Найти в Дзене

Такая разная любовь. Любовь ли? Психологический разбор фильма «Реальная любовь»

Фильм "Реальная любовь", 2003 г. Режисер Ричард Кертис. Девиз фильма: «Любовь повсюду!» Авторы фильма вроде бы не озабочены вопросом о том, что такое любовь, а тем более тем, насколько она настоящая, истинная... Их интересует реальная, та, что живет и реально наблюдается в мире. Любовь такая, какая она есть!
Этот фильм-калейдоскоп событий, судеб, историй... Здесь реальность противоречит фантазии, романтика соперничает с обыденностью, риск конкурирует с покорностью, и за всем этим проглядывает любовь. Вот только согласны ли мы, что это все любовь?! В фильме «Реальная любовь» девять историй, девять представлений о реальной любви. Рассмотрим каждую из них. Старый рокер Билли Мэк пришел к своему менеджеру Джо с пониманием и признанием того, что он является для него самым близким и любимым человеком. Он не гей, но его любовь больше чем дружба.
Билли ведет себя в фильме как ребенок. Он капризничает, грубит, делает глупости, всячески обесценивает Джо. Такой бунтующий симпатяга! Он ребенок, ко
Оглавление
Фильм "Реальная любовь"
Фильм "Реальная любовь"

Фильм "Реальная любовь", 2003 г. Режисер Ричард Кертис.

Любовь повсюду!

Девиз фильма: «Любовь повсюду!» Авторы фильма вроде бы не озабочены вопросом о том, что такое любовь, а тем более тем, насколько она настоящая, истинная... Их интересует реальная, та, что живет и реально наблюдается в мире. Любовь такая, какая она есть!
Этот фильм-калейдоскоп событий, судеб, историй... Здесь реальность противоречит фантазии, романтика соперничает с обыденностью, риск конкурирует с покорностью, и за всем этим проглядывает любовь. Вот только согласны ли мы, что это все любовь?!

В фильме «Реальная любовь» девять историй, девять представлений о реальной любви. Рассмотрим каждую из них.

Фильм "Реальная любовь"
Фильм "Реальная любовь"

Билли Мэк и Джо. Незаметная любовь

Старый рокер Билли Мэк пришел к своему менеджеру Джо с пониманием и признанием того, что он является для него самым близким и любимым человеком. Он не гей, но его любовь больше чем дружба.
Билли ведет себя в фильме как ребенок. Он капризничает, грубит, делает глупости, всячески обесценивает Джо. Такой бунтующий симпатяга! Он ребенок, который боится настоящей близости и, поэтому противопоставляет ей эпатажность и напускную циничность. Он бунтующий ребенок, который хочет отделиться от родителя (как плохого внутреннего объекта) и в то же время обрести его (как хорошего внутреннего объекта). В его жизни много обожания, восхищения, секса и яркости, но близость осталась за кулисами его жизни. Его трудно удерживать и трудно выдерживать. И рядом с ним только Джо, который способен его выдерживать, относиться с пониманием и ценить. При этом он с Билли не конкурирует, не навязывается, не лезет в душу. Он стал для него добрым и терпеливым родителем, которого, скорее всего, у него никогда не было. Джо всегда в тени, но именно благодаря ему Билли может вести себя как капризный ребенок, так как он умеет облекать его капризы и эпатаж в творчество и успех.
Джо также нуждается в Билли, через него он проживает свою затаенную вытесненную спонтанность, агрессивность и эмоциональность. Они оба одиноки, но благодаря друг другу могут проживать невозможность быть в близких отношениях. Они как бы слились в одно целое.
Билли приходит к Джо в полной уверенности, что он один будет встречать Рождество. Не просит разрешения и даже не представляет, что его могут не принять. Это практически симбиотические отношения.
Часто в таких отношениях «капризный ребенок» начинает чувствовать себя звездой и пренебрежительно относится к своему партнеру, который берет на себя роль родителя. У Билла есть таблетка от звездности, он ироничен. Его эпатаж лишен настоящей злобы, а агрессивность к Джо лишена жестокости. И именно его ироничное отношение к себе и к своей жизни позволяет ему рассмотреть за разноцветной мишурой своей жизни главную фигуру своей привязанности и осознать значимость и ценность отношений с Джо. У них не случилось близости с женщиной, детьми, семьей, но благодаря друг другу они смогли выжить в их мире одиночества и брошенности. Это так отважно признаться в любви человеку, который всегда был в тени твоей жизни, потому что это признать свою уязвимость и свою зависимость.

Фильм "Реальная любовь"
Фильм "Реальная любовь"

Сара и Карл. Когда близость — боль

Сара с первого взгляда влюбилась в Карла. Счастье было так возможно, но у Сары есть больной брат, которому нужна поддержка и забота. Она отказывается от отношений с Карлом и остается рядом с больным братом. Такая милая и грустная история о милосердии и долге. Сара выбирает любовь к брату, так как он очень в ней нуждается. Это тоже реальная любовь. Но давайте посмотрим на нее реально без идеализации и романтизации.
Сара влюбляется в Карла с первого взгляда. Любовь с первого взгляда прекрасна, так как объект любви можно идеализировать и романтизировать. Влюбленность дает простор для фантазирования о человеке, в которого мы влюбляемся. Отношения, реальные отношения, всегда разрушают наши идеализации, разрушают наши фантазии, заставляют нас увидеть человека со всеми его индивидуальными особенностями (не всегда приятными и подходящими для нас). Сара бессознательно этого не хочет, и больной брат ее спасает своим звонком. Сара боится близости, реальной близости.
Проблема не в том, что ее брат звонит и требует внимания, а в том, что она не может не ответить. Почему? Ее брат не просто болен, он болен психически, и поэтому с ним невозможно построить полноценные отношения. Но может, это и нужно Саре. Забота о брате — уважительная причина отказаться от риска вступить в близкие отношения. Реальные близкие отношения бессознательно пугают Сару, так как они приносят не только радость и удовольствия, но и боль разочарования. Они способны разбудить не только нежность, но и злость, ненависть, печаль... Для Сары лучше оставить все как есть. Карл остается прекрасным принцем, а она преданной сестрой. Это ее выбор. Рождество она проводит с родным братом. Он может ударить ее, напомнив ей, что близость – это боль, но это легко объяснить его болезнью…
Карл не случайно влюбляется в Сару. Он бессознательно ищет недоступных женщин, так как тоже страшится близости. Карл все понимает, он не злится, не протестует, не возмущается, что выбирают не его. Он остается прекрасной фантазией, поэтому он в фильме красив, идеален и непорочен.

Фильм "Реальная любовь"
Фильм "Реальная любовь"

Колин и девушки. Мечты сбываются!?

История Колина – самая фантастическая история фильма. Это сказка, хотя рождественской ее трудно назвать, так как исполняемые в ней желания носят чисто сексуальное содержание. Почему авторы фильма наряду с жизненными историями, где есть драматизм, напряжение, жизненные выборы и сильные переживания, рассказывают историю Колина?
Колин в самом начале фильма терпит неудачи с девушками. При этом он совершенно не старается понять причины, а объясняет все очень просто: англичанки просто фригидные. Дело вообще не в нем, дело во внешней среде, то есть в особенностях самих девушек. И делает умопомрачительный вывод: надо менять окружение! Он принимает решение о том, что необходимо поехать в США, так как там все измениться. Американские девушки (они ведь отличаются от англичанок) будут испытывать к нему страстные сексуальные желания, а его британский акцент значительно усилит эти желания. И это все случается, сбывается, происходит! Что это такое? Сценарист и режиссер издеваются над нами?
Практически все мыльные романтические мелодрамы имеют почти одинаковый сценарий, который, как правило, о девушке. Она страдает от отсутствия прекрасной романтической любви. В начале фильма ее обязательно кто-то предает, бросает, оставляет, унижает. Сама она не меняется (она и так прекрасна), но меняется обстановка. Откуда ни возьмись, появляется принц, который любит сразу и на всю жизнь, организует счастливое будущее навсегда. Конечно, это фантазия девушки-подроста (независимо от того, сколько реально девушке), которая так приятно греет душу. А в фильме «Реальная любовь» рассказали о фантазии мужчины-подростка. Сценарий такой же, но с вывернутым содержанием. У мужчины-подростка есть желание не великой и романтической любви, а секса в большом количестве; не поиска единственной и неповторимой, а множества девушек, страстно желающих только его. Но сердцевина сценария в идеальности: не просто девушки, а безумно красивые, не просто мужчина, а принц, рыцарь без страха и упрека. Просто нужно что-то поменять вовне, причем не очень напряжно. Возможно ли это? Конечно, но только как фантазия.
На фоне переживаний, страданий и внутренних выборов других герое, история Колина вызывает у нас улыбку. Мы очень рады за него, но нас терзают смутные сомнения о том, реально ли он ездил в США…

Фильм "Реальная любовь"
Фильм "Реальная любовь"

Джульет, Питер и Марк. Третий лишний или нужный?

Прекрасная свадьба Джульет и Питера – одна из первых сцен фильма. Фейерверк романтики! Соединения традиций и креатива. Невеста в восторге! Но все, что особенно удивляет и восхищает ее, придумано и сделано Марком. И мы понимаем, что это история про троих, и именно третий создает тут атмосферу романтики и любви.
Почему Марк влюбляется именно в Джульет? Здесь может быть много гипотез: не пройденный эдипов комплекс, слияние с другом, материнский комплекс… Но важно, что эта любовь не дает ему покоя, тревожит и будоражит. Он хочет получить то, что невозможно, но очень хочется. Он хочет то, что недоступно, и поэтому пленит.
Интересно, что их трое, но отношения у них на двоих. Как будто каждый из них может выдерживать только диадные отношения. Отношения втроем требуют выбора и самоопределения. У всех есть внутренняя (возможно, бессознательная) потребность оставить все как есть. Появляется тайна, которую кто-то не хочет видеть, а кто-то открывать. Не зря ведь в конце фильма мы их снова видим втроем.
Марк как будто хочет избавиться от наваждения и думает, что признание положит этому конец. В результате он укрепляет тайну с Джульет, создает параллельные отношения с ней и с Питером. Ему нужны отношения и с Питером, и с Джульет, и в этом смысле он как бы дополняет Питера, становится его частью.
Джульет догоняет и целует Марка и дает ему надежду, то есть не отпускает его, не выбирает только Питера. Ей нужны оба, как будто каждый дает ей что-то важное, чего она не может получить от одного.
Есть большие сомнения, что влюбленность Марка будет такая же яркая, если Джульет уйдет от Питера и станет доступной… Возможно, его привлекает недоступность объекта любви…
А как думаете Вы?

Фильм "Реальная любовь"
Фильм "Реальная любовь"

Джейми и Аурелия. Язык любви без слов

Джейми узнает о двойной измене, ему изменила любимая женщина с его родным братом. Джейми резко уезжает подальше от этого хаоса, тем самым выходит из треугольника отношений. Он не падает в детские состояния, которые простираются от жуткой ярости к безнадежному плачу. Он уезжает, чтобы писать. Талант писать – это то, что умеет делать, а значит, это то, что позволит ему пережить эту травму. Согласитесь, мы видим вполне взрослого человека.
В процессе работы над новой книгой он встречает Аурелию. Их отношения складываются в ситуации незнания языка. Они говорят, но не понимают друг друга. Это очень важное обстоятельство. Джейми, не понимая языка слов, ориентируется на другое. Для него открывается язык тела, язык эмоций и язык действий. В прошлом он общался на понятном языке со своей любимой женщиной и со своим братом и ничего не понимал. Не понимал, что его обманывают, скрывают от него, предают его… Скорее всего, что-то выдавало их отношение к Джейми, но он этого не замечал. Возможно, он придавал большое значение словам (он же писатель!) И вот в отношениях с Аурелией он открывает для себя другой язык. И несмотря на то, что ничего не ясно с точки зрения слов, ему тепло и уютно рядом с этой женщиной. Аурелия создает ситуации безопасности, так как он ориентируется на ее невербальные знаки и ее реальные действия по отношению к нему. У него возникает к ней доверие, а именно это ему необходимо после предательства.
Мы так часто говорим о том, что для создания и сохранения отношений, необходимо разговаривать. А может, иногда стоит замолчать и послушать друг друга без слов, присмотреться и почувствовать…
Джейми и Аурелия расстаются. И это тоже очень важно. Джейми начинает учить ее язык, как бы давая себе возможность понять ценность этой женщины. Он возвращается к ней, причем очень рискуя. Он бросается в совершенно неизведанное, без каких-либо гарантий. Скорее всего, это новый для него опыт, но когда-то он уже думал, соображал, обдумывал, а получил измену и предательство. Теперь этот правильный писатель-интеллектуал делает выбор опираться не только на рациональность. Очень хочется верить, что у него все получится! А как думаете вы?

Фильм "Реальная любовь"
Фильм "Реальная любовь"

Дэниел и Сэм. От горевания к любви

Дэниэл теряет жену, а Сэм – мать. Здоровая детская психика Сэма пытается закрыть зияющую дыру в его душе. Он влюбляется в одноклассницу. Влечение к жизни побеждает. И, кажется, что Дэниэл помогает Сэму, но на самом деле, это Сэм помогает своему отчему. Он вселяет в него надежду на возможность продолжать жить и даже любить. Любовь Сэма к однокласснице кажется безнадежной, но он ищет возможности. Он колотит в барабаны - как будто пробивается к своей мечте и в то же время яростно прощается со своей матерью.
Если даже мать умирает, она не становится мертвой в душе ребенка. Образ матери, которая при жизни вдохновляла своего ребенка на жизнь, всегда будет давать силы для жизни и любви. Маленький Сэм пытается отпустить реальную умершую мать, но продолжать любить и радоваться жизни.
Дэниэл же уверен, что уже не способен любить, поэтому он говорит о том, что он сможет полюбить только Клаудию Шиффер. Он знает, что это невозможно. Но он помогает Сэму, так как в глубине души надеется на что-то светлое. Помогая мальчику, он помогает себе. В конце фильма он встречает Клаудию Шиффер. Нет, это не сказка. Просто Дэниэль видит в женщине Клаудию Шиффер. Может, женщина на нее совсем не похожа, но Дэниэль так видит, и это значит, что невозможное стало возможным. Он встретил женщину, которая для него привлекательна как женщина.
Сэм же мчится к своей любви, невзирая на препятствия. И мы спокойны за этого мальчика!

Фильм "Реальная любовь"
Фильм "Реальная любовь"

Гарри, Карен, Миа. От жены к любовнице и обратно

Карен – практически идеальная жена, но что испытывает к ней Гарри, когда они вдвоем? Скорее всего, скуку. Он чувствует какую-то пустоту между ним и его женой. Они разговаривают о детях, брате, детском спектакле, празднике… но не о своих отношениях. Карен говорит о том, что Джони Митчелл раскрыла ее чувственность, но Гарри этого не чувствует. Не чувствует, но молчит. В их отношениях образовалась пустота, между ними гуляет холодный эмоциональный ветер. И есть очень простой выход для Гарри: завести любовницу и жить как бы в гармонии. Есть любовница, которая эмоциональная и сексуальная, и жена в наличие, которая надежная и правильная. Две женщины удовлетворяют его потребности, и он вроде бы решает свои проблемы. И Миа ведь очень навязчиво предлагает то, чего жена не может ему дать (или ему так кажется). Но это не пошлая история про жену и любовницу-секретаршу…
Карен очень огорчается, что муж ей дарит диск, а любовнице кулон. Но давайте посмотрим на подарки символически. Он дарит ей диск с песнями Джони Митчелл. В этом подарке зашифрованная надежда разбудить ее чувственность и получить ее внимание. В этом много желания не бежать к секретарше, а найти все, что ему нужно, в своей жене.
Конечно, ужасно, что он дарит дорогой кулон любовнице, но она ведь четко определила и даже потребовала, чтобы он взбодрился и купил ей подарок, четко проговорив свое желание. Карен же не говорит о своих желаниях, ничего не требует и не ожидает. Вполне возможно, что если бы она не знала о кулоне, она бы искренне обрадовалась подарку в виде диска. Ужасно обидно, что муж может дарить дорогие подарки, а главное, имеет желание это делать, но другой женщине. Она ведет себя идеально: не истерит, не бьет посуду, не высказывает претензии и обиды…, но и не делает выбор, не принимает решение. Она отдает это на откуп мужу, она говорит ему: «Как бы поступил ты?». Понятно, что Гарри испытывает чувство вины и стыда. Он, придавленный этими тяжелыми чувствами, тоже ничего не выбирает. Ничего не меняется, в их отношения ничего не впускается. Пустое место в их семейной жизни, которое стремилась занять любовница, ничем не наполняется. Гарри, конечно, поступит правильно, откажется от любовницы, но пустота останется. Они боятся рискнуть разговаривать о своих настоящих чувствах, о своих тревогах и своих нереализованных потребностях. Такие признания возможно, приведут к некоторому хаосу в их отношениях, но дадут возможность перестроить отношения с учетом сегодняшнего дня. К сожалению, невозможно построить отношения раз и навсегда.

Фильм "Реальная любовь"
Фильм "Реальная любовь"

Джон и Джуди. От телесности к интимности

Это самая странная история в фильме. Джон и Джуди работают студийными дублёрами в постельных сценах. При этом они эмоционально зажаты и скованы в отношениях друг к другу. Очень необычно. Может это размышление о близости, в том числе телесной. Если телесная близость механична и лишена настоящей эмоциональности, она не играет большой роли в отношениях. Отношения зарождаются не в грубой телесности, а в душе.
А еще про то, что не стоит судить о людях по внешним признакам. Джон и Джуди работают как статисты в постельных сценах, но они стеснительные и тонкие натуры. И может, стоит быть настоящими, даже если жизнь заставляет демонстрировать совсем другое. Кстати, в конце фильма они помолвлены. Они смогли преодолеть свою застенчивость, но при этом сохранить свои особенности.

Фильм "Реальная любовь"
Фильм "Реальная любовь"

Дэвид и Натали. Министры тоже влюбляются

Новый премьер-министр Великобритании Дэвид все свои силы тратит на работу, он трудоголик. В работе он рационален, организован, осторожен и очень правильный. Но в живом общении с людьми он ведет себя немного странно. Говорит глупости при знакомстве ("так звали моего дядю, и он был извращенец"), смущается, испытывает напряжение и тревогу. Как будто внутри него, большого и успешного, живет кто-то нерешительный и немного глупый. А Натали своим поведением как будто отзеркаливает (не специально) этого внутреннего неуверенного Дэвида, поэтому она сразу привлекает его. Затем при общении с ней, он удивляется ее искренности и непосредственности. Натали не старается быть лучше себя. Она честно говорит о своей грустной истории любви, о своей внешности, и в этом нет надрыва и трагедийности, есть грусть и ирония. Встречаясь с ней, он будто встречается с собой, которого он отвергает в себе и пытается скрыть от других.
Президент Америки – это сильная и агрессивная фигура. Он жесткий и сильный, лишенный сомнений, тонких чувств и иронии. В общении Дэвида и президента мы наблюдаем символическое взаимодействие отца и сына. Дэвид пасует перед силой и агрессивностью президента Америки. Но Натали разбудила его. Именно тогда, когда он увидел, что президент претендует на Натали, он разозлился, повзрослел, возмужал. Говоря о Великобритании, он говорил и о себе, о своей гордости и своем самоуважении. После этого выступления он танцует. В нем появилась спонтанность и доверие к себе. Взросление происходит не за счет увеличения нашей серьезности, а за счет объединения наших внутренних частей, в том числе и эмоциональных.
Дэвид увольняет Натали, так он еще не осознал, за счет чего он стал сильнее. Его пугает, что он перестает быть жестко рациональным и упорядоченным. Что-то врывается в его жизнь. Это доставляет ему удовлетворение и удовольствие, но и вносит хаос и неизвестность в его упорядоченную жизнь. В конце концов, он делает выбор и мчится навстречу Натали.

Фильм "Реальная любовь"
Фильм "Реальная любовь"

Любовь как выбор

Любовь – это всегда про выбор и самоопределение. Любовь всегда дает нам энергию для того, чтобы что-то изменить в своей жизни. Обратите внимание, что в счастливых историях герои что-то делают, чего не делали раньше, они рискуют, выбирают и пытаются что-то изменить. Премьер-министр отбрасывает свою взвешенную позицию и идет против сильного и самоуверенного президента Америки, а в рождественскую ночь сам отправляется искать Натали (как-то не солидно для премьер-министра). Причем он рискует, рискует принародно (Натали ведь может отказаться с ним встречаться). Одинокий писатель едет на юг Франции в поисках исцеления от разбитого сердца, а влюбившись, учит язык, чтобы признаться в любви. И тоже рискует, потому что не знает, получит ли взаимность. Овдовевший отчим вдохновляет своего пасынка на рискованный поступок. Они все делают попытки что-то поменять без всяких гарантий на успех. Даже Колин совершает действие – едет в Америку. Грустные истории – это про то, что люди не сумели сделать шаг к изменению, не рискнули, не выбрали что-то новое. Оставили все как есть… А как у вас в жизни?

Другие статьи о психологии в кино:

Психологический разбор фильмов | Психолог Лариса Пугачева | Дзен