Знаменитый, популярный, внешне привлекательный, богатый, суперуспешный актер и музыкант, творческая личность и отец четырех детей Робби Уильямс в своей автобиографии пишет:
«Я мог бы написать книгу о ненависти к себе в том, что касается образа моего тела. Это чистая ненависть к себе».
Сто лет назад Зигмунд Фрейд писал о чистой культуре к смерти:
«То, что царит теперь в Сверх Я, это, образно говоря, чистая культура к смерти [тут Фрейд использует явные микробиологические метафоры], и Оно фактически часто приводит Я к смерти, если Я вовремя не защитится от своего тирана [т.е. внутреннего тирана, Сверх Я, который терроризирует ненавистью к себе - прим. моё], совершив поворот к мании».
От себя добавлю – это очень интересный пассаж – ненависть к себе, отлично сочетается с приступами всемогущества, избранности, собственного величия и пр.
Даже, наверное более того, «ненависть к себе» – это оборотная сторона скрытого или явного тщеславия и высокомерия.
По этой причине, ни успех, ни богатство, ни известность не являются антидотами от самоненависти, напротив, она зачастую прекрасно расцветает в тени благополучия.
Итак, ненависть к себе предполагает, с одной стороны, приписывание себе неких позорных и/или негативных аспектов и качеств, а с другой стороны, ощущение неспособности соответствовать [идеализированным] социальным стандартам (например, красоты, привлекательности, веса, мужественности, платежеспособности и т.д.), что приводит к хроническому ощущению стыда, собственной неадекватности, некомпетентности и никчемности.
Другими признаками ненависти к себе является неспособность принять себя, самобичевание и самонаказание.
Ненависть к себе предполагает низкую самооценку, самообвинение/стыд, а также аффект возбуждения.
Хроническая ненависть к себе, может включать и депрессивные ощущения того, что его личные, индивидуальные особенности является бременем для других людей; такой человек может чувствовать сильное отвращение к самому себе (как к своему телу, так и к своей личности).
Люди могут сравнивать себя с другими людьми в определенном контексте и учитывать только свои минусы, неудачи и недостатки, записывая в актив исключительно лишь негативный опыт.
Психотерапевтическая работа с ненавистью к себе – непростая задача.
Зигмунд Фрейд писал о «внутреннем тиране» – грозной психической инстанции, которую он обозначил как Сверх Я, или Супер-Эго, однако это скорее не деспот или диктатор, а плохой бухгалтер.
Итак, более менее стандартный подход в психотерапии заключается в том, чтобы «отследить» эту подрывную работу этого «внутреннего бухгалтера».
Этот бухгалтер не записывает достоинства и успехи (доходы) и ведёт только список неудач, промахов и разочарований (расходы).
Эти грубые искажения баланса и поддерживает хроническое недовольство собой, которое со временем могут перерасти в настоящую ненависть к себе.
Кажется, что нужно, этого бухгалтера просто уволить и нанять другого, нового, более адекватного и честного, который будет записывать не только расходы, но и доходы и приобретения.
Однако тут не все так просто.
Во-первых, уволить старого бухгалтера не так то уж и просто, дело в том, что он буквально прирос к стулу.
Во-вторых, найти и посадить в его кресло «нового», тоже непростая задача.
Выработка рационального отношения к себе, очень трудоемкий процесс, так как обычно, человек всю свою жизнь к себе относился иррационально и с большой предвзятостью.
Ещё один важный момент – чтобы перемены действительно начали происходить, совершенно не обязательно начинать к себе «позитивно относиться».
Достаточно постепенно научиться отделять себя от своих поступков и начать относится к себе «нейтрально» [а в пределе «никак»].
Идеально, например, так как к постороннему человеку – так, на длинной дистанции, проблем с самооценкой будет меньше.
Стоит заметить вот ещё что, к сожалению, всевозможные приемы (особенно из арсенала позитивной психологии), могут «сработать» лишь в самых лёгких случаях самоненависти.
Когда человек ненавидит сейчас всерьез и долгосрочно (почти столько сколько сам себя помнит) не следует ожидать, что все эти когнитивные реконструкции, ведения дневников благодарности, позитивные аффирмации, мантры и медитации, призывы «полюбить себя» возымеют успех.
Глубинная психология, такая как например, психоанализ показывает, что зачастую, за ненавистью к себе прячется интенсивная ненависть к другому (что кстати и делает меланхолию похожей на паранойю).
Ненависть к себе не первична, как может показаться на первый взгляд.
«Сначала был объект» – так наверное может начинаться Евангелие от Психоанализа объектных отношений.
Курица была раньше, чем яйцо. Мы появились в мир и оказались не в вакууме, мы не «сделали себя сами».
Есть разница между поколениям (и полами, кстати). Есть разница в порядке рождения в семье. Все это имеет значение. Отрицать это, не признавать это – верный путь к перверсии или к психозу.
Мы не «сделали себя сами», напротив, мы были окружены многочисленными другими и они повлияли на нас сильнее, чем мы думаем сейчас.
Наш внутренний мир это калейдоскоп из ранних впечатлений нашего тела, которое первично чем наше сознание.
Мы состоим из фрагментов и из последствий самых чудных вмешательств и самых дурацких идентификаций.
Мы ненавидели, злились и любили Другого раньше чем себя.
Ненависть к себе – это безопасно. Вот поэтому мы ненавидим себя. Это устраняет угрозу, смещая гнев по отношению к внешнему объекту.
Ненависть к себе сохраняет идеализацию (которая обычно скрыта и охраняется человеком примерно так как Кащей Бессмертный сохранял свою иглу).
Тут уже одними позитивными аффирмациями и призывами «полюбить себя» не обойдешься.
Эта психотерапевтическая работа в долгую, и за 15 сеансов КПТ её не проделать.
Зачастую приходится потратить несколько лет при сеансах один - два раза в неделю, чтобы только подступиться к теме «ненависти к себе».
© Автономов Денис, 2024
По мотивам:
https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0165032718313144?via%3Dihub
https://www.independent.co.uk/life-style/robbie-williams-fillers-plastic-surgery-b2388733.html
#психоанализ
#ненависть
#влечение_к_смерти