13 миллионов за год и десятки уведенных клиентов: топ-менеджер превратил доверие работодателя в прибыльного бизнес-двойника. Раскрыть схему помогла проверка в Rusprofile — в это время заявление об уходе от новоиспеченного предпринимателя уже ожидало подписи.
Десять лет уверенного роста
В далеком 2007 году в Ивановской области открылся Центр пожарной безопасности — компания, которая специализируется на независимой оценке пожарных рисков. Тогда такая услуга была на пике популярности: после принятия в 2008 году технического регламента о требованиях пожарной безопасности, предприятия получили возможность подтверждать соответствие условий не только через проверки госинспекторов, но и через независимый аудит.
Бизнес быстро вырос и вышел за пределы региона, а к 2018 году он уже приносил десятки миллионов рублей дохода. Казалось бы, вот она — счастливая предпринимательская история. Но на этом этапе байопик стартапа превращается в детектив: неожиданно на столе директора появляется заявление от одного из ключевых сотрудников, который решил уволиться.
Особый статус
Руководитель отдела продаж работал в центре практически с момента основания: до такой должности он дошел, начиная с позиции простого онлайн-разнорабочего, поэтому пользовался исключительным доверием руководства. Он отвечал за взаимодействие с ключевыми клиентами: лично выезжал на переговоры, предлагал особые условия работы, имел прямой контакт с лицами, принимающими решения.
На нем держался успех всего направления аудита пожарной безопасности. Зарплата была высокой, условия — максимально лояльными. Руководство даже разрешало частично работать удаленно, что в те времена было редкостью. Все это делало заявление об уходе максимально неожиданным. Объяснения сотрудника были довольно размытыми: решение было обосновано только нестареющей российской классикой — фразой «я устал, я ухожу».
Позже он рассказал, что достиг карьерного потолка в компании, и теперь решил заняться созданием собственного дела в той же сфере, но с нуля. Гипотетическая конкуренция смягчалась тем, что основной профиль компании к этому моменту постепенно сместился с аудита к IT-услугам — разработкам ПО для пожарных. Руководство даже планировало помочь сотруднику на старте, предоставить льготный доступ к программному обеспечению для расчетов. Спойлер: все льготы он уже успел заблаговременно организовать себе сам.
В это же время через Rusprofile искали информацию о родственнике увольняющегося сотрудника, который выполнял для Центра работы по договору субподряда. Рано или поздно через проверку в сервисе проходит каждый партнер компании — в этом плане Rusprofile помогает изучить все риски сотрудничества. Неожиданно выяснилось, что этот родственник является учредителем компании в Санкт-Петербурге, также занимающейся (сюрприз) аудитом пожарной безопасности. Конечно, в первые минуты после увиденного цензурных слов у руководства осталось минимальное количество.
Компания-конкурент была создана в 2017 году, а год спустя генеральным директором стал бывший сотрудник Центра
За осознанием происходящего последовал период нервного гугления — на сайте конкурента обнаружились благодарственные письма от постоянных клиентов Центра пожарной безопасности. Позже выяснилось, что глава отдела продаж, пользуясь прямым контактом с заказчиками, постепенно переводил их на обслуживание в компанию родственника.
Миллионы на доверии
Масштаб потерь оказался значительным: за первый год работы компания-клон заработала 13 миллионов рублей. В рубрику «могли прийти, но не пришли» попали десятки клиентов, которых забрал у Центра конкурент. Несмотря на явный ущерб и обманутое доверие, руководство решило не инициировать судебный процесс. Вместо этого компания сосредоточилась на сохранении репутации и восстановлении отношений с клиентами. Часть заказчиков удалось вернуть, объяснив, что новая компания не имеет отношения к центру и работает на других условиях.
Сегодня бывший центр пожарной безопасности полностью трансформировался. Компания диверсифицировала деятельность, сделав ставку на направления, менее зависимые от поведения одного ключевого сотрудника: IT-разработку в сфере пожарной безопасности, образовательные услуги и даже туристический бизнес.
Компания-клон до сих пор работает со многими клиентами, уведенными из Центра пожарной безопасности. По данным Rusprofile, организация бывшего сотрудника сейчас показывает положительную динамику развития — хотя бы вложения в его обучение не пропали даром.
Чем можно защитить себя в такой ситуации? Рассказывает Людмила Соболевская — управляющий партнер адвокатского бюро Sollars
Главная проблема бизнеса при утечке клиентской базы из-за действий бывшего работника заключается в том, что трудовое законодательство существенно ограничивает возможность взыскания денежных сумм с сотрудника. Даже если факт нарушения доказан, работодатель может требовать только возмещение прямого ущерба. Компенсация более значительных финансовых потерь, связанных с разглашением информации или недобросовестным использованием ее конкурентом, остается практически невозможной.
В качестве недобросовестной конкуренции может расцениваться незаконное использование коммерческой тайны, но санкции в этом случае также сводятся к административной ответственности, где есть только штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей — ст. 14.33 КоАП РФ.
Наиболее эффективным инструментом для защиты интересов могло бы стать соглашение о неконкуренции работника с работодателем. Однако в российском законодательстве такие соглашения до сих пор не урегулированы, а судебная практика по ним остается противоречивой. Необходимо закрепить на законодательном уровне возможность использования соглашений о неконкуренции, чтобы вывести этот инструмент из состояния «правовой неопределенности» и предоставить бизнесу реальный механизм защиты от недобросовестной конкуренции.