Найти в Дзене
Паттерн с Маттерн

Традиционные ценности.

В последнее время это словосочетание звучит так часто и, сплошь и рядом, в довольно негативном контексте, на грани агрессии. Словно обществу весьма настойчиво навязывают некие тяжелые и нежелательные обязательства под маской безупречной добродетели.  И, наверное, самое время вспомнить о том, что представляют собой настоящие, беспримесные традиционные ценности, и никто не может помочь нам в этом лучше, чем добрый и бесконечно талантливый чешский художник Йозеф Лада.  Этот замечательный человек родился в 1887 году в маленькой старинной (начала XIII века) деревушке Грусице, недалеко от Праги, в тогдашней Австро- Венгерской империи. Грусице и сейчас совсем невеликое место - в нем нет и тысячи жителей, а тогда его население, и вовсе, составляли 400 человек, и, конечно, все друг друга знали.  Йозеф был четвертым, младшим ребенком в семье сапожника. Вся округа называла его просто «сапожников Пепик» (распространенное в чешском уменьшительное имя от Йозеф), дома у них всегда царило весель

Йозеф Лада. «Рождество», 1933 год.
Йозеф Лада. «Рождество», 1933 год.

В последнее время это словосочетание звучит так часто и, сплошь и рядом, в довольно негативном контексте, на грани агрессии. Словно обществу весьма настойчиво навязывают некие тяжелые и нежелательные обязательства под маской безупречной добродетели. 

И, наверное, самое время вспомнить о том, что представляют собой настоящие, беспримесные традиционные ценности, и никто не может помочь нам в этом лучше, чем добрый и бесконечно талантливый чешский художник Йозеф Лада. 

Йозеф Лада со своим котом. Снимок 1947 года.
Йозеф Лада со своим котом. Снимок 1947 года.

Этот замечательный человек родился в 1887 году в маленькой старинной (начала XIII века) деревушке Грусице, недалеко от Праги, в тогдашней Австро- Венгерской империи. Грусице и сейчас совсем невеликое место - в нем нет и тысячи жителей, а тогда его население, и вовсе, составляли 400 человек, и, конечно, все друг друга знали. 

Деревня Грусице сегодня.
Деревня Грусице сегодня.

Йозеф был четвертым, младшим ребенком в семье сапожника. Вся округа называла его просто «сапожников Пепик» (распространенное в чешском уменьшительное имя от Йозеф), дома у них всегда царило веселье: отец был знаменитым на всю округу балагуром и затейником, его непременно приглашали на все свадьбы, а мама умела рассказывать чудесные сказки. Йозеф позже говорил, что «прожил 15 самых счастливых лет в Грусице, где пас гусей и коз, строил плотины на ручьях, ловил раков и рвал чужие груши». Детские воспоминания впоследствии подарят множество идей для его картин и литературного творчества: своих персонажей, людей, животных, а также волшебных существ он постоянно делал жителями родной деревни - они для него абсолютно свои, грусицкие. Мальчик с детства мечтал стать художником, и его не остановила травма, полученная в двухлетнем возрасте: из-за несчастного случая Йозеф ослеп на один глаз. То есть, перед нами художник, который видел мир несколько иначе, чем большинство людей. Но каким же ясным, интересным и озорным он его видел - и представил нам!

Йозеф Лада, «Воскресный день, дети играют».
Йозеф Лада, «Воскресный день, дети играют».

Первым учителем рисования Лады стал приходской священник, страстный рисовальщик-любитель. Позже Йозеф учился в Праге на изготовителя театральных декораций, работал переплетчиком, затем поступил в высшее учебное заведение на художественную специальность, но не окончил его. Впрочем, отсутствие классического образования не помешало Йозефу Ладе стать не только любимым художником в родной Чехии, но и мировой знаменитостью.

Йозеф Лада, «Картошка на костре».
Йозеф Лада, «Картошка на костре».

В своих картинах Лада с мягким юмором изображает людей труда, простых и бесхитростных, чьё нелегкое существование , тем не менее, наполнено смыслом и любовью. Много работы, школа для детей, взрослые забавляют малышей, уход за могилами предков, мужчины, после дневных трудов, неспешно беседуют за пивом в «господке» (чешская пивная с национальной едой), месяц сменяет месяц (Лада годами писал невероятно любимые чехами календари, сейчас популярные по всему миру), нам хочется рассматривать мелкие детали на его картинах часами, и, несмотря на кажущуюся простоту, все эти вещи и события погружают нас в особый мир художника - нелицемерный и глубокий, как сама жизнь.

Йозеф Лада, «Сентябрь».
Йозеф Лада, «Сентябрь».

Но так ли уж «прост» наш деревенский художник? Внимательно посмотрим, например, на его многочисленные картины, посвященные рождественской тематике, - здесь и Богоматерь с малышом, и зимние забавы, и волхвы , настоящие и дети, нарядившиеся волхвами, и разные варианты компании из святого Микулаша (Николая), ангела и черта, которые на чешское Рождество заходят в каждый дом, где есть малыши,  и дарят подарки - но только тем, кто хорошо вел себя весь год… Но вот еще одна работа, «Он родился» 1926 года. Рядом я поставлю картину великого Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого) «Перепись населения в Вифлееме» 1556 года. Вы видите, как много общего, спустя 400 лет? Вот откуда пошла традиция мельчайшей детализации, юмора, изображения ярких характерных персонажей, каждого- в своем настроении, занятого своими собственными делами. Лада вполне достойный продолжатель и преобразователь наследия средневековых фламандских и голландских художников. И ему не чужд сатирический пафос и философские размышления о природе человека. 

Йозеф Лада, «Он родился».
Йозеф Лада, «Он родился».

Питер Брейгель Старший (Мужицкий), «Перепись населения в Вифлееме», 1556 год
Питер Брейгель Старший (Мужицкий), «Перепись населения в Вифлееме», 1556 год

Кстати, о сатире. В Праге Йозеф Лада продолжал самообразование, работал иллюстратором и карикатуристом в журналах. Его сатирические рисунки становились все более популярными. Тематика карикатур была как бытовой, так и политической - он высмеивал раздражавшие соотечественников порядки умирающей империи Габсбургов, частью которой была тогдашняя Чехия. 

Йозеф Лада, «Драка в трактире»,1943 год
Йозеф Лада, «Драка в трактире»,1943 год

И обязательно нужно сказать о великом и бессмертном бравом солдате Швейке, которого весь мир, вот уже 100 лет, представляет именно благодаря кисти и карандашу Йозефа Лады. С автором романа, будущим классиком чешской литературы Ярославом Гашеком, Лада познакомился в 1907 году. Вместе они работали в журнале «Крапива», очень дружили, а 1921 году Гашек обратился к другу с просьбой нарисовать обложку к его книге «Похождения бравого солдата Швейка». В результате Йозеф Лада создал более 500 иллюстраций. Вечно улыбающийся толстенький человек с круглой головой и оттопыренными ушами стал каноническим образом, он знаком миллионам читателей.

Бравый солдат Швейк.
Бравый солдат Швейк.

Также Йозеф Лада стал одним из основоположников так называемой современной чешской сказки. Его перу принадлежат «Озорные сказки» — сборник волшебных сказок, напоминающих классические сказки, но в которых все происходит «наоборот». Там принцесса Маня, «чемпионка по теннису, которая может разгадать самый сложный кроссворд», вынуждена сама спасать из ада случайно попавшего туда юношу, в аду существует отлично налаженный транспортный цех, а за плохую работу чертей вполне могут лишить заслуженной пенсии! Пепеляк (собственно, «Золушок») опознан другой эмансипированной принцессой по огромному размеру сапожища, из которого все прочие мужчины королевства выпадали (еще бы, «такой высокий, плечистый и крепкий парень каждой принцессе надобен!»), Дракон вернулся из заграничного университета, откуда привез манеру мазать шкуру кремом, покрывать подпиленные когти розовеньким лаком, а также демонстрирует, к ужасу драконьей матушки, новенькую золотую коронку на начищенных зубах и мечтает сняться в рекламе. Если у вас есть дети младшего школьного возраста, почитайте «Озорные сказки» вместе: еще вопрос, кто будет громче смеяться, они или вы. 

Котик Микеш, говорящий кот из Грусице, еще один знаменитый герой Лады.
Котик Микеш, говорящий кот из Грусице, еще один знаменитый герой Лады.

Очень любимый, невероятно популярный среди взрослых и детей в Чехословакии и далеко за ее пределами, Йозеф Лада умер 14 декабря 1957 года, за три дня до своего 70-летнего юбилея. Прощание с художником проходило в пражском Доме художников. Один из его друзей писал: «Зачем эти скорбные соболезнования? Я уверен, что Ладу позвали на небо, чтобы он там нарисовал настоящий рождественский Вертеп…».

Йозеф Лада, «Рождество»
Йозеф Лада, «Рождество»

На долю Лады выпало жить в непростые времена, и именно поэтому он - тот человек, который имеет право своим творчеством напоминать нам об истинных традиционных ценностях, тех, что всегда будут существовать в умах и сердцах людей. 

Йозеф Лада, «Рождество 1955»
Йозеф Лада, «Рождество 1955»

Йозеф Лада, «В господке», 1933 год
Йозеф Лада, «В господке», 1933 год

Йозеф Лада, «Зима в Грусице», 1952 год.
Йозеф Лада, «Зима в Грусице», 1952 год.

Йозеф Лада, «Зима».
Йозеф Лада, «Зима».

P.S. А я хотела бы поздравить вас всех, друзья, с наступающим Новым годом и пожелать здоровья, радости, благополучия. Пусть сбывается только хорошее !

Это моя самая любимая картинка у Йозефа Лады, она полна душевного мира, спокойствия и тихого счастья. Всем - доброго Йозефа Лады на весь год!

Йозеф Лада, «Полночь».
Йозеф Лада, «Полночь».