Всё началось со скандала.
Где-то с середины прошлой осени в соцсетях возникло множество комментариев, авторы которых были до глубины души возмущены неким новым фильмом от Netflix под названием "Мэри". Что-то там с подбором актеров и призывами к бойкоту, как это теперь нередко бывает.
Будучи неизлечимым киноманом, я, помнится, подумал, - что это еще за "Мэри" такая, почему я ничего о ней не знаю?
Стал читать.
Оказалось, что речь идет об очередной библейской истории, посвященной деве Марии, матери Христа. В декабре, под Рождество, что-нибудь такое неизбежно выходит в свет едва ли не каждый год. А Netflix, известный тем, что штампует фильмы и сериалы в поистине промышленных масштабах, просто не мог остаться в стороне.
Однако режиссер с потешным именем Диджей Карузо совершил нечто ужасное. Проведя кастинг актрис, он из 75-и претенденток выбрал на главную роль израильтянку (!!) Ноа Коэн. Он что, хотел сказать, что мать Иисуса была еврейкой? - негодовали зрители, еще не посмотревшие фильм.
Впрямую на этот вопрос режиссер не ответил, но пояснил свой выбор тем, что хотел достичь "максимальной аутентичности". Ну то есть да, он уверен, что Мария и вся ее семья были евреями. А потому он не ограничился одной Коэн, а пригласил еще пятерых израильских актеров на ведущие роли: Идо Тако, Ори Пфеффера, Мили Авиталь, Керен Цур и Хиллу Видор.
Вероятно, если вы читали Библию, у вас возникает резонный вопрос, а что тут, собственно, не так? Из текста очевидно, что и Мария, и Иосиф, как и их родители, были набожными иудеями, что по тем временам считалось стопроцентным признаком еврейства. Сам Иисус был соблюдающим иудеем, как и его ученики.
О чем тут вообще можно спорить?
Но видите ли, спорить, как выяснилось, можно о чем угодно, если базовые знания у оппонентов отличаются. К примеру, мы с вами, опираясь на данные историков, уверены, что существовало еврейское царство Иудея. А люди, учившиеся по другим учебникам (я о них уже рассказывал подробно вот здесь и здесь) считают, что царство называлось Палестина и было оно арабским.
Тут, конечно, возникает вопрос: если евреев легко идентифицировать по принадлежности к иудаизму, то как определить арабов? Ислам возникнет лишь несколько веков спустя, Аравийский полуостров во времена Христа представлял собой в этническом смысле лоскутное одеяло. Термин "палестинский народ" появится только в 20 веке, но до сих пор остается небесспорным.
Впрочем, любителям исторического ревизионизма научные критерии безразличны. Они исходят не из того, что было в реальности, а из того, чего им самим хотелось бы.
Поэтому соцсети буквально взорвались яростными возгласами: да как они могли, как посмели?!
Вот примеры благородного негодования из Твиттера (он же Х):
"Netflix решил, что хорошая идея — взять израильтянку на роль Марии, хотя израильтяне бомбят родину самого Иисуса и христианские храмы."
Автору этого высказывания следовало бы приписать "сами мы не местные", потому что в противном случае он бы знал, что Израиль не бомбит ни Назарет, ни Вифлеем. А считать родиной Иисуса сектор Газа можно с той же степенью достоверности, что и Рейкьявик, например.
"Они не только не взяли ни одного араба или палестинца, но эта *****, что играет Марию — израильтянка. Пошел он, этот фильм, пошли они все, кто посмотрит его. Я не шучу. Буду блокировать всех, кто говорит что посмотрит."
Это грозное предостережение опубликовал человек с ником @FairuzAlBahr. Вы такого знаете? Я тоже нет. Немного самонадеянно, как мне кажется, грозить баном всем, кто про тебя никогда не слышал и, вероятно, плевать хотел на твои оценки и мнения.
В ответ, кстати, тут же пошли комментарии типа: "Нет ни одного араба? Значит точно посмотрю". Помните, как в классическом "Служебном романе": "Значит хорошие сапоги, надо брать".
"Выбор на роль израильтянки — это чертовски неуважительно, это буквальное стирание Палестины."
Стирание чего, простите?
Как можно стереть то, чего не было? Да и до сих пор нет, если на то пошло, несмотря на утверждения Википедии и резолюции ООН. Палестина - умозрительная конструкция, к реальности отношения не имеющая. А палестинцы - такое же искусственное изобретение (подробности вот здесь), ни разу не упоминаемое в Библии.
Евреи же там - главные действующие лица.
"Мария была беженкой, преследуемой властями и вынужденной бежать из страны, чтобы спасти себя и ребенка. Приглашение израильтянки это откровенное оскорбление."
Это весьма глубокомысленное замечание, игнорирующее, впрочем, тот факт, что и власть, и беженцы в этой истории - иудеи. Человек, написавший подобное, явно заглядывал в историю не глубже пресловутой Накбы, повального (и добровольного) бегства арабов из только что созданного Израиля. Но он и эту тему копнул недостаточно глубоко, поэтому, видимо, и считает, что всякая власть - это евреи-гонители, а беженцы - сплошь арабы.
Беда в том, что у Марии с Иосифом и новорожденным Иисусом была совершенно иная причина для бегства. Библия об этом рассказывает исчерпывающе, во всех подробностях.
Весьма кстати будет вспомнить об Ироде Великом, отдавшем приказ об "избиении младенцев". В фильме его роль исполняет блистательный Энтони Хопкинс, британец, не имеющий никакого отношения ни к евреям, ни к арабам. Отчего же этот выбор исполнителя ключевой роли никого не смутил?
Тут ведь вот в чем весь фокус.
Ирод был иудеем, то есть, по всем параметрам того времени, евреем. При этом многие жители царства его таковым не считали, поскольку был он чужаком, идумеянином, да еще и занял свой трон при поддержке Рима, то есть оккупационных властей. Оттого и был этот правитель не особенно популярен в народе, хотя, между прочим, отстроил иерусалимский Храм, Западная стена которого является сегодня главной святыней иудаизма.
Почему же строгие ревнители альтернативной истории не требуют заменить сэра Энтони в этой роли на какого-нибудь арабского актера? Не потому ли, что им не хотелось бы видеть своего человека в образе жестокого царя?
Израильтяне, кстати, на этот счет совершенно не переживают. Конфликт власти и общества - классическая основа для мировой драматургии. Поэтому роль Ирода за всю историю кино играли многие еврейские, в том числе израильские актеры. Искусство - не слепок политической картины современности, оно про вечное, вневременное. Те, кто отрабатывает в кино злободневную повестку, занимаются не искусством, а пропагандой.
Именно так и воспринимают новый фильм пропалестинские комментаторы. Если человек рассматривает кино в первую очередь как средство пропаганды, то и других он неизбежно будет обвинять в том же.
А между тем фильм-то совсем не про это. Он, кстати, довольно современный по своей сути, но отнюдь не в политическом или религиозном смысле. Это не привычная дословная иллюстрация Библии, а довольно свободная интерпретация, в центре которой история взросления сильной молодой женщины, оказавшейся в неожиданных для нее обстоятельствах. Только представьте, как сегодня можно было бы объяснить непорочное зачатие своим родителям, соседям, а тем более мужу, если до сих пор ничего подобного никогда не происходило.
При этом Мария совсем юная девушка, она растеряна, смущена, ей приходится терпеть насмешки, осуждение, даже открытую агрессию, а потом еще и бежать от жестоких властей в чужую страну.
Ноа Коэн чудесная молодая актриса. Возможно, она не Мерил Стрип, но свою роль исполняет очень убедительно, играя как бы сразу и библейского персонажа, и нашу современницу, отчего ей искренне сопереживаешь.
Не могу не отметить, что она еще и дивно хороша собой.
Фильм вообще богат красотой. Работа оператора выше всяких похвал. Некоторые кадры - будто ожившие полотна Ренессанса.
Хоть на стену вешай.
Лично меня на крупных планах смущало, что у исполнительницы главной роли как будто бы слегка подкачаны губы, но утверждать не могу (в комментариях в телеграм-канале мне сообщили, что никакой пластики, губы у девушки натуральные). С другой стороны, фильмы и сериалы Netflix никогда не отличались строгой историчностью. Костюмы и особенно головные уборы в фильме выглядят уж очень дизайнерскими и как будто подчеркивающими условность повествования. Вроде бы и древность, а вроде - дань современной эстетике.
Ну и, как это принято на Netflix, не обошлось без негров. Не имею ничего против чернокожих актеров, но приглашать их ради политкорректности в любую историю - так себе привычка. Тут у нас африканское лицо получил архангел Гавриил. Впрочем, кто его знает, может ангелы способны показываться людям в любом обличье. Я с ними ни разу не встречался, поэтому о цвете кожи ангелов имею весьма приблизительное представление.
По крайней мере спасибо, что хоть на этот раз никого из персонажей не сделали геем, потому что сексуальное разнообразие - вторая навязчивая идея Netflix, помимо разнообразия расового.
Я думаю, что фильм "Мария" (в русском переводе он называется "Мария, мать Христа") точно заслуживает вашего внимания. Это не повторение давно известного, это свежий взгляд на вечные конфликты, остающиеся злободневными и сегодня. Тут есть, о чем задуматься - и в общечеловеческом смысле, и, если уж нас вынуждают, в политическом.
В 2024 году число христиан в странах, окружающих Израиль, составляет менее 1% населения. Всего три года назад цифра была 11%. Все потому, что христиане предпочитают спасаться бегством, иначе распоясавшийся радикальный исламизм в один прекрасный день их попросту уничтожит.
И в том же 2024 году глава католической церкви позволяет установить в Ватикане нетрадиционный рождественский вертеп, в котором младенец Иисус лежит на расстеленной куфии, клетчатом платке, известном также как "арафатка". Инсталляция как бы говорила верующим, что святое семейство не имеет никакого отношения к евреям, а напротив, все они прирожденные арабы-палестинцы.
То есть те самые, кто гонит современных христиан с их земель скитаться по миру. Интересная антитеза убеждению недалекого комментатора, считающего, что беженцами бывают только арабы.
И если вам кажется, что все как-то дьявольски запуталось, то подождите. Есть еще одна милая деталь, придающая этой фантасмагории законченность.
Тот же папа римский Франциск в своей рождественской проповеди назвал палестинцев возлюбленным народом (!). Отчего предпочтения Фанциска так радикально расходится с его богом, мне неведомо. Но факт налицо: ветхозаветный бог и его наместник на земле выводят на первый план совершенно разные народы.
Страдающие прямо сегодня от преступлений "возлюбленного народа" христиане понтифика интересуют мало. Ему тоже нужно отрабатывать повесточку. А религия, евангелия, все вот это ваше непорочное зачатие и прочее Рождество делу только мешают. Недосуг папе разбираться, очень занят более важными делами. Буквально Библию некогда почитать...
А не помешало бы, ваше святейшество. Именно вам определенно не помешало бы.
Хотя, возможно, вы предпочитаете Коран?
Честно говоря, израильтянам особенно полезно посмотреть "Марию" именно сейчас, в самом начале 2025 года. Потому что ситуация, которую мы наблюдаем сегодня, поразительно рифмуется с образом главной героини.
Израиль, как и Мария, был ввергнут в обстоятельства, которых он не ожидал. Он был уязвимым, окружен и насмешками, и осуждением, и агрессией, но сознавал свою огромную ответственность и важность миссии, которая на него возложена. Отступить, отказаться - не вариант.
Хотя Марию в фильме постоянно искушает улыбчивый Люцифер: окажись от этой судьбы, не производи на свет Спасителя. Жизнь станет гораздо проще и безопаснее. Разве по силам хрупкой девушке этакая ноша?
В случае с нашей страной Люцифер более многолик. Он на все голоса - то со сладчайшей улыбкой, то гневно - требовал: остановись, не сопротивляйся, смирись с неизбежным. Никто не поймет тебя, никто не оценит.
Но чаша сия не могла миновать ни Марию, ни Израиль.
Необходимо было испить ее до последней капли, чтобы в итоге преобразиться. У Марии получилось.
Кажется, наконец получается и у нас.
*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.
**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.
#Израиль #новостиизраиля #палестинаиизраиль #израильипалестина #война #ближний восток #иранизраиль #израильиран #канализраиль #евреи #проевреев #евреиизраиль #глазамикосмополита