Найти в Дзене
Литературный экран

«Фатерланд» Роберт Харрис

Альтернативная история. Детектив. 2024 год. 448 страниц. Действие романа происходит в Берлине в 1964 году в альтернативной истории, в которой Германия одержала победу во Второй мировой войне. Отношения между Великим германским рейхом, раскинувшимся от Рейна до Урала, и его соперницей - ядерной державой США, напряжены до предела. Но Фатерланд с нетерпением ждёт миротворческого визита – американский президент Джозеф Кеннеди обещал присутствовать на праздновании двойного юбилея: двадцатилетия победы Третьего рейха и семидесятипятилетия Адольфа Гитлера. В озере близ престижнейшего берлинского пригорода обнаружен труп старика. Как только Ксавьеру Маршу, следователю криминальной полиции СС, удаётся выяснить, что погибший – отставной партийный функционер, вмешивается гестапо, приказывая немедленно прекратить расследования. Правда слишком опасна, она способна низвергнуть правительства и изменить ход мировой истории. Но Марш на свой страх и риск продолжает распутывать клубок. Когда я брала эту
Альтернативная история. Детектив.
2024 год. 448 страниц.

Действие романа происходит в Берлине в 1964 году в альтернативной истории, в которой Германия одержала победу во Второй мировой войне. Отношения между Великим германским рейхом, раскинувшимся от Рейна до Урала, и его соперницей - ядерной державой США, напряжены до предела. Но Фатерланд с нетерпением ждёт миротворческого визита – американский президент Джозеф Кеннеди обещал присутствовать на праздновании двойного юбилея: двадцатилетия победы Третьего рейха и семидесятипятилетия Адольфа Гитлера.

В озере близ престижнейшего берлинского пригорода обнаружен труп старика. Как только Ксавьеру Маршу, следователю криминальной полиции СС, удаётся выяснить, что погибший – отставной партийный функционер, вмешивается гестапо, приказывая немедленно прекратить расследования. Правда слишком опасна, она способна низвергнуть правительства и изменить ход мировой истории. Но Марш на свой страх и риск продолжает распутывать клубок.

Когда я брала эту книгу на прочтение, то сразу понимала, что меня будет время от времени дёргать, как если бы кто-то дотрагивается до ещё незажившей раны. Потому что уж слишком по-разному на Вторую мировую войну смотрим мы и европейцы, а Роберт Харрис является прямым продуктом западного мировоззрения. Но, с другой стороны, именно другое мировоззрение и пробуждало во мне интерес: а как они это видят, как объясняют случившееся? Поэтому, отбросив предрассудки и запасшись валерианкой – детектив же, я приступила к чтению.

Прежде всего хочу остановиться на том, что мне понравилось. Харрису удалось сделать мир, причём мир антиутопии. Чего там выдумали Оруэл с Хаксли? Не надо никакого Большого брата, достаточно просто пофантазировать, что было бы если бы Германия Гитлера просуществовала до 1964 года. И вот уже у нас другой Берлин с гигантскими площадями и памятниками. Общество, в котором фюрер считается богом и даже мысль против него – кощунство и преступление. Общество, где с коротких штанишек приучают думать, как надо партии. А вырастая, выполнять вбитые заветы. И да, обязательно писать доносы на соседей, мало ли что? И не только соседей, ещё на друзей и родных. Для надёжности.

Но если с описанием мира Харрис более-менее справился, то вот всё остальное рассыпалось на глазах, потому что держалось на множестве допущений и условностей.

Начнём с главного героя. Ему слегка за сорок, и он работает в полиции. А дальше начинается эффект д’Артаньяна. Потому что, если вдуматься, д’Артаньян помогал Анне Австрийской и лорду Бэкингему – а по факту врагу Франции, обманывать короля. Но талант Дюма сделал из него героя, которому хочется сопереживать. Вот и Харрис очень хотел сделать из Марша д’Артаньяна, поэтому он у него весь «не такой как все», весь «внесистемный». Но есть нюансы. В сороковые годы Марш был командиром подводной лодки. И пошёл он в армию потому, что восхищался своим отцом, который воевал в Первую мировую войну. И тут возникает вопрос, а понимал ли Марш с кем и за что воевал его отец и в последствии он сам? Думаю вполне. И тут нужно привести небольшой экскурс в историю.

После завершения объединения в 1871 году, Германия вдруг обнаружила, что опоздала к процессу захвата колоний. Конечно, что-то Германии удалось урвать, но все лакомые кусочки уже достались Англии, Франции и Испании. И что тут делать? Ответ один. Именно поэтому Германия и двинулась в 1939 году на восток на племена «Восточных варваров», чтобы захватить их земли и ресурсы. И что, Марш не знал об этом, не знал какая судьба ждёт этих самых «варваров», если вся пропаганда гитлеровской Германии строилась на превосходстве арийской расы? Конечно, знал. Но автор об этом умалчивает. То было давно и не правда, и вообще двадцать лет прошло, на дворе 1964 год и Марш теперь совсем-совсем другой, хороший и всем сочувствующий.

Кстати, о походе на Восток, и тут проявляется ещё одна условность, в книге почти не рассказывается про войну с Советским союзом. Ну есть там какие-то стычки на Востоке. Но о них упоминается лишь раз или два, и то как-то обтекаемо, вскользь. В конце-то концов книга же не про это. В книге есть большая тайна, которую Марш должен разгадать. И тайна страшная!

В этом «БОЛЬШОМ СЕКРЕТЕ», который гестапо очень хочет скрыть, но который, на свою беду, откопал главный герой кроется самая большая условность и нестыковка всей книги. Кто-то в комментариях под книгой назвал его «Секретом Полишинеля», и я склонна с этим согласиться.

Для тех, кто не читал «Фатерланд», но планирует познакомиться, здесь мой обзор заканчивается. Потому что дальше будет СПОЙЛЕР.

Итак, большой секрет связан, разумеется, с холокостом и с тем, что даже в альтернативной истории в 1964 году мир понятия не имеет, что холокост вообще был и куда делось больше 6 миллионов евреев. Что довольно странно. То есть товарищ Исаев, он же Штирлиц, знал и наверняка докладывал в шифровках в Москву, а вот разведки других стран почему-то не знали. Поэтому и правительство их понятия не имело про миллионы «переселяемых из Германии» евреях. Не знали и сами немцы. Нет, они, конечно, догадывались о чём-то, но догадываться это же не знать. А раз не знаешь, то можно и не испытывать мук совести. Незнание очень удобно. Поэтому эта книга основана на одном простом доводе: весь мир на целых двадцать лет заболел слепотой. Особенно этот недуг свирепствовал в Америке. А то, что раскопал Марш, могло в одночастье этот самый недуг вылечить и открыть американцам глаза на преступления гитлеровской Германии. Вы верите в подобный поворотный поворот? Я – нет. А потому и в книгу Харриса не верю. Раскопай Марш что-нибудь другое, что угодно: что Гитлер пришелец с планеты Нибиру и Земле вот-вот грозит инопланетное нашествие, я бы с большим интересом наблюдала бы за его расследованием. Тем более, что Харрис смог закрутить сюжет, и мне первая половина книги правда нравилась(даже несмотря на все условности), хотелось узнать тайну. Но, когда я её узнала, всё как-то разом сдулось. Потому что просто потеряло смысл и превратилось в отговорку или даже «оправдалку». Вывод один: надо попробовать у Харриса почитать что-то ещё. Может быть, с другими книгами моё критическое мышление не будет столь беспощадно, потому что, если рассматривать книгу Харриса только с точки зрения приключений, то тут он может и драку написать, и саспенс подвесить. Надо попробовать…

Катя.

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться. Также можете найти нас в Telegram

Спасибо за внимание!