Найти в Дзене

Правильно ссоримся: как ответить обидчику

В ссоре всегда виноваты оба? В детстве это не всегда так. Например, называть виноватой жертву буллинга категорически неверно. Но если речь не о настолько тяжёлой ситуации, а об обычном конфликте, исход зависит от поведения обеих сторон. Как вести себя ребёнку, которого пытаются обидеть ровесники, рассказывает Светлана Владимировна Гайченко, кандидат педагогических наук, доцент ИНО МГПУ.

Важный и полезный навык, который всегда поможет ребёнку – это умение разрешать конфликты. Теоретически научить этому ребенка сложно, так как обучение происходит только на практике, в процессе приобретения жизненного опыта. Тем не менее, поддержать своего ребенка, отрепетировать с ним некоторые ситуации важно. Это поможет сыну или дочери легче пережить психологическое потрясение, грамотно поставить обидчика на место, и, в конце концов, создать обидчику ответный дискомфорт: что поделать, если не все понимают по-хорошему?

Конфликты были, есть и будут, и их невозможно избежать, начиная уже с раннего возраста, даже если ребёнок пока не умеет разговаривать. Ну а более серьёзные ссоры – обязательные спутники активного общения детей старшего дошкольного возраста и школьников. Дети обижают друг друга, обижаются друг на друга, часто жалуются, и это нормально. Ненормальной порой бывает реакция на обидчика. Какое поведение будет наиболее выигрышным в конкретной ситуации? Вариантов много, и советуем начинать с самых мягких, а при необходимости переходить к более жёстким.

1. Не молчите! Отвечайте обидчику, называя вещи своими именами. Распространённая ошибка – бояться ответить даже словесно. Как правило, это проявляется у людей с заниженной самооценкой. Он задумывается: «А если я не прав? Возможно, я, и правда, ошибся? Я плохой». Но ведь это как раз то, чего обидчик добивался – заставить испытывать чувство вины, манипуляциями подчинить волю другого, оскорбить достоинство. Простейшее противодействие, рассчитанное на то, что обидчик на самом деле не желал зла или готов легко сдаться, - говорить о своих чувствах прямо и конкретно. Запретите обидчику говорить обидное: «Пожалуйста, перестань так говорить! Мне это не нравится! Мне больно и обидно это слышать!»

2. Если с конкретным обидчиком экологичная тактика не работает и его только раззадоривают просьбы перестать, попробуйте другой инструмент – игнорирование. Оно бывает эффективным: обидчик будет неприятно разочарован, если он не увидит результата своих действий или слов. Продолжайте играть, читать учебник, писать в тетради, как будто ничего не происходит. Чем старше тот, кого пытаются обидеть, тем проще применять этот способ.

3. Быстрый ответ. Игнорирование не всегда по силам ребёнку. Ещё не настолько сформирован контроль за эмоциями. Им проще среагировать эмоционально, и делать это нужно до того, как сильная эмоция полностью завладеет ребёнком (ведь этого и добивается обидчик). Поэтому конфликт можно попробовать погасить заученной до автоматизма фразой: «Приятно познакомиться, а я – Маша», или «Кто обзывается, тот сам так называется». Этот экспромт, разумеется, должен быть хорошо подготовлен дома. Потратьте несколько минут несколько дней подряд, и вот уже ваш ребёнок в достаточной мере защищён от большинства мелких конфликтов.

4. Ответ на физическую агрессию. Провокация на физические действия.

  • Обозначьте свою позицию, твёрдо сказав: «Мне это не нравится». Порой этого хватает, и агрессор отходит.
  • Если первый ход не сработал и соперник пускает в ход кулаки, нужно повторить «Мне это не нравится» и добавить: «Если не остановишься, я ударю тебя в ответ». Это не та реакция, которой ждёт нападающий, и это тоже может его остановить.
  • Если и после этого физическая агрессия не прекратилась – что ж, придётся ударить в ответ. Жаль, но иногда других способов остановить драчуна нет.

Рассмотрите наши советы с детьми, проиграйте несколько раз сценки с конфликтными ситуациями. Надеемся, до рукоприкладства не дойдет. Хороших вам отношений! Пусть обид будет меньше!