Он оставил нам самый ужасный шрифт в истории и понимание того, как не надо делать интерфейсы.
В 2025 году Бобу исполнится 30 лет. Но никто этот юбилей праздновать не будет, в особенности — сотрудники компании Microsoft. Ведь именно они создали Боба — графический интерфейс, который должен был помочь пользователям быстро освоить ПК, но с треском провалил свою задачу. В общем, рассказываем историю самого эпичного провала Microsoft.
Они тупые, они не поймут
До середины 1980-х компьютеры оставались уделом гиков: интерфейсы первых операционных систем представляли собой просто командную строку на черном экране — никаких ярлыков и обоев на рабочем столе, как и самого стола, не было. Чтобы попасть в какую-нибудь папку, нужно было прописать адрес ручками. И это считалось простейшей операцией. Для чего-то более сложного требовалось изучить внушительный список команд. Например, объем в 100-150 страниц для инструкций к операционной системе DOS, царившей в 80-х на большинстве ПК, был нормой.
В 1984 году в Apple это решили исправить и выпустили первую коммерческую ОС с графическим интерфейсом (до нее что-то подобное в 1981 году сделала компания Xerox, но ее продукт не вышел в массовое производство). В 1985 году свою версию графической ОС выкатила и Microsoft — это была Windows 1. В ней уже реализовали привычные нам окна.
Такое упрощение помогло сблизить ПК и массового пользователя, не желавшего штудировать многостраничные инструкции, но не радикально. Поэтому компании продолжили движение в сторону упрощения.
В 1991 году Microsoft выпустила программу Publisher, которая позволяла делать электронные макеты печатных изданий. Чтобы печатники старой закалки не получали паническую атаку, глядя на экран с какими-то кнопками и страницами, разработчики добавили систему wizard («волшебник»). Это шаблоны и инструкции, которые появлялись прямо на экране и буквально с помощью картинок показывали, что делать.
Система считалась удачной, поэтому менеджер Карен Фриз и разработчик Барри Линетт решили полностью натянуть ее на операционную систему. Оставалось лишь продать идею руководству.
Как с помощью маркетинга и ученых продать идею руководству
Фриз и Линнет при помощи еще одного разработчика выкатили пробную версию с анимированными помощниками и протестировали ее на сотрудниках и знакомых. Все были в восторге — анимированные помощники мгновенно показывали людям, как сориентироваться в этих ваших компьютерах.
Чтобы подкрепить результаты тестов, привлекли ученых из Стэнфорда, которые специализировались на взаимодействии человека и компьютеров: Клиффорда Насса и Брайана Ривза. Они написали довольно объемный документ, в котором обосновали, почему интерфейс должен быть максимально интуитивным, интерактивным и состоящим из объектов, привычных человеку. Если коротко, то причина в том, что в человеческом мозге зона, ответственная за работу с клавиатурой и мышью, также отвечает за эмоции при взаимодействии с людьми.
Все результаты завернули в яркую презентацию и показали Биллу Гейтсу. Он одобрил разработку нового продукта. Маркетингом этого проекта занялась Мелинда Френч — его будущая жена, а тогда — девушка.
Впрочем, сам Гейтс тоже возлагал на проект большие надежды и участвовал в рекламной кампании. Он давал интервью, где рассказывал, что создание такой графической среды — это революция в мире ПК. Десятки журналов писали, что на фокус-группах почти все пользователи предпочитали новый графический интерфейс стандартному интерфейсу уже вышедшей Windows 3.1.
В общем, появление нового продукта ждали все.
Реальность растаптывает ожидания
К моменту выхода проект сменил несколько названий. Сначала он носил имя Microsoft Data Wizard, затем его заменили на Utopia, а потом остановились на Microsoft BOB. Почему — непонятно. Тем не менее 31 марта 1995 года под таким именем в магазинах начали продавать графическую надстройку для Windows 3.1 (да-да, Microsoft BOB — не полноценная ОС, а именно надстройка). И это мало кого обрадовало.
- Во-первых, цена была заоблачной. Одна копия стоила 99 долларов. И это при том, что за столько же можно было купить лицензионную Windows 3.1. Если переводить в сегодняшние цифры, то 99 долларов с учетом инфляции превращаются примерно в 210.
- Во-вторых, траты не заканчивались на покупке Боба: нужно было оплачивать и электронную почту. Поддерживались только адреса bob.com, за которые просили 10 долларов ежемесячно.
- В-третьих, Боб требовал очень мощного по тем временам железа. Одной оперативной памяти нужно было 8 Мб. Это при том, что 4 Мб оперативки были роскошью.
Но это полбеды. Вторые полбеды в том, что Боб вообще не оправдал ожиданий и скорее усложнял работу с компьютером, чем облегчал.
Интерфейс имитировал дом с несколькими комнатами, оформление и содержание которых можно менять (всего представлено 4 стиля). Каждый предмет комнаты соответствует определенной программе, но какой именно — сходу разобраться невозможно. Поэтому виртуальный помощник после запуска предлагает устроить экскурсию. Когда пользователь соглашается (а куда деваться?), друг за другом появляются диалоговые окна с репликами помощника.
Ирония в том, что даже на коробке с диском Microsoft писала «никаких инструкций», а диалоговые окна — и есть та самая инструкция. Причем довольно объемная — пока прочитаешь, устанешь. Еще большая ирония в том, что вскоре после выпуска Боба издали двухсостраничную книгу, которая объясняла, как он помогает эффективно использовать компьютер. Но вернемся к экскурсии.
Когда она закончится, на всех объектах появятся ярлыки с надписями. Допустим, часы — это будильник, письма — e-mail и т.д. (непонятно, почему нельзя было сделать это сразу).
Встроенных программ было довольно много. Здесь и ежедневник, и справочник компаний, и таблицы, и календарь, и текстовый редактор, и та самая платная почта, и даже обучающая игра для детей GoSafari (обычная викторина по географии: нужно указать, где находится место, изображенное на фотографии).
Немало было и встроенных помощников: целых 12. Светлячок, пес, крыса, динозавр, невидимка и другие. Причем у каждого был свой характер и уникальные реплики. Крыса грубая, пес дружелюбный, кот — подхалим и т.д.
Звучит неплохо, но людей раздражал стиль. Слишком мультяшный, слишком детский, слишком яркий. Однако основная проблема в том, что виртуальные помощники не всегда давали внятные ответы и очень часто предлагали написать в поддержку Microsoft. Также нельзя было закрыть всплывающие окна с ошибками, кликнув на них. Для этого сначала нужно было нажать на помощника и только после его разрешения — на окно с ошибкой.
Таких неудобств было много:
- положение кнопок «ок» и «отмена» изменили
- сочетание клавиш Ctrl+L на рабочем столе вызывает регулятор громкость, а в адресной книге — списки рассылок
- нельзя выполнить совет помощника, пока не закроешь его диалоговое окно
- еще десятки странных решений
В общем, после волны критики в прессе и от обычных пользователей Боб ушел в небытие. Однако до сих пор с нами его частичка: шрифт Comic Sans, который разработал дизайнер Винсент Коннар — он решил, что классический Times New Roman не соответствует детскому настроению интерфейса. И в общем-то был прав. Сегодня в среде дизайнеров и верстальщиков Comic Sans считается дурным вкусом, однако шрифт все равно легендарный.
Тем не менее, несмотря на провал, Боб стал важной вехой в развитии интерфейсов. Во-первых, стало понятно, как точно делать не надо. Во-вторых, часть виртуальных помощников сохранилась (например, пес Ровер был еще в Windows XP). В-третьих, подсказки в диалоговых облаках стали стандартом.
___________________________________________________________________
Надеемся, статья вам понравилась. Делитесь своими впечатлениями и замечаниями в комментариях. Напоминаем, что Fplus также есть в Telegram и Вконтакте. Там мы рассказываем о новых товарах и акциях.
А это мощный, стильный и удобный российский ноутбук серии Fplus* Flaptop I — для учебы и работы. От 50 900 рублей в собственном интернет-магазине производителя. Скидка 13 000₽ по промокоду NEWYEAR при покупке ноутбуков и принтеров на сайте Fplus**.
- Яркий IPS-экран с диагональю 15,6 раскрывается на 180 градусов
- Процессоры Intel 12 поколения
- Оперативная память до 16 Гб и SSD-накопитель до 1 Тб.
- Стильный корпус и до 7 часов автономной работы
*Fplus — российский производитель электроники и техники, также предлагающий линейку бытовой техники и аксессуаров Accesstyle
**С полными условиями проведения акции можете ознакомиться на сайте