Найти в Дзене

Были ли полезны Буран и Спейс шаттл?

При кажущейся универсальности обеих программ скажу крамольно вещь, что проекты был военные по сути и малополезные для массового использования из-за его дороговизн. Буран предполагал концепцию челнока, имеющего только маневровые двигатели, а основные двигатели и ракета "Энергия" по сути оставались одноразовыми. У американской системы было дополнительное преимущество - возврат основного двигателя на самом шатле и его повторное использование, а также парашютный спуск и повторное использование твердотопливных ускорителей. То есть по факту одного запуска уничтожался только основной бак, на который крепился и шаттл и твердотопливные ускорители. Вторым ограничением обеих программ стали работа только на низко орбитальной орбите (НОО) - то есть фактически это зона низкоорбитальных станций и спутников подходящих для работы на этих орбитах. Попасть на какие-то сложные обриты корабли не могли даже за счет своих двигателей и фактически для этого не предназначались. Таким образом, сфера полезного ис
Внешний вид стартовых систем
Внешний вид стартовых систем

При кажущейся универсальности обеих программ скажу крамольно вещь, что проекты был военные по сути и малополезные для массового использования из-за его дороговизн.

Буран предполагал концепцию челнока, имеющего только маневровые двигатели, а основные двигатели и ракета "Энергия" по сути оставались одноразовыми. У американской системы было дополнительное преимущество - возврат основного двигателя на самом шатле и его повторное использование, а также парашютный спуск и повторное использование твердотопливных ускорителей. То есть по факту одного запуска уничтожался только основной бак, на который крепился и шаттл и твердотопливные ускорители.

Вторым ограничением обеих программ стали работа только на низко орбитальной орбите (НОО) - то есть фактически это зона низкоорбитальных станций и спутников подходящих для работы на этих орбитах. Попасть на какие-то сложные обриты корабли не могли даже за счет своих двигателей и фактически для этого не предназначались. Таким образом, сфера полезного использования обеих программ ещё больше уменьшалось.

По факту массовое использование Союзов, Протонов или нынешних Фальконов от Маска гораздо дешевле решает задачи вывода на НОО спутников или доставку космонавтов и грузов на орбитальную космическую станцию. А начало использования Фалькон Хеви или Старшип ознаменует серьезное падение стоимость вывода грузов на НОО.

Именно поэтому от обеих программ отказались. Причем отказ от Бурана произошел по экономическим причинам, а вовсе не по политическим. Содержать три программы Протон, Союз и Энергия-Буран стало непосильно для России 90х. Но и сейчас от этих систем толка не много. Так как возврат грузов с орбиты практически не нужен - в основном возвращают только космонавтов.

В США по прямому назначению программу Спейс шаттл заменили безэкипажным космопланом X-37B, который может решать задачи инспекции спутников (визуальный контроль, уничтожение, ремонт, похищение) за счет возможности маневрировать и менять траектории полета. На а астронавтов они отправляют на МКС теперь "традиционными" ракетами.