Найти в Дзене
Государственный Эрмитаж

Бал. История и традиции

Бал – это не просто «вечернее собрание обоего пола для пляски», как указано в словаре Даля. На балах и маскарадах зачастую решались как судьбоносные личные, так и государственные вопросы.

Законы бала чётко очерчивались в каждую историческую эпоху и составлялась при дворе императора. Танцы, костюмы, поведение имели определённое значение.

История появления

Поднос с изображением ассамблеи у князя Меншикова
Поднос с изображением ассамблеи у князя Меншикова

Первое упоминание о бальном церемониале в России встречается в описании придворной жизни времён Лжедмитрия I. Но после его смерти традиция не прижилась, и прообразом бальной жизни можно назвать знаменитые петровские ассамблеи.

Танцы на ассамблеях воспринимались как тягостная повинность, с которой стремились поскорее закончить. Для них была отведена отдельная комната, в другом помещении играли в шашки и шахматы, а в третьем ставили столы с трубками и табаком.

Если при Петре I дворяне осваивали танцы по императорскому приказу, то при Екатерине I неумение танцевать уже относили к серьёзным пробелам в воспитании.

Позднее, в 1731 году, в Петербурге был организован Шляхетский кадетский корпус, в учебный план которого входило изучение бального танца. Со временем это стало обязательным предметом во всех учебных заведениях.

После смерти Петра Великого традиция ассамблей ушла в прошлое, однако бальный церемониал развивался и становился всё более благородным.

Так, например, до правления Екатерины Великой существовал романтический обычай: хозяин дома, где проходил бал, словно рыцарь, выбирал прекрасную даму, поднося ей букет цветов. Дама в свою очередь выбирала другого кавалера и подносила ему букет. Это означало, что он станет устроителем следующего бала. Накануне кавалер посылал этой даме веер, перчатки и цветы, с которыми она приходила на бал.

Тайный язык

Эти и другие аксессуары были частью «бального языка», как и наряды участников, выбор которых диктовала не только мода.

-3

Целый ряд государственных указов XVIII–XIX веков регламентировал одежду и описывал значение, которое придавалось костюму как выразителю идей дворянства.

Так, например, указ от 1834 года узаконил характер парадного женского костюма. Цвет бархата и узора шитья необходимо было выбирать в соответствии со со статусом владелицы.

Верхнее зелёное бархатное платье с золотым шитьём полагалось статс-дамам и камер-фрейлинам. Синее – наставницам великих княжон, пунцовое – фрейлинам её величества. Фрейлинам великих княжон – светло-синее, гофмейстеринам при фрейлинах – малиновое.

Дамы, которые приезжали ко двору, могли выбрать любой цвет и узор шитья, кроме тех, что были предназначены для придворных дам.

Мушки

Коробочка для мушек с крышкой на шарнире
Коробочка для мушек с крышкой на шарнире

Знаменитые мушки имели определённые значения, которые считывали участники балов. Согласно Хрестоматии по истории русской культуры XVIII–XIX веков, мушка, приклеенная под губой, означала кокетство, на лбу – величие, в углу глаза – страсть.

Веер

-5

Веер был непременным бальным аксессуаром. Его движения без слов говорили о настроении и чувствах дамы.

В журнале «Смесь» за 1769 год так описывается искусство владеть веером: «Женщины умеют опахалом изображать разные страсти: ревность – держа у рта свернутое опахало, не говорит ни слова; непристойное любопытство – сохраняя стыдливость, закрывает лицо развернутым опахалом и смотрит на то сквозь кости опахала, на что стыдно смотреть простым глазом; любовь – играет опахалом, как младенцы с игрушками, и делает из него всё, что хочет».

Перчатки

Перчатки мужские лайковые
Перчатки мужские лайковые

Перчатки являлись обязательной деталью не только взрослого, но и детского бального костюма. Так, герой повести Льва Толстого «Детство», найдя лишь одну лайковую перчатку, приходит в отчаяние: он не может ангажировать даму на танец.

Чтобы по-настоящему окунуться в традиции и атмосферу великолепия русского императорского двора, приглашаем вас на выставку «Драгоценности! Блеск русского двора» в Государственном историческом музее в Москве.

Эта выставка – результат сотрудничества двух крупнейших музеев России: Государственного Эрмитажа и Исторического музея. Более 250 уникальных экспонатов собраны специально для этой экспозиции, многие из них впервые демонстрируются широкой публике за пределами Санкт-Петербурга.