«И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. И учил их притчами много, и в учении Своём говорил им: слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошёл и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мк. 4:1-9).
В начале этой главы перед нами предстает Иисус, который учит людей возле Галилейского моря. Его присутствие привлекло большую толпу народа. Людей собралось так много, что Его притиснули к самому морю. Проявив практическую мудрость, Иисус заранее позаботился о том, чтобы приготовить лодку. Когда лодка остановилась в нескольких метрах от берега, Иисус вошел в нее и учил собравшийся народ.
Он обращался к притчам и раньше, но теперь Он использовал развернутые притчи с множеством деталей (Мк. 4:2). Для некоторых из присутствующих людей подобная манера изложения учения показалась сложной, но для большинства, благодаря ей, открывалась возможность познать спасительную истину.
Первая притча, прозвучавшая в этом необычном классе, известна как «Притча о сеятеле» (Мф. 13:18). Это единственная притча, название которой дал Сам Иисус. Из-за своей глубины и широкого освещения различных факторов, влияющих на успех проповеди евангелия, она стала одной из наиболее популярных притч.
Если рассматривать эту притчу с точки зрения методики преподавания, то в ней четко прослеживаются действие, план и функция проповеди евангелия. В ней говорится о причинах такого учительства, о разочарованиях и неудачах в процессе обучения, а также об успешном итоге учебной деятельности. В частности, в этой притче содержатся важнейшие принципы обучения в любой сфере деятельности. Для начала спросим: «Что должно произойти, чтобы обучение состоялось? Из чего складывается учебный процесс?»
1. Мы должны начать с того места, где начинается притча: с сеятеля. Иисус дал понять, что для того, чтобы состоялось полноценное обучение, необходим учитель. В этой связи вспоминаются слова Павла: «Как слышать без проповедующего?» (Рим. 10:14). В равной степени мы можем сказать: «Как они узнают, если нет учителя?»
2. Если мы копнем глубже, то обнаружим нечто большее, чем учитель. Это — семя. Позднее Иисус объяснил, что под семенем подразумевается «слово» (Мк. 4:14). Не учитель формирует ученика, а семя, Божье Слово. Павел писал: «Поэтому и насаждающий, и поливающий — ничто...» (1 Кор. 3:7).
3. Это подводит нас к следующему, более важному фактору: обучение невозможно, если сеятель не выйдет сеять. Учитель или проповедник должны нести это семя людям. Сердца людей, нуждающихся в благой вести, и составляют это поле будущего урожая. Если сеятель не «выйдет сеять» семя, оно не «пустит» золотой колос.
4. Следующей важной составляющей является процесс сеяния. Именно в этом действии соединяются сеятель, семя и выход в поле. Все эти составляющие находятся в зависимости друг от друга. Наши усилия научить кого-либо окажутся напрасными, если эти четыре составляющих не будут объединены в правильной последовательности, с основным акцентом на семя.
5. Из этих четырех компонентов логически вытекает пятый: понимание. Послание должно быть ясным и понятным. Послание истины следует сеять среди людей, которые могут его понять. Каждый земледелец зависит от семени, которое он сеет в землю; каждый учитель Слова также должен полагаться на евангелие, которое даст результат при условии ясного и понятного изложения.
6. Исследуя притчу все глубже, мы доходим до ее главной темы: почвы. На примере разных видов почвы Иисус показал, как реагируют на благую весть разные сердца. Четыре типа сердец были образно представлены придорожной землей, каменистой, тернистой и хорошей. Загрубевшие сердца не пропускают послание. Каменистая земля, символизирующая поверхностного слушателя, не имеет достаточной глубины, чтобы послание укоренилось. Тернистая земля, или половинчатое сердце, не осознаёт важности послания и заменяет его иными ценностями. Проповедник или учитель евангелия ищет добрую землю, человека с цельным сердцем, который целиком и полностью принимает послание благой вести. Укоренение является залогом плодоношения.
7. Седьмой составляющей, которую часто игнорируют, является время. За одну ночь ничего не вырастает. Никто не сеет семя сегодня, ожидая получить урожай на следующий день. Чтобы плод созрел, необходимы недели, а то и месяцы.
8. Наконец, мы подошли к самой важной составляющей: Богу. Давайте еще раз обратимся к словам Павла: «Поэтому и насаждающий, и поливающий — ничто, а всё Бог взращивающий» (1 Кор. 3:7). Кто осмелиться отрицать, что «лишь Бог... выращивает» (Новый Русский Перевод)? В определенное время все составляющие соединяются и отдаются в руки Бога, а затем мы ждем, когда Он вдохнет в это жизнь.
9. Конечно же, следующей составляющей является жатва. Созревшие зерна, еще частично покрытые шелухой, выглядывают из полного колоса и взывают, чтобы их собрали. Время жатвы настало; если урожай не собрать вовремя, он сгниет, а усилия, затраченные на вспахивание, сеяние и полив окажутся напрасными. Иисус сказал: «И принесло иное тридцать, иное шестьдесят и иное сто» (Мк. 4:8). Итак, семя «принесло плод», который и собрали во время жатвы.
10. Какова же десятая составляющая? Это процесс. Очевидно, что Иисус, обращаясь к Своим ученикам, предупреждал их об опасности непонимания сути процесса. Он сказал: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мк. 4:9). Иисус использовал это выражение в шести случаях: в Мф. 11:15, говоря об Иоанне Крестителе, и в 13:9, говоря о сеятеле; в Мк. 4:9, также о сеятеле, и в 4:23 о свече; в 7:16, говоря о сердце; в Лк. 14:35, говоря об ученичестве. По сути, Он говорил: «Удостоверьтесь, что вы понимаете». Жизнь ученика представляет собой переплетение сеяния Слова и жатвы; последователю Иисуса крайне важно верить и понимать процесс, который Он здесь описывает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почему эта притча так важна для нас? В ней заключена суть практической деятельности, необходимой для всех граждан царства. Сыны царства постоянно заняты тем, что сеют, взращивают и пожинают зерна душ. Этой притчей Иисус дал нам понять, из чего складывается наша работа.
Иисус подчеркнул важность этой притчи, произнеся: «Слушайте» в начале ее и «Кто имеет уши слышать, да слышит!» в конце. Слово «уши» может быть указанием на способность принять истину, а «слышать» — на возможность узнать ее. Поэтому «да слышит» указывает на личную ответственность. Итак, запомним: способность, возможность и ответственность. Какой толк в ушах, если ими не пользоваться? Какая польза в том, чтобы слышать Слово, если не вникать в его смысл? Мы должны слушать и повиноваться.
Ученик посвящает свою жизнь тому, чтобы у людей была возможность повиноваться посланию истины. От него не требуется быть успешным, хотя он и должен к этому стремиться. Скорее, от него ожидается, чтобы он был верным, чтобы неустанно сеял, а остальное предоставлял Богу. Этой притчей Иисус сказал Своим ученикам: «Это есть ваша жизнь».