Здравствуйте!
За те пять дней, что я был в Плёсе, меня чаще всего спрашивали на улицах как пройти к Мемориальному дому-музею И. И. Левитана. Пожалуй, дом-музей это самое посещаемое место в городе, так как проходя мимо него я всегда видел множество людей, которые собирались рядом, ожидая начала экскурсии. Как я узнал, этот дом-музей - единственный в России Мемориальный дом-музей И. И. Левитана. Дом-музей открылся в 1972 году и находится в Плёсе по адресу: ул. Луначарского, д. 4/1 на набережной Волги. В 2010 году Мемориальный дом-музей отреставрирован, стараниями благотворителей произведения одеты в новые рамы, проведена реэкспозиция первого "биографического" зала - была добавлена возможность знакомиться с иллюстрированным цифровым каталогом работ И. И. Левитана.
Перед домом-музеем располагается памятник И. И. Левитану, открытый в 1974 году. Его автор - Н. В. Дыдыкин, уроженец посёлка Палех Ивановской области. Я знал Н. В. Дыдыкина по его замечательной работе - памятнику А. С. Пушкину в Санкт-Петербурге, который установлен во внутреннем дворике последней квартиры поэта в доме 12 на набережной реки Мойки. Приятно было узнать, что талантливый скульптор Н. В. Дыдыкин является автором памятника И. И. Левитану в Плёсе.
Мемориальный дом-музей в честь И. И. Левитана - бывший дом купца Андрея Ивановича Солодовникова, 1835 года постройки. Летом 1888 г. московские художники - Исаак Ильич Левитан, Алексей Степанович Степанов и Софья Петровна Кувшинникова (ученица и возлюбленная И. Левитана) сняли комнаты в мезонине дома (полуэтаж, который возвышается над крышей). Трое друзей прожили в мезонине два плёсских лета (1888 и 1889 гг.) и сейчас в этом здании располагаются две мемориальные комнаты художников с их личными вещами. В третье плёсское лето 1890 г. И. Левитан остановился в доме Философовых, который до наших дней не сохранился.
На Мемориальном доме-музее висит табличка, где имеется надпись: "В этом доме в 1888 году жил и работал художник И. И. Левитан, гениальный мастер русского пейзажа".
У дома-музея имеется своя внутренняя облагороженная территория с цветами и скамейками. Внутри красиво, ниже представлено несколько фотографий.
Вход в здание дома-музея - со стороны двора (с внутренней территории). Вход по звонку слева от двери. Если хотите посетить дом-музей с экскурсией, то лучше позвонить заранее и уточнить свободное время начала экскурсии, так как в одну группу набирается не более 15 человек.
У входа в дом-музей висит табличка в честь основателя и первого директора Мемориального дома-музея, почётного гражданина г. Плёса - Вавиловой Аллы Павловны, проработавшей здесь с 1972 по 2006 годы. До 1972 года это здание, некогда принадлежавшее купцу А. И. Солодовникову, национализированное после революции, было и спичечной фабрикой, и мастерской по ремонту лодок, в котором в итоге разместили коммунальные квартиры. Стараниями не только Аллы Павловны, но и всей неравнодушной общественности при помощи консультантов из Москвы из Третьяковской галереи и был создан этот великолепный дом-музей.
Внутри есть гардероб и касса. Билеты можно приобрести как с экскурсией, так и без нее. Стоимость посещения дома-музея с экскурсией составляет на одного взрослого 500 рублей. Я купил билет с экскурсией и не пожалел, вам я советую тоже брать экскурсию, так как экскурсовод здесь замечательный, она местная жительница, выросла, училась в Плёсе и знает о городе, И. Левитане и его работах много интересного. У кассы можно по желанию приобрести разные сувениры, я купил небольшой блокнот.
Экспозиция состоит из трех разделов. В первом зале на стендах представлена краткая летопись жизни И. И. Левитана и рассказ о жизни художника в Плёсе, где он провел три лета и написал около 200 работ (включая этюды, наброски и рисунки). Среди них такие знаменитые картины: "Вечер. Золотой Плёс", "Тихая обитель", "После дождя. Плёс". В этом зале есть интерактивный монитор, где представлена различная информация о жизни и творчестве художника. Гостям дома-музея экскурсовод рассказывает общую информацию о художнике и то, как художник приехал в Плёс, как его здесь встретили местные жители и не только. На самих стендах - небольшие предложения с указанием дат и старых фотографий, по которым можно понять в целом о жизненном пути художника. Эта общая информация необходима, чтобы во втором зале можно уже было поговорить о художнике и его работах более подробно.
В экспозиции второго зала дома-музея представлена коллекция картин и этюдов не только И. Левитана, но и его друзей, гостивших в этом доме вместе с ним - С. Кувшинниковой и А. Степанова, которые были подарены музею, а также приобретены в частных коллекциях. Я обрадовался, увидев, что в доме-музее имеются также оригинальные работы еще таких художников как Быкадорова Н. Я. (Портреты Д. П. Кувшинникова (мужа С. П. Кувшинниковой) и самой С. П. Кувшинниковой 1886 года); Поленова В. Д. ("Пейзаж с болотцем" 1926 года) и Дубовского Н. Н. ("Ветер с севера" 1910 года). Многие картины были подарены Мемориальному дому-музею, о чем свидетельствуют соответствующие надписи у названия картин (я также все эти надписи указал под каждой работой и все дарители также перечислены).
В интерьерном уголке второго зала музея размещена выставка личных вещей Левитана: отреставрированные письменный стол и книжный шкаф, стоявшие когда-то в московской мастерской художника в доме купца С. Т. Морозова в Трехсвятительском переулке, его мольберт, а также вещи, переданные музею потомками плёсского приятеля Левитана - купца И. Ф. Фомичева (фотографии, шахматы, журналы, каталоги выставок).
У окна во втором зале располагается скульптурный портрет Исаака Ильича Левитана 1954 года, изготовленный из гипса, тонированного под бронзу. Автор бюста Григорий Петрович Гутман (1916 - 1975). Бюст Левитана - дар Плёсу от Государственной Третьяковской галереи к 100-летию художника в 1960 году. В целой серии портретов Левитана скульптор Г. П. Гутман стремился к созданию образа человека сложной и драматичной судьбы, наделенного незаурядным талантом. Здесь Исаак Ильич выглядит старше своих лет. Из-за тяжёлого заболевания сердца И. И. Левитан умер незадолго до своего 40-летия (30.08.1860 - 04.08.1900).
Сначала экскурсовод просит гостей занять свободные места на стульях во втором зале, рассказывая о картинах И. И. Левитана, представленных здесь, а затем посетители идут по залу, слушая о картинах, висящих в глубине зала. В конце зала, подойдя к интерьерному уголку, экскурсовод рассказывает о личных вещах И. И. Левитана. Я разбил все работы, представленные на момент моего посещения в доме-музее, по их авторам: сначала работы И. Левитана, затем Н. Быкадорова (портреты Д. и С. Кувшинниковых), С. Кувшинниковой, А. Степанова и по работе В. Поленова и Н. Дубовского.
Работы Левитана И. И. (1860 - 1900).
Я буду называть в тексте и в подписях под фотографиями всех работ - этюдов и набросков художников - картинами, чтобы не увеличивать текст обзора. Но если где-то по тексту будет важно на это указать (что представлен набросок, а не сама картина), то укажу. Например, в доме-музее представлен живописный набросок Левитана "Осень. Мельница. Плёс" 1888 г., а сама картина находится в Третьяковской галерее, значит мной будет на это будет обращено внимание. И так далее.
Картина "Розы", 1894.
Картина "Розы", а также такие картины как "Полустанок", "Овраг с забором", "Речная заводь. (Прудик)" и "Тихая речка", в 2014 году были похищены из дома-музея. Общая стоимость данных картин составила 77 млн рублей. Через два года похитителей нашли, а картины вернулись в Мемориальный дом-музей. Экскурсовод сказала, что эта картина "Розы" 1894 года по всей видимости предназначалась в подарок даме, так как в углу картины имеется надпись "сувенир" на французском языке. Букет роз композиционно занимает на холсте центральное положение, а затенённый фон прекрасно подчёркивает цвета роз - двух желтых и одной малиновой.
Картина "Полустанок".
Экскурсовод отметила, что картина "Полустанок" была новаторской, так как И. И. Левитан стал первым русским художником, ставшим писать железную дорогу, изображая её в центре природы. Эта картина относится к его раннему творчеству, на которой имеется участок железной дороги с шаткой деревянной платформой, где по центру картины мы видим приближающийся паровоз. Без единой души абсолютно пустая станция ожидает прибытия этого паровоза.
Картина "Крымский пейзаж", 1887.
Картина "Крымский пейзаж" написана художником во время его пребывания в Крыму, когда летом 1886 года впервые приехал на полуостров в путешествие. В "Крымском пейзаже" изображен берег Чёрного моря с кипарисами и склон Аю-Дага (Медведь-горы) на Южном берегу Крыма, расположенной на границе Большой Алушты и Большой Ялты. Медведь-горой эта гора названа из-за того, что она похожа на огромного медведя, склонённого к морю. Можно увидеть на берегу две очень маленькие фигурки людей, которые в его работах встречаются очень редко. Экскурсовод рассказала, что мужскую и женскую фигуры на картине дорисовала его возлюбленная Софья Петровна Кувшинникова, изобразив фигуры как самого художника, так и свою, но это лишь предположение.
Картина "Осень. Мельница. Плёс", 1888.
В Мемориальном доме-музее можно увидеть живописный набросок (на фото выше) к картине с таким же названием "Осень. Мельница. Плёс". Сама картина находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Этот набросок, оригинал, подаренный Министерством культуры РФ в 2003 году, был написан во время первого приезда художника в Плёс в 1888 году. Тут изображена река Шо́хонка в месте впадения в Волгу. Как сказала экскурсовод, художник очень долго подбирал сюжет и постоянно менял положение как мельницы, так и её колорит. Приглушенная красочная гамма этого осеннего этюда с водяной мельницей отлично показывает тихую сосредоточенность природы Плёса.
Картина "Корова", конец 1890-х.
Экскурсовод отметила интересную деталь по поводу эскиза И. Левитана "Корова". Художник Валентин Серов, видимо пытаясь посмеяться и указать на недостатки этой работы, в верхней ее части написал следующее: "Сколь продолжительная корова. В. Серов". Валентин Серов в 1893 году напишет знаменитый "Портрет художника И. И. Левитана".
Картина "Лес", 1880-е.
Любимым цветом И. И. Левитана был зелёный цвет. Экскурсовод сказал, что Исаак Ильич работал одним пигментом зелёного цвета - изумрудная зелёная, но в одном произведении использовал до пяти и более оттенков и полутонов, комбинируя их путем "наслоения" один на другой. В картине "Лес" можно это увидеть непосредственно.
Картина "Овраг с забором", конец 1880-х.
Этюд И. Левитана "Овраг с забором" в большей степени известен тем, что эта работа была украдена в 2014 году, но к счастью возвращена спустя два года. Этюд был написан художником в конце 1880-х годов.
Картина "Закат на Волге", 1888-90-й.
Этюд И. Левитана "Закат на Волге" это работа, которая написана художником в Плёсе в период 1888 - 1890 гг. Исаак Ильич запечатлел в этюде краткое и переменчивое состояние природы: от вечернего света - к глубокой темноте ночи. Это то, что сейчас и называется типично левитановским - пейзажем настроения, состояния души природы.
Картины "Озеро в лесу", конец 1890-х, и "Озеро", 1893.
Изначально московский коллекционер Феликс Евгеньевич Вишневский к открытию Мемориального дома-музея преподнес в дар картину И. Левитана "Волга" - один из вариантов темы "После дождя. Плёс". Его сын Евгений Феликсович после смерти отца, в 1982 году подписал дарственную на целую коллекцию произведений, переданных Мемориальному дому-музею еще в 1975 году на временное хранение и среди которых были в том числе этюды И. Левитана "Озеро в лесу" конца 1890-х годов и "Озеро" 1893 года. Эти этюды были написаны художником к картине "Озеро" 1899 - 1900 гг. (сейчас хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге), ставшей синтезом творческих исканий И. Левитана в его последние годы жизни и которую он предполагал назвать "Русь", дав в ней обобщенный образ русского пейзажа.
Картина "Речная заводь. (Прудик)", 1880-е.
Небольшой по размерам и предельно простой по мотиву этюд "Речная заводь (Прудик)" необычайно богат по гамме зелёного цвета, тончайшим градациям тона. Одна из украденных работ в 2014 году и возвращённых в 2016 году.
Картина "Тихая речка", 1899.
В этой работе И. Левитана видим часто встречающиеся приемы: отражение неба в воде (цель - увеличить глубину пространства своих небольших по размеру полотен); безлюдность; много любимого им зелёного цвета.
Картина "Степь", конец 1890-х.
Небольшая работа И. Левитана, совсем непохожая на остальные его работы. Выполнена им в конце 1890-х годов.
Картина "Спящая собака".
Этюд "Спящая собака" был приобретен Плёсским государственным историко-архитектурным художественным музеем-заповедником, в состав которого входит Мемориальный дом-музей И. И. Левитана, в 2021 году.
Картина "Волга", 1889.
Это дар московского коллекционера Феликса Евгеньевича Вишневского к открытию Мемориального дома-музея И. И. Левитана. Картина "Волга" - это по сути несколько изменённый вариант знаменитой картины "После дождя. Плёс", написанной им тоже в 1889 году и хранящейся в Государственной Третьяковской галерее. Отличие здесь не только в большей облачности на картине "Волга", но и в более полной прорисовке правой стороны картины - на картине "После дождя. Плёс" виден больше берег реки с правой стороны.
Картина "Цветущие яблони", 1896.
В книге Софьи Пророковой "Исаак Ильич Левитан" - биографическом исследовании жизни и творчества художника, биограф рассказывает о картине "Цветущие яблони" с надписью художника и том, как она появилась: "В декабре 1896 года дочке Трояновских исполнилось десять лет. Отец зашел к Левитану в мастерскую, просил его непременно быть на торжестве. Художник захотел подарить девочке какой-нибудь этюд. Долго пересматривал холсты. — Это все слишком мрачное для подарка такой юной особе, — сокрушался художник. Но один холст показался ему достаточно радостным. Это был пейзаж с цветущими яблонями. Автор сделал на нем такую надпись: "Милой деточке Анюрке. Старый хрыч Левитан. 1896". Подарку были в доме очень рады, особенно сама именинница. Она уже начинала рисовать, и художник похваливал ее детские рисунки. Потом она стала художницей, училась у Серова в Училище живописи". Известно о шести картинах и этюдах И. Левитана с таким названием, но оригинальная картина "Цветущие яблони" с надписью Исаака Ильича хранится именно тут, в Мемориальном доме-музее. Интересно отметить, что, называя себя старым хрычом в своем обращении в 1896 году к дочери врача и коллекционера Ивана Трояновского, И. Левитану было всего 36 лет. Экскурсовод отметила, что тут художник работал не только кистью, но также пером и тушью, подчеркивая тонкие ветви молодых деревьев, что привнесло в картину ощутимую глазом весеннюю легкость и прозрачность.
Картина "Ствол дуба ранним летом", конец 1880-х.
Эта картина написана художником на картоне маслом в конце 1880-х годов в окрестностях Плёса. Экскурсовод сказала, что колорит картины кажется почти монохромным, поскольку краски со временем потемнели, но на самом деле этюд содержит богатую гамму зелени от малахитовой до солнечно-охристой. В нижнем левом углу этюда есть надпись И. Левитана: "На память Софье Петровне. И. Левитан". Видимо, этот этюд - подарок Софье Петровне Кувшинниковой.
Работы Быкадорова Н. Я. (1857 - 1891): "Портрет С. П. Кувшинниковой", 1886 и "Портрет Д. П. Кувшинникова", 1886.
История о том, как портреты С. П. Кувшинниковой и ее мужа оказались в доме-музее в Плёсе крайне интересна. В конце 2017 года на аукционе в Нью-Йорке был приобретен "Портрет С. П. Кувшинниковой" с указанием о том, что автор этой работы неизвестен. М. Ю. Кугач преподнес Мемориальному дому-музею в дар эту картину в 2019 году. На тот момент автор картины оставался неизвестен. Картина отправилась во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря (Москва), где в течение нескольких месяцев Киселева Анна, заведующая отделом экспертизы центра, занималась исследованием полотна. В результате в 2019 году было установлено авторство данной работы - это Николай Яковлевич Быкадоров, а картина была написана им в 1886 году в подмосковной деревне Давыдково. В конце декабря 2023 года на аукционе в Париже был куплен "Портрет Д. П. Кувшинникова" работы Быкадорова Николая Яковлевича. Благодаря дару М. В. Геллера, члена Попечительского совета Плёсского музей-заповедника, портрет супруга С. П. Кувшинниковой оказался рядом с ее портретом в доме-музее И. И. Левитана.
Работы Кувшинниковой С. П. (1847 - 1907).
Софья Петровна Кувшинникова была в Плёсе вместе с Исааком Ильичем в 1888 - 1890 годах, а затем приезжала в Плёс после расставания с Левитаном ещё дважды (1895, 1897), поэтому ниже есть картины как первого периода, так и последующих ее визитов в город. Уже во время первого лета работы в Плёсе С. П. Кувшинникова написала этюд, который затем купил для своей галереи П. . Третьяков – "В Петропавловской церкви города Плёса, на Волге", 1888 г. Большой успех и общественное признание талантливой художницы, или "талантливой дилетантки", как она скромно говорила о себе. Я не хочу этот обзор делать огромным и нечитаемым, поэтому работы друзей И. И. Левитана - С. П. Кувшинниковой и А. С. Степанова будут расположены ниже с подписями основной информации.
Работы Степанова А. С. (1858 - 1923).
Алексей Степанович Степанов - один из трех художников, который весной 1888 года, отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге, где увидели Плёс и сошли на его берег, оценив красоту этого места. Так что не удивительно, что работы этого талантливого художника также висят в стенах дома-музея И. И. Левитана.
В Мемориальном доме-музее также расположены картины Поленова В. Д. (1844-1927) и Дубовского Н. Н. (1859-1918). Я так понимаю, эти работы здесь находятся из-за того, что Поленов был учителем Левитана в Училище; работы Дубовского сравнивали с работами Левитана, только Дубовской являлся представителем петербургской школы пейзажа, а Левитан - московской.
Картина "Пейзаж с болотцем", 1926, Поленов В. Д. (1844-1927).
Поленов В. Д. был преподавателем у И. Левитана в Училище живописи, ваяния и зодчества вместо уволенного ранее А. К. Саврасова. Между учителем и учеником возникла большая дружба, которая продолжалась до смерти И. И. Левитана.
Картина "Ветер с севера", 1910, Дубовской Н.Н. (1859-1918).
При жизни Н. Н. Дубовской был более известен и знаменит, чем И. И. Левитан, который и сам с большим уважением и восхищением относился к творчеству Николая Никаноровича Дубовского. В годы советской власти большая часть картин и этюдов Дубовского оказалась разбросана по более чем семидесяти провинциальным музеям СССР, чем увело наследие Н. Н. Дубовского из-под сферы внимания искусствоведов и ценителей живописи.
На второй этаж ведет узкая лестница - именно по ней когда-то поднимался И. Левитан. После основной экспозиции, расположенной на первом этаже дома, посетители музея самостоятельно по желанию поднимаются по лестнице к мемориальным комнатам, которые уже являются третьим залом дома-музея.
Обстановку мемориальных комнат в мезонине помогла воссоздать внучка прежнего хозяина дома купца А. И. Солодовникова.
Комната И. Левитана и А. Степанова в Мемориальном доме-музее И. И. Левитана в Плёсе.
В комнатах мезонина, где летом 1888 года поселились художники, по словам С. П. Кувшинниковой "с помощью сена, ковров, двух столов и нескольких скамеек" они "устроили бивуак". При этом постелью им служили набитые сеном мешки. Походная обстановка первого лета их жизни в Плёсе сменилась ко времени второго приезда художников в 1889 году: владелец дома Андрей Иванович Солодовников, обставил комнаты мебелью. В те дни весь купеческий дом пропах красками. Здесь друзья раскладывали свежие этюды, обсуждали их, спорили, строили планы на будущий день.
Ниже на фото представлен этюдник А. С. Степанова с палитрой и красками - дар дочери Алексея Степановича Е. А. Степановой-Нечаевой.
На холсте, ниже на фото, знаменитый "Вечер на Волге", написанный Исааком Ильичем в 1887-1888 годах. Эта работа была приобретена П. М. Третьяковым у автора в 1888 году и хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее. Этот кусочек Волги художник написал после посещения маленького городка Васильсурска, расположенного у самого берега Волги в Нижегородской губернии. Впечатления от могучей реки оказались такими сильными, что уже в 1888 году И. Левитан снова поехал на Волгу, остановившись Плёсе, куда он возвращался несколько лет подряд.
На стене висит охотничья сумка Исаака Ильича - дар племянников пейзажиста Бирчанских.
Чернильный набор на столе - также дар племянников пейзажиста Бирчанских, в 1984 году был передан из рук в руки директору и основателю дома-музея Алле Павловне женой племянника И. И. Левитана - Аделью Львовной Лурье-Бирчанской.
Комната С. П. Кувшинниковой в Мемориальном доме-музее И. И. Левитана в Плёсе.
Жители соседних домов слышали, как художница играла здесь по вечерам на фортепиано. По просьбе Левитана она исполняла Бетховена, Чайковского, Грига, Шопена. Иногда Исаак Ильич сам брал в руки гитару и напевал какой-нибудь романс: у него был красивый бархатный баритон.
В комнате С. Кувшинниковой – чайная пара на фото ниже, когда-то подаренная Софьей Петровной жене художника В. П. Вопилова, появилась в доме-музее благодаря преподнесенному дару от художника Г. А. Вопилова.
В комнате С. Кувшинниковой находится этюд художника В. П. Вопилова "Окрестности Владикавказа", который был приятелем И. Левитана. Этот этюд - дар семьи Вопиловых.
После посещения Мемориального дома-музей И. И. Левитана в Плёсе у меня остались только положительные эмоции и впечатления. Пространство музея хорошо организовано, три зала в нем устроены так, что позволяют в полной мере окунуться в атмосферу тех дней, когда художники сюда приехали. Оригинальные работы, которые здесь представлены, вызывают восхищение, а ощущение, которое возникает после длительного и подробного созерцания полотен мастеров, сложно передать словами. Работа экскурсовода очень порадовала, в конце экскурсии она получила долгие и продолжительные аплодисменты. Комнаты на втором этаже музея с подлинными вещами художников я рассматривал не меньше, чем их картины - настолько прекрасно воспроизведена обстановка комнат. Я настоятельно советую посетить этот дом-музей И. И. Левитана в Плёсе, чтобы увидеть оригиналы знаменитых полотен от признанных мастеров и конечно больше узнать о художниках и их картинах.