуары были частью «бального языка», как и наряды участников, выбор которых диктовала не только мода.
Целый ряд государственных указов XVIII–XIX веков регламентировал одежду и описывал значение, которое придавалось костюму как выразителю идей дворянства.
Так, например, указ от 1834 года узаконил характер парадного женского костюма. Цвет бархата и узора шитья необходимо было выбирать в соответствии со со статусом владелицы.
Верхнее зелёное бархатное платье с золотым шитьём полагалось статс-дамам и камер-фрейлинам. Синее – наставницам великих княжон, пунцовое – фрейлинам её величества. Фрейлинам великих княжон – светло-синее, гофмейстеринам при фрейлинах – малиновое.
Дамы, которые приезжали ко двору, могли выбрать любой цвет и узор шитья, кроме тех, что были предназначены для придворных дам.
Мушки
Знаменитые мушки имели определённые значения, которые считывали участники балов. Согласно Хрестоматии по истории русской культуры XVIII–XIX веков, мушка, приклеенная под губой, означала кокетство, на лбу – величие, в углу глаза – страсть.
Веер
Веер был непременным бальным аксессуаром. Его движения без слов говорили о настроении и чувствах дамы.
В журнале «Смесь» за 1769 год так описывается искусство владеть веером: «Женщины умеют опахалом изображать разные страсти: ревность – держа у рта свернутое опахало, не говорит ни слова; непристойное любопытство – сохраняя стыдливость, закрывает лицо развернутым опахалом и смотрит на то сквозь кости опахала, на что стыдно смотреть простым глазом; любовь – играет опахалом, как младенцы с игрушками, и делает из него всё, что хочет».
Перчатки
Перчатки являлись обязательной деталью не только взрослого, но и детского бального костюма. Так, герой повести Льва Толстого «Детство», найдя лишь одну лайковую перчатку, приходит в отчаяние: он не может ангажировать даму на танец.
Чтобы по-настоящему окунуться в традиции и атмосферу великолепия русского императорского двора, приглашаем вас на выставку «Драгоценности! Блеск русского двора» в Государственном историческом музее в Москве.
Эта выставка – результат сотрудничества двух крупнейших музеев России: Государственного Эрмитажа и Исторического музея. Более 250 уникальных экспонатов собраны специально для этой экспозиции, многие из них впервые демонстрируются широкой публике за пределами Санкт-Петербурга.