Найти в Дзене

Очень самостоятельный турист: как летают на самолетах дети без сопровождения взрослых

Оглавление
   Очень самостоятельный турист: как летают на самолетах дети без сопровождения взрослых
Очень самостоятельный турист: как летают на самолетах дети без сопровождения взрослых

Российские авиакомпании и аэропорты оказывают услугу по перевозке несопровождаемых детей. Иногда, когда юного туриста нужно отправить к бабушке или из-за работы родители вынуждены подолгу жить в разных городах, это очень удобно. Протестировали такую услугу у «Аэрофлота». Рассказываем, как это работает у них и у других.

Необходимость отправить ребенка самолетом в другой город России или в другую страну может возникать по очень разным причинам: из-за учебы, работы или семейных обстоятельств. Ребенка может быть срочно нужно отправить к живущей далеко бабушке, в детский лагерь, на лечение и пр., а родители не могут поехать с ним (работа, болезнь).

Или же это просто дорого. Например, если в детском лагере в Дубае ребенка встречают организаторы, то вряд ли имеет смысл брать второй дорогой билет на Emirates, чтобы просто «проводить и сдать ребенка на руки» прямо в аэропорту, и тут же улететь обратно.

К счастью, в таких случаях можно переложить ответственность по доставке юного туриста из пункта А в пункт Б на плечи авиакомпаний.

Правила перевозки несопровождаемых детей (так это называется в авиации – когда ребенок летит один – прим.ред.) у разных авиакомпаний могут немного отличаться, но смысл примерно одинаковый: это отдельная услуга, которая предоставляется за фиксированную сумму.

   У "Аэрофлота" услуга сопровождения ребенка называется "Умка". Фото АТОР
У "Аэрофлота" услуга сопровождения ребенка называется "Умка". Фото АТОР

Ее нужно оформлять при покупке авиабилета (иногда можно после, но будет дороже). Но для оформления нужно связываться с авиакомпанией – онлайн, на сайте, это сделать не получится.

Летать под присмотром авиакомпании без родителей или других взрослых может ребенок от 5 до 12 лет.

С 12 лет, по российским законам, может и один. Но некоторые авиакомпании предоставляют сопровождение и несовершеннолетним пассажирам более старшего возраста, если родители слишком сильно волнуются.

НЕСОПРОВОЖДАЕМЫЙ РЕБЕНОК – КАК ЭТО РАБОТАЕТ

У «Аэрофлота» услугу сопровождения можно оформить в офисе, где сотрудники строго следят за тем, чтобы в документах была подпись родителя или другого законного представителя несовершеннолетнего пассажира. Опция доступна для детей от 5 и до 16 лет.

Нужно выбрать рейс и тариф (тариф будет применяться взрослый), определиться с необходимостью провоза багажа. Выбор места для несопровождаемого пассажира неактуален – кресло авиакомпания назначит сама. Как правило, это мест всегда в начале салона, чтобы у стюардесс была возможность постоянно за ним приглядывать. После оплатить, собственно, билет и услугу: внутри РФ она стоит 5500 руб. за сегмент, за границу – 100 евро.

   У "Аэрофлота" услугу удобно приобретать и оплачивать в офисе. Фото АТОР
У "Аэрофлота" услугу удобно приобретать и оплачивать в офисе. Фото АТОР

Также нужно заполнить заявление на получение этой услуги и во всей полноте предоставить данные о тех, кто будет ребенка встречать и провожать: нужны будут телефоны (включая дополнительные, «на всякий случай»), адреса, паспортные данные.

И важно ничего не перепутать: за тем, чтобы вся информация была на своих местах, очень внимательно следят и агент на регистрации, и представители авиакомпаний. Если что-то пойдет не так – попросят все заново переписать. Заполнение бумаг занимает минут 15, точно не меньше.

   Данных придется предоставить очень много. Это занимает время. Фото АТОР
Данных придется предоставить очень много. Это занимает время. Фото АТОР

«Аэрофлот» и «Россия», где услуга сопровождения называется «Умка», дают вот такую красивую папочку со всеми документами – на фото ниже. Туда же после регистрации нужно будет положить посадочный талон и свидетельство о рождении. И (прямо как ключи от дома в нашем детстве) повесить ее на шею юному туристу, чтобы точно не потерялось.

   Папка с документами для несопровождаемого ребенка. Фото АТОР
Папка с документами для несопровождаемого ребенка. Фото АТОР

В аэропорт нужно приехать заранее – зарегистрироваться онлайн (по крайней мере, у «Аэрофлота») не получится. Зато на стойку подходить очень приятно – в «Пулково» ребенка встретили особенно приветливо и проявили всю возможную заботу о юном пассажире.

Агент выдаст посадочный талон и, при необходимости, примет багаж. А также назначит время, когда за ребенком подойдет представитель аэропорта, чтобы пройти с ним предполетный досмотр (забирают юного пассажира за час до вылета).

   За час до вылета несопровождаемого пассажира заберет сотрудник аэропорта. Фото АТОР
За час до вылета несопровождаемого пассажира заберет сотрудник аэропорта. Фото АТОР

И на этом моменте важно учитывать два нюанса: во-первых, тот, кто привез ребенка, должен оставаться в аэропорту до момента вылета рейса. На случай, если что-то пойдет не так. «Сдать и забыть» не получится.

Во-вторых, даже если и вы, и ребенок, вылетаете в похожее время, но разными рейсами, досмотр он проходить все равно будет с сотрудником аэропорта. «Проводить до гейта» – тоже не получится. И, опять же, главное, чтобы ваш рейс улетал значительно позже, чем рейс ребенка и у вас был запас времени.

В полете о юном путешественнике позаботятся уже сотрудники авиакомпании.

   На прилете сопровождающий отдаст ребенка встречающим после тщательной проверки всех документов. Фото АТОР
На прилете сопровождающий отдаст ребенка встречающим после тщательной проверки всех документов. Фото АТОР

А на прилете его проводят до выхода. И удостоверятся, чтобы встречающий был именно тем, кто заявлен в документах. Опять же, проверяют все очень внимательно, за это можно не волноваться.

УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ НЕСОПРОВОЖДАЕМЫХ ДЕТЕЙ У ДРУГИХ АВИАКОМПАНИЙ

Авиакомпания «Победа» попросит за услугу сопровождения 4500 руб. за сегмент на внутренних рейсах, 57 евро – на международных и 250 дирхамов (AED) за перевозку в ОАЭ.

S7, судя по информации на сайте перевозчика, с 2018 года такую услугу не оказывает: дети до 12 лет летают только в сопровождении.

У «Уральских авиалиний» по России, как у других, могут летать дети с 5 лет, но за рубеж – только с 6 лет. Сопровождение по России будет стоить от 8000 до 12000 руб. в зависимости от того, когда была оформлена услуга. За рубеж – от 100 до 200 долларов США также в зависимости от времени и направления. Если ребенок летит за границу, то проводить его должны только родители или иные законные представители или представители по нотариальной доверенности.

У Nordwind стоимость услуги зависит от даты перелета и тарифа. По России: от 4100 до 9200 руб., за рубеж – от 53 до 136 долларов США. Отдельно подчеркивается, что сервис доступен в любом классе обслуживания.

У UTair услуга стоит 6000 руб. на внутреннем рейсе и 85 евро – на международном. Несопровождаемого ребенка можно отправить только «экономом». Чтобы воспользоваться услугой, законные представители должны предварительно пройти верификацию в чате службы поддержки Utair или в аэропорту.

У Red Wings сама услуга стоит 5000 руб., но проверять возможность ее оказания нужно в каждом случае отдельно в колл-центре авиакомпании.

У Smartavia такая услуга стоит 4900 рублей.

Что касается классических чартерных рейсов за рубеж, то увы, у большинства авиакомпаний на международных чартерных рейсах перевозка несопровождаемых детей запрещена.

Но это касается не всех «чартеров»: сейчас довольно большое количество рейсов, которые туристы «воспринимают как чартерные» (потому что летят с туроператорами), являются по бумагам вполне себе регулярными рейсами, где туроператор просто взял блок мест: вот там, в определенной доле случаев, такой услугой воспользоваться можно.

Но все нюансы в отношении конкретного рейса нужно узнавать у авиакомпании. И, главное, заранее - не откладывать до последнего.

ОСОБЕННО ВАЖНЫЕ НЮАНСЫ ПЕРЕВОЗКИ НЕСОПРОВОЖДАЕМЫХ ДЕТЕЙ

Итого, несколько особенно важных моментов.

  • Услуга перевозки несопровождаемого ребенка оформляется только в условиях личного контакта с авиакомпанией – в офисе или через колл-центр
  • Оформлять ее должны родители или законные представители (а вот встречать и провожать могут, например, тётя и дедушка)
  • Встречать и провожать ребенка должны строго те люди, которые указаны в документах
  • Провожающий должен находиться в аэропорту отправления до момента, когда самолет ребенка вылетит
  • Само собой, у ребенка должны быть все необходимые документы. В случае международных перелетов – все визы, страховки, анкеты, – все это должно быть собрано и оформлено стандартным образом перед полетом. Также ребенку потребуется нотариально заверенное разрешение на выезд от законных представителей.
  • Лучше, конечно, отправлять в такую поездку детей, которые уже имеют опыт полетов на самолете. Официально никаких ограничений на этот счет нет, но если, несмотря на юный возраст, путешественник уже знаком с тем, как устроены аэропорты и самолеты, ему, конечно, будет намного проще.
  • В каждом случае все условия нужно дополнительно проверять у авиакомпании
  • Цинично, но возможно: если родители летят в бизнес-классе, ребенку можно купить билеты в эконом с сопровождением.

ЕСЛИ ПРИСМОТРЕТЬ ЗА РЕБЕНКОМ НУЖНО ТОЛЬКО В АЭРОПОРТУ

Если сопровождение ребенку нужно только в аэропорту (например, ребенок от 12 и до 16 лет, и может лететь сам, но родители волнуются), то такую услугу можно докупить, например, в аэропорту Домодедово. В этом случае переплачивать за сопровождение на борту не придется. Но для этого родителю или законному представителю необходимо совместно с ребенком пройти регистрацию на рейс, а затем обратиться на стойку «Информация» в зале регистрации внутренних воздушных линий или на стойку «Услуги пассажирского обслуживания» в новом сегменте пассажирского терминала (Т2).

Далее до посадки на борт о ребенке позаботится сотрудник. Услугу можно заказать не позднее чем за 2 часа до времени вылета рейса. Судя по информации на сайте, ее стоимость – 3600 руб.

Если ребенок прилетает и его нужно встретить и сдать на руки встречающим, то сотрудник аэропорта встретит его с именной табличкой у выхода из телетрапа или у борта самолета, поможет с прохождением всех послеполетных формальностей, проконтролирует получение багажа и проводит к встречающему.

Екатерина Тропова

Фото: АТОР