С приближением Нового года так хочется окунуться в атмосферу праздника и чудес. И в этом нам могут помочь яркие картинки с открыток, созданные удивительным человеком, работы которого стали символом новогоднего волшебства для нескольких поколений.
Владимир Иванович Зарубин (1925-1996), чей столетний юбилей мы будем отмечать уже в наступающем году, создал открытки, которые всех рожденных в Советском Союзе неизменно возвращают в детство.
Они напоминают нам о том времени, когда мы с нетерпением ждали Нового года, верили в чудеса и радовались каждой снежинке.
Предлагаю сегодня вспомнить историю этого удивительного, очень доброго художника, подарившего стольким людям частичку счастья, и окунуться в атмосферу новогоднего волшебства его знаменитых открыток.
Володя Зарубин родился 7 августа 1925 года в небольшой деревне Андрияновка Орловской области. Его отец работал на заводе инженером и как в сказке имел трех сыновей: старший увлекался техникой, средний писал стихи, а младший любил рисовать.
С самого детства Владимир проявлял интерес к рисованию и животным.
Однако жизнь приготовила для юного художника суровые испытания. Война застала семью на Украине, в городе Лисичанск. Старшие братья ушли воевать, а Владимир оказался в оккупации и был вывезен в Германию в «трудовой лагерь». Ему тогда было шестнадцать лет. Что удивительно, эти тяжелейшие испытания: лишения, издевательства и рабский труд, не сделали юношу черствым или жестоким.
Только в 1945 году пришло долгожданное освобождение из плена, но впереди у Владимира была ещё служба в армии.
На родину Зарубин вернулся после демобилизации только в 1949 году. Сначала он работал художником в Министерстве угольной промышленности и на заводе. Но однажды Владимир увидел объявление о наборе на курсы мультипликаторов при «Союзмультфильме». Это стало поворотным моментом в его жизни.
После обучения он остался работать в студии и в дальнейшем принял участие в создании образов почти для сотни мультфильмов. Среди них такие легендарные, как «Ну, погоди!», «Бременские музыканты», «Тайна третьей планеты» и «Маугли».
Создание открыток для Владимира Зарубина стало настоящей отдушиной – способом отвлечься от напряженной работы мультипликатора. После напряженной работы над мультфильмами он погружался в мир своих пушистых героев, даря им новую жизнь на почтовых миниатюрах.
Первые открытки художника увидели свет в 1962 году.
Но настоящая слава пришла к Зарубину в 1963-м, когда его новогодняя открытка была напечатана тиражом 5 миллионов экземпляров! Это было началом чего-то грандиозного.
Что же делало открытки Зарубина такими особенными? Яркие мультипликационные краски, знакомые черты любимых героев советских мультиков и, конечно же, неповторимый стиль художника. Он не просто рисовал персонажей – он создавал целые забавные сюжеты про новогодний праздник зверят и сказочный лес, полные юмора и тепла.
Однако путь к успеху не был усыпан розами. Каждая иллюстрация должна была пройти строгий отбор художественного совета. В то время в моде были изображения пионеров, рабочих и колхозниц.
Из-за оригинальности персонажей у него часто бывали сложности на худсоветах.
«Посмотрят, бывало, эскиз и начинают разбирать его с соцреалистических позиций: «А где это вы видели собаку, ходящую на двух лапах?», или: «Какой же медведь будет кричать в лесу «Ау!»?» Как объяснишь?» – рассказывал Владимир Зарубин.
Но талант Зарубина оказался сильнее стереотипов – его милые зверята быстро завоевали сердца людей по всему Советскому Союзу.
Художник признавался, что ему было сложно работать по заказу. Все образы на открытках он придумывал сам и рисовал даже во время болезни. Каждый рисунок создавался в его голове прежде, чем переносился на бумагу. Если хоть одна деталь его смущала, он начинал заново.
«Рисую конверты и открытки с моими зверушками, надеясь на самое важное: может быть, это поможет людям стать чуть добрее», – говорил художник.
К сожалению, в начале 1990-х спрос на рисунки Зарубина стремительно снижался, количество заказов уменьшалось, а оплату постоянно задерживали. Почтовые отправления постепенно теряли популярность, и необходимость печатать многомиллионные тиражи открыток отпала. Все это отрицательно сказалось на его здоровье.
Владимира Ивановича Зарубина не стало в 1996 году. Но его творчество продолжает вдохновлять и радовать людей, а новогодние открытки с его изображениями остаются символом праздника для многих поколений.
У меня в детстве забавные истории с открыток художника ассоциировались с веселыми стихами о зверятах Бориса Владимировича Заходера (1918-2000). Его зайчики, белочки, мышата и медвежата были такие же забавные, как на открытках Зарубина:
Борис Заходер
Встречали звери Новый год
Встречали звери Новый год.
Водили звери хоровод.
Вокруг зеленой елки.
Плясал и Крот,
И Бегемот,
И даже — злые Волки!
Пустился в пляс и Дикобраз —
Колючие иголки,
И все – дрожать,
И все – визжать,
И все – бежать от елки!
Гляди-ка: Уж –
Хоть сам хорош! —
И тот дрожит от страха!..
– Зато меня уж не проймешь! –
Сказала Че-ре-па-ха!
– Мы спляшем
Шагом
Черепашьим,
Но всех,
Пожалуй,
Перепляшем!
Всего за более чем 30 лет Владимир Зарубин создал около 300 сюжетов, которые напечатали на полутора миллиардах почтовых открыток.
«Маленькая сказка в рисунке», – называл свои открытки Владимир Иванович. И действительно, каждая его работа – это маленькое чудо, которое продолжает жить в наших сердцах.
Желаю вам в этот Новый год создать свою собственную коллекцию счастливых моментов! Пусть она будет такой же яркой и душевной, как открытки Владимира Зарубина - великого мастера новогоднего настроения.
С любовью, ваша Света В.
Больше стихов и картин для новогоднего настроения в публикации
«Рождество и Новый год в творчестве художников и поэтов ХIХ – начала ХХ века»
Мой Телеграм-канал, где вы найдете анонсы всех моих статей и ещё много всего интересного для позитивного настроения