Фильм "Реальная любовь", 2003 г. Режисер Ричард Кертис.
Любовь повсюду!
Девиз фильма: «Любовь повсюду!» Авторы фильма вроде бы не озабочены вопросом о том, что такое любовь, а тем более тем, насколько она настоящая, истинная... Их интересует реальная, та, что живет и реально наблюдается в мире. Любовь такая, какая она есть!
Этот фильм-калейдоскоп событий, судеб, историй... Здесь реальность противоречит фантазии, романтика соперничает с обыденностью, риск конкурирует с покорностью, и за всем этим проглядывает любовь. Вот только согласны ли мы, что это все любовь?!
В фильме «Реальная любовь» девять историй, девять представлений о реальной любви. Рассмотрим каждую из них.
Билли Мэк и Джо. Незаметная любовь
Старый рокер Билли Мэк пришел к своему менеджеру Джо с пониманием и признанием того, что он является для него самым близким и любимым человеком. Он не гей, но его любовь больше чем дружба.
Билли ведет себя в фильме как ребенок. Он капризничает, грубит, делает глупости, всячески обесценивает Джо. Такой бунтующий симпатяга! Он ребенок, который боится настоящей близости и, поэтому противопоставляет ей эпатажность и напускную циничность. Он бунтующий ребенок, который хочет отделиться от родителя (как плохого внутреннего объекта) и в то же время обрести его (как хорошего внутреннего объекта). В его жизни много обожания, восхищения, секса и яркости, но близость осталась за кулисами его жизни. Его трудно удерживать и трудно выдерживать. И рядом с ним только Джо, который способен его выдерживать, относиться с пониманием и ценить. При этом он с Билли не конкурирует, не навязывается, не лезет в душу. Он стал для него добрым и терпеливым родителем, которого, скорее всего, у него никогда не было. Джо всегда в тени, но именно благодаря ему Билли может вести себя как капризный ребенок, так как он умеет облекать его капризы и эпатаж в творчество и успех.
Джо также нуждается в Билли, через него он проживает свою затаенную вытесненную спонтанность, агрессивность и эмоциональность. Они оба одиноки, но благодаря друг другу могут проживать невозможность быть в близких отношениях. Они как бы слились в одно целое.
Билли приходит к Джо в полной уверенности, что он один будет встречать Рождество. Не просит разрешения и даже не представляет, что его могут не принять. Это практически симбиотические отношения.
Часто в таких отношениях «капризный ребенок» начинает чувствовать себя звездой и пренебрежительно относится к своему партнеру, который берет на себя роль родителя. У Билла есть таблетка от звездности, он ироничен. Его эпатаж лишен настоящей злобы, а агрессивность к Джо лишена жестокости. И именно его ироничное отношение к себе и к своей жизни позволяет ему рассмотреть за разноцветной мишурой своей жизни главную фигуру своей привязанности и осознать значимость и ценность отношений с Джо. У них не случилось близости с женщиной, детьми, семьей, но благодаря друг другу они смогли выжить в их мире одиночества и брошенности. Это так отважно признаться в любви человеку, который всегда был в тени твоей жизни, потому что это признать свою уязвимость и свою зависимость.
Сара и Карл. Когда близость — боль
Сара с первого взгляда влюбилась в Карла. Счастье было так возможно, но у Сары есть больной брат, которому нужна поддержка и забота. Она отказывается от отношений с Карлом и остается рядом с больным братом. Такая милая и грустная история о милосердии и долге. Сара выбирает любовь к брату, так как он очень в ней нуждается. Это тоже реальная любовь. Но давайте посмотрим на нее реально без идеализации и романтизации.
Сара влюбляется в Карла с первого взгляда. Любовь с первого взгляда прекрасна, так как объект любви можно идеализировать и романтизировать. Влюбленность дает простор для фантазирования о человеке, в которого мы влюбляемся. Отношения, реальные отношения, всегда разрушают наши идеализации, разрушают наши фантазии, заставляют нас увидеть человека со всеми его индивидуальными особенностями (не всегда приятными и подходящими для нас). Сара бессознательно этого не хочет, и больной брат ее спасает своим звонком. Сара боится близости, реальной близости.
Проблема не в том, что ее брат звонит и требует внимания, а в том, что она не может не ответить. Почему? Ее брат не просто болен, он болен психически, и поэтому с ним невозможно построить полноценные отношения. Но может, это и нужно Саре. Забота о брате — уважительная причина отказаться от риска вступить в близкие отношения. Реальные близкие отношения бессознательно пугают Сару, так как они приносят не только радость и удовольствия, но и боль разочарования. Они способны разбудить не только нежность, но и злость, ненависть, печаль... Для Сары лучше оставить все как есть. Карл остается прекрасным принцем, а она преданной сестрой. Это ее выбор. Рождество она проводит с родным братом. Он может ударить ее, напомнив ей, что близость – это боль, но это легко объяснить его болезнью…
Карл не случайно влюбляется в Сару. Он бессознательно ищет недоступных женщин, так как тоже страшится близости. Карл все понимает, он не злится, не протестует, не возмущается, что выбирают не его. Он остается прекрасной фантазией, поэтому он в фильме красив, идеален и непорочен.
Колин и девушки. Мечты сбываются!?
История Колина – самая фантастическая история фильма. Это сказка, хотя рождественской ее трудно назвать, так как исполняемые в ней желания носят чисто сексуальное содержание. Почему авторы фильма наряду с жизненными историями, где есть драматизм, напряжение, жизненные выборы и сильные переживания, рассказывают историю Колина?
Колин в самом начале фильма терпит неудачи с девушками. При этом он совершенно не старается понять причины, а объясняет все очень просто: англичанки просто фригидные. Дело вообще не в нем, дело во внешней среде, то есть в особенностях самих девушек. И делает умопомрачительный вывод: надо менять окружение! Он принимает решение о том, что необходимо поехать в США, так как там все измениться. Американские девушки (они ведь отличаются от англичанок) будут испытывать к нему страстные сексуальные желания, а его британский акцент значительно усилит эти желания. И это все случается, сбывается, происходит! Что это такое? Сценарист и режиссер издеваются над нами?
Практически все мыльные романтические мелодрамы имеют почти одинаковый сценарий, который, как правило, о девушке. Она страдает от отсутствия прекрасной романтической любви. В начале фильма ее обязательно кто-то предает, бросает, оставляет, унижает. Сама она не меняется (она и так прекрасна), но меняется обстановка. Откуда ни возьмись, появляется принц, который любит сразу и на всю жизнь, организует счастливое будущее навсегда. Конечно, это фантазия девушки-подроста (независимо от того, сколько реально девушке), которая так приятно греет душу. А в фильме «Реальная любовь» рассказали о фантазии мужчины-подростка. Сценарий такой же, но с вывернутым содержанием. У мужчины-подростка есть желание не великой и романтической любви, а секса в большом количестве; не поиска единственной и неповторимой, а множества девушек, страстно желающих только его. Но сердцевина сценария в идеальности: не просто девушки, а безумно красивые, не просто мужчина, а принц, рыцарь без страха и упрека. Просто нужно что-то поменять вовне, причем не очень напряжно. Возможно ли это? Конечно, но только как фантазия.
На фоне переживаний, страданий и внутренних выборов других герое, история Колина вызывает у нас улыбку. Мы очень рады за него, но нас терзают смутные сомнения о том, реально ли он ездил в США…
Джульет, Питер и Марк. Третий лишний или нужный?
Прекрасная свадьба Джульет и Питера – одна из первых сцен фильма. Фейерверк романтики! Соединения традиций и креатива. Невеста в восторге! Но все, что особенно удивляет и восхищает ее, придумано и сделано Марком. И мы понимаем, что это история про троих, и именно третий создает тут атмосферу романтики и любви.
Почему Марк влюбляется именно в Джульет? Здесь может быть много гипотез: не пройденный эдипов комплекс, слияние с другом, материнский комплекс… Но важно, что эта любовь не дает ему покоя, тревожит и будоражит. Он хочет получить то, что невозможно, но очень хочется. Он хочет то, что недоступно, и поэтому пленит.
Интересно, что их трое, но отношения у них на двоих. Как будто каждый из них может выдерживать только диадные отношения. Отношения втроем требуют выбора и самоопределения. У всех есть внутренняя (возможно, бессознательная) потребность оставить все как есть. Появляется тайна, которую кто-то не хочет видеть, а кто-то открывать. Не зря ведь в конце фильма мы их снова видим втроем.
Марк как будто хочет избавиться от наваждения и думает, что признание положит этому конец. В результате он укрепляет тайну с Джульет, создает параллельные отношения с ней и с Питером. Ему нужны отношения и с Питером, и с Джульет, и в этом смысле он как бы дополняет Питера, становится его частью.
Джульет догоняет и целует Марка и дает ему надежду, то есть не отпускает его, не выбирает только Питера. Ей нужны оба, как будто каждый дает ей что-то важное, чего она не может получить от одного.
Есть большие сомнения, что влюбленность Марка будет такая же яркая, если Джульет уйдет от Питера и станет доступной… Возможно, его привлекает недоступность объекта любви…
А как думаете Вы?
Джейми и Аурелия. Язык любви без слов
Джейми узнает о двойной измене, ему изменила любимая женщина с его родным братом. Джейми резко уезжает подальше от этого хаоса, тем самым выходит из треугольника отношений. Он не падает в детские состояния, которые простираются от жуткой ярости к безнадежному плачу. Он уезжает, чтобы писать. Талант писать – это то, что умеет делать, а значит, это то, что позволит ему пережить эту травму. Согласитесь, мы видим вполне взрослого человека.
В процессе работы над новой книгой он встречает Аурелию. Их отношения складываются в ситуации незнания языка. Они говорят, но не понимают друг друга. Это очень важное обстоятельство. Джейми, не понимая языка слов, ориентируется на другое. Для него открывается язык тела, язык эмоций и язык действий. В прошлом он общался на понятном языке со своей любимой женщиной и со своим братом и ничего не понимал. Не понимал, что его обманывают, скрывают от него, предают его… Скорее всего, что-то выдавало их отношение к Джейми, но он этого не замечал. Возможно, он придавал большое значение словам (он же писатель!) И вот в отношениях с Аурелией он открывает для себя другой язык. И несмотря на то, что ничего не ясно с точки зрения слов, ему тепло и уютно рядом с этой женщиной. Аурелия создает ситуации безопасности, так как он ориентируется на ее невербальные знаки и ее реальные действия по отношению к нему. У него возникает к ней доверие, а именно это ему необходимо после предательства.
Мы так часто говорим о том, что для создания и сохранения отношений, необходимо разговаривать. А может, иногда стоит замолчать и послушать друг друга без слов, присмотреться и почувствовать…
Джейми и Аурелия расстаются. И это тоже очень важно. Джейми начинает учить ее язык, как бы давая себе возможность понять ценность этой женщины. Он возвращается к ней, причем очень рискуя. Он бросается в совершенно неизведанное, без каких-либо гарантий. Скорее всего, это новый для него опыт, но когда-то он уже думал, соображал, обдумывал, а получил измену и предательство. Теперь этот правильный писатель-интеллектуал делает выбор опираться не только на рациональность. Очень хочется верить, что у него все получится! А как думаете вы?
Дэниел и Сэм. От горевания к любви
Дэниэл теряет жену, а Сэм – мать. Здоровая детская психика Сэма пытается закрыть зияющую дыру в его душе. Он влюбляется в одноклассницу. Влечение к жизни побеждает. И, кажется, что Дэниэл помогает Сэму, но на самом деле, это Сэм помогает своему отчему. Он вселяет в него надежду на возможность продолжать жить и даже любить. Любовь Сэма к однокласснице кажется безнадежной, но он ищет возможности. Он колотит в барабаны - как будто пробивается к своей мечте и в то же время яростно прощается со своей матерью.
Если даже мать умирает, она не становится мертвой в душе ребенка. Образ матери, которая при жизни вдохновляла своего ребенка на жизнь, всегда будет давать силы для жизни и любви. Маленький Сэм пытается отпустить реальную умершую мать, но продолжать любить и радоваться жизни.
Дэниэл же уверен, что уже не способен любить, поэтому он говорит о том, что он сможет полюбить только Клаудию Шиффер. Он знает, что это невозможно. Но он помогает Сэму, так как в глубине души надеется на что-то светлое. Помогая мальчику, он помогает себе. В конце фильма он встречает Клаудию Шиффер. Нет, это не сказка. Просто Дэниэль видит в женщине Клаудию Шиффер. Может, женщина на нее совсем не похожа, но Дэниэль так видит, и это значит, что невозможное стало возможным. Он встретил женщину, которая для него привлекательна как женщина.
Сэм же мчится к своей любви, невзирая на препятствия. И мы спокойны за этого мальчика!
Гарри, Карен, Миа. От жены к любовнице и обратно
Карен – практически идеальная жена, но что испытывает к ней Гарри, когда они вдвоем? Скорее всего, скуку. Он чувствует какую-то пустоту между ним и его женой. Они разговаривают о детях, брате, детском спектакле, празднике… но не о своих отношениях. Карен говорит о том, что Джони Митчелл раскрыла ее чувственность, но Гарри этого не чувствует. Не чувствует, но молчит. В их отношениях образовалась пустота, между ними гуляет холодный эмоциональный ветер. И есть очень простой выход для Гарри: завести любовницу и жить как бы в гармонии. Есть любовница, которая эмоциональная и сексуальная, и жена в наличие, которая надежная и правильная. Две женщины удовлетворяют его потребности, и он вроде бы решает свои проблемы. И Миа ведь очень навязчиво предлагает то, чего жена не может ему дать (или ему так кажется). Но это не пошлая история про жену и любовницу-секретаршу…
Карен очень огорчается, что муж ей дарит диск, а любовнице кулон. Но давайте посмотрим на подарки символически. Он дарит ей диск с песнями Джони Митчелл. В этом подарке зашифрованная надежда разбудить ее чувственность и получить ее внимание. В этом много желания не бежать к секретарше, а найти все, что ему нужно, в своей жене.
Конечно, ужасно, что он дарит дорогой кулон любовнице, но она ведь четко определила и даже потребовала, чтобы он взбодрился и купил ей подарок, четко проговорив свое желание. Карен же не говорит о своих желаниях, ничего не требует и не ожидает. Вполне возможно, что если бы она не знала о кулоне, она бы искренне обрадовалась подарку в виде диска. Ужасно обидно, что муж может дарить дорогие подарки, а главное, имеет желание это делать, но другой женщине. Она ведет себя идеально: не истерит, не бьет посуду, не высказывает претензии и обиды…, но и не делает выбор, не принимает решение. Она отдает это на откуп мужу, она говорит ему: «Как бы поступил ты?». Понятно, что Гарри испытывает чувство вины и стыда. Он, придавленный этими тяжелыми чувствами, тоже ничего не выбирает. Ничего не меняется, в их отношения ничего не впускается. Пустое место в их семейной жизни, которое стремилась занять любовница, ничем не наполняется. Гарри, конечно, поступит правильно, откажется от любовницы, но пустота останется. Они боятся рискнуть разговаривать о своих настоящих чувствах, о своих тревогах и своих нереализованных потребностях. Такие признания возможно, приведут к некоторому хаосу в их отношениях, но дадут возможность перестроить отношения с учетом сегодняшнего дня. К сожалению, невозможно построить отношения раз и навсегда.
Джон и Джуди. От телесности к интимности
Это самая странная история в фильме. Джон и Джуди работают студийными дублёрами в постельных сценах. При этом они эмоционально зажаты и скованы в отношениях друг к другу. Очень необычно. Может это размышление о близости, в том числе телесной. Если телесная близость механична и лишена настоящей эмоциональности, она не играет большой роли в отношениях. Отношения зарождаются не в грубой телесности, а в душе.
А еще про то, что не стоит судить о людях по внешним признакам. Джон и Джуди работают как статисты в постельных сценах, но они стеснительные и тонкие натуры. И может, стоит быть настоящими, даже если жизнь заставляет демонстрировать совсем другое. Кстати, в конце фильма они помолвлены. Они смогли преодолеть свою застенчивость, но при этом сохранить свои особенности.
Дэвид и Натали. Министры тоже влюбляются
Новый премьер-министр Великобритании Дэвид все свои силы тратит на работу, он трудоголик. В работе он рационален, организован, осторожен и очень правильный. Но в живом общении с людьми он ведет себя немного странно. Говорит глупости при знакомстве ("так звали моего дядю, и он был извращенец"), смущается, испытывает напряжение и тревогу. Как будто внутри него, большого и успешного, живет кто-то нерешительный и немного глупый. А Натали своим поведением как будто отзеркаливает (не специально) этого внутреннего неуверенного Дэвида, поэтому она сразу привлекает его. Затем при общении с ней, он удивляется ее искренности и непосредственности. Натали не старается быть лучше себя. Она честно говорит о своей грустной истории любви, о своей внешности, и в этом нет надрыва и трагедийности, есть грусть и ирония. Встречаясь с ней, он будто встречается с собой, которого он отвергает в себе и пытается скрыть от других.
Президент Америки – это сильная и агрессивная фигура. Он жесткий и сильный, лишенный сомнений, тонких чувств и иронии. В общении Дэвида и президента мы наблюдаем символическое взаимодействие отца и сына. Дэвид пасует перед силой и агрессивностью президента Америки. Но Натали разбудила его. Именно тогда, когда он увидел, что президент претендует на Натали, он разозлился, повзрослел, возмужал. Говоря о Великобритании, он говорил и о себе, о своей гордости и своем самоуважении. После этого выступления он танцует. В нем появилась спонтанность и доверие к себе. Взросление происходит не за счет увеличения нашей серьезности, а за счет объединения наших внутренних частей, в том числе и эмоциональных.
Дэвид увольняет Натали, так он еще не осознал, за счет чего он стал сильнее. Его пугает, что он перестает быть жестко рациональным и упорядоченным. Что-то врывается в его жизнь. Это доставляет ему удовлетворение и удовольствие, но и вносит хаос и неизвестность в его упорядоченную жизнь. В конце концов, он делает выбор и мчится навстречу Натали.
Любовь как выбор
Любовь – это всегда про выбор и самоопределение. Любовь всегда дает нам энергию для того, чтобы что-то изменить в своей жизни. Обратите внимание, что в счастливых историях герои что-то делают, чего не делали раньше, они рискуют, выбирают и пытаются что-то изменить. Премьер-министр отбрасывает свою взвешенную позицию и идет против сильного и самоуверенного президента Америки, а в рождественскую ночь сам отправляется искать Натали (как-то не солидно для премьер-министра). Причем он рискует, рискует принародно (Натали ведь может отказаться с ним встречаться). Одинокий писатель едет на юг Франции в поисках исцеления от разбитого сердца, а влюбившись, учит язык, чтобы признаться в любви. И тоже рискует, потому что не знает, получит ли взаимность. Овдовевший отчим вдохновляет своего пасынка на рискованный поступок. Они все делают попытки что-то поменять без всяких гарантий на успех. Даже Колин совершает действие – едет в Америку. Грустные истории – это про то, что люди не сумели сделать шаг к изменению, не рискнули, не выбрали что-то новое. Оставили все как есть… А как у вас в жизни?
Другие статьи о психологии в кино: