При кажущейся универсальности обеих программ скажу крамольно вещь, что проекты был военные по сути и малополезные для массового использования из-за его дороговизн. Буран предполагал концепцию челнока, имеющего только маневровые двигатели, а основные двигатели и ракета "Энергия" по сути оставались одноразовыми. У американской системы было дополнительное преимущество - возврат основного двигателя на самом шатле и его повторное использование, а также парашютный спуск и повторное использование твердотопливных ускорителей. То есть по факту одного запуска уничтожался только основной бак, на который крепился и шаттл и твердотопливные ускорители. Вторым ограничением обеих программ стали работа только на низко орбитальной орбите (НОО) - то есть фактически это зона низкоорбитальных станций и спутников подходящих для работы на этих орбитах. Попасть на какие-то сложные обриты корабли не могли даже за счет своих двигателей и фактически для этого не предназначались. Таким образом, сфера полезного ис