Найти в Дзене

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, вдоль лазурного Байкала. Путешествие из Петербурга на Байкал и в Монголию на Ларгусе. #12.Кругобайкалка

О КБЖД (Кругобайкальской железной дороге) или Кругобайкалке, как её обычно называют, мы были наслышаны немало, и она у нас стояла в списках must see. Помимо туристических паровозов по Кругобайкалке можно прокатиться на обычных электричках с ласковыми названиями «Мотаня» (от слова мотаться) и «Нерпочка». Электрички связывают порт Байкал и Слюдянку, ходят два раза в сутки, утром – туда, вечером – обратно. Хотя расстояние между Слядянкой и портом Байкал чуть больше ста километров, поездка занимает весь день. Едут электрички не быстрее двадцати семи километров в час. Это связано с тем, что при строительстве в силу сложного рельефа пришлось делать повороты с радиусами меньше разрешённых, да и обвалы здесь не редкость. После поездки у нас появилось замена расхожему выражению «ползёт, как улитка» - «ползёт, как Нерпочка».


По идеальному плану мы хотели поехать с палаткой, пройти с рюкзаком пару станций и переночевать хотя бы одну ночь на берегу Байкала. Но хотя идеального плана не случилось, всё равно день провели замечательно. Отдохнули от машины, насмотрелись красот. А самое главное – наконец-то увидели знаменитых байкальских нерп, целых шесть штучек. Больше нигде на Байкале их увидеть не удалось, ни до, ни после.

Но сначала надо было сесть на "Нерпочку", а это задача нетривиальная.

23.07.24, вторник.

Ехать мы решили из Слюдянки. Во-первых, там не надо заморачиваться с паромом через Ангару, во-вторых, удобнее расписание.

-2

В июле 2024 года расписание электричек было такое:

Расписание «Мотани»: от Слюдянки-1 до Порта Байкал туда в 13:37 по понедельникам, четвергам, пятницам и воскресеньям, в 18:31 — на месте. Обратно по вторникам, пятницам, субботам и понедельникам в 02:56.

Расписание «Нерпочки»: от станции Слюдянка-1 в 10 часов утра каждый день кроме среды, в 14:45 — на станции Порт Байкал. После 15-минутного перерыва можно отправиться обратно в Слюдянку на этом же поезде.

-3

Расписание может меняться в зависимости от времени года.

-4

В нашем случае на следующий день была среда, а по средам электрички не ходят. Именно поэтому мы и обломились с ночевкой на КБЖД и просто купили билеты из Слюдянки на весь маршрут туда-обратно.

-5

Из Иркутска до Слюдянки ехать надо было 110 километров. На всякий случай встали пораньше, ещё даже туман над Ангарой не рассеялся. День, в отличии от вчерашнего, обещал быть погожим. Мы то въезжали в облако тумана, где ничего не было видно в десяти метрах, то вдруг прорывались сквозь туманные ложбины и видели ясное небо и зеленеющие леса.

-6

От Иркутска мы уже едем по трассе "Байкал", ведущей через Улан-Удэ до Читы. Трасса эта очень красивая и красоты начинаются от самого Иркутска. Дорога идёт через гористую и густо-лесистую местность. Неудивительно, что здесь столько медведей, такие шикарные леса!

-7

По пути преодолеваем перевал через хребет Хамар-Дабан. После перевала начался спуск длиной в 14 километров со значительным уклоном. Фотография с половины спуска:

-8

Трасса изобиловала предостерегающими знаками, что ни разу не лишнее, учитывая неслабый трафик.

-9

И вот, наконец, последний поворот и мы выехали к Байкалу.

-10

Дальше до Слюдянки идёт довольно населённая местность. В Слюдянке немного покрутились, проезд к вокзалу оказался непростым делом. Вокзал в Слюдянке тоже непрост, а, напротив, это один из самых красивых вокзалов, что мы когда-либо видели. Вокзал сделан из белого мрамора. Говорят, это единственный такой вокзал в мире. Мраморный он не случайно, в окрестных горах ещё в 18 веке были обнаружены мрамор и лазурит. Здешним лазуритом облицовывался даже Исаакий и петергофские дворцы.

-11

Машину оставили на парковке у вокзала, она там большая и бесплатная. Билеты на Нерпочку продаются в обычной пригородной кассе. Мы купили полный билет до порта Байкал туда и обратно. Цена что-то около 800 рублей. Желающих прокатиться по КБЖД по демократичным ценам было немало и места у окна нам не досталось:((

-12

Кратко о Кругобайкалке. Когда-то её называли "Золотая пряжка Транссиба". КБЖД была одной из семи участков строящейся во второй половине XIX века Транссибирской магистрали. Участок начинался в Иркутске и заканчивался на восточном берегу Байкала, на станции Мысовая (сегодня город Бабушкин). Стройка была сложной: только тоннелей было пробито более 40, а счёт мостам и другим инженерным сооружениям шёл на сотни. За время строительства официально погибли 516 человек, а для прокладки каждого километра дороги пришлось потратить вагон взрывчатки. КБЖД была введена в постоянную эксплуатацию в 1905 году.

-13

Сейчас Мотаня и Нерпочка, а также туристические поезда ездят от Слюдянки до порт Байкала по такому маршруту:

-14

Итак, поехали.

-15

По пути народ активно подсаживался и вскоре весь вагон был забит. А лимонад "Байкал" кончился через пять минут после посадки и нам его не хватило. Не слишком мы расторопны.

-16

Все станции на КБЖД выполнены в едином ретро-стиле.

-17

В целом, приятный дизайн, всё чисто и культурно.

-18

Едем, любуемся. Фотки получаются не очень, окна бликуют, в них видны отражения пассажиров.

-19

А красота, конечно, невероятная. Байкал в тот день был гладкий, как стекло, вода сливалась с небом, да ещё и туман придавал живописности.

-20

Редкие дома рядом с Кругобайкалкой. Интересно, как тут живётся зимой?

-21

Одинокий байдарочник. Нерпочек (живых, не электричку), к сожалению, снять не удалось.

-22

Как оказалось, целый день выдержать в электричке очень сложно. Вагоны переполнены, духота. Так что, несмотря на открывающиеся за каждым поворотом красоты, мы решили слезть на половине пути.

-23

Выбранная станция носила говорящее название «Половинная».

-24

Это было правильным решением, мы отлично провели время, прогулялись по самому длинному тоннелю, осмотрели раритетный паровоз, даже успели подремать на пляже под шорох волн.

-25

Жаль только, что не взяли купальные принадлежности.

-26

Тоннель № 12, "Половинный". Самый длинный на КБЖД - 778 метров.

-27

Но длинным он не кажется. Всё время виден свет в конце тоннеля.

-28

Подпорная стенка.

-29

Так и тянет идти вдаль по шпалам.

-30

Мыс Половинный. Это самый большой мыс в этой части побережья, он почти на полтора километра вдается в Байкал.

-31

На этом самое-самое на станции "Половинная" не заканчивается. Ещё здесь протекает самая крупная река на западном участке КБЖД — Большая Половинная.

-32

И завершает список "самого"- железный мост длиной 60 метров, самый длинный металлический мост на КБЖД.

-33

Рядом уникальный виадук арочного типа.

-34

Таёжная деревня, к которой нет автомобильных дорог, зато медведи тут частные гости. По статистике, на КБЖД можно встретить до четырёх косолапых на каждые десять километров. Самое большое их количество в конце мая - начале июня, когда мишки кормятся на склонах гор, обращенных к Байкалу. Здесь раньше всего появляется свежая сочная зелень, что очень кстати голодным мишкам после зимовки в берлоге. А вот когда поспевают орехи и ягоды, то есть приблизительно с середины лета, медведи углубляются с побережья в лес и на Кругобайкалке встречаются уже реже.

-35

А ещё на станции "Половинная" установлен паровоз «Лебедянский», а в нём тайник лежит. Так что весьма удачно вышли.

-36

Пять часов пролетели незаметно и вот уже "Нерпочка" появляется из тоннеля. Через два с небольшим часа снова приехали в Слюдянку. Погода тем временем испортилась (как всё-таки быстро на Байкале дождь сменяет солнце!), но мы всё равно решили немного погулять по Слюдянке.

-37

Главная достопримечательность Слюдянки, кроме мраморного вокзала - водонапорка, которую в начале 20 века построили ссыльные поляки. Много их в Сибири было, горемык.

-38

В основании поляки выложили слово "ХУN", немного с буквой промахнулись:)) Рядом с башней в 2009 году поставили ещё одну "Лебедянку".

-39

Водонапорка неожиданно украшена курантами, которые бьют точь-в-точь как куранты на Красной площади. Почувствовали дыхание Нового года, даже захотелось шампанское открыть и бутерброд красной икрой намазать:))

-40

Прямо через город проходит трасса "Байкал". В центре же Слюдянка выглядит как-то так:

-41

Единственное, о чём мы не озаботились за целый день, это где мы будем сегодня ночевать. Решили ехать в сторону Улан-Удэ, пока едется. Но ехалось нам недолго. Стремительно опустилась темнота, дорога меж тем шла через горы, видимость ноль, дождь, трафик, к тому же шли какие-то ремонты, дорога была раздолбана. Ехать стало стрёмно. Пришлось встать на первой попавшейся стоянке, расстелить наше лежбище и завалиться спать. На удивление, спали, как убитые, не то, что в жутком отеле на объездной Новосибирска. Видимо, днём хорошо надышались целебным воздухом Байкала.

-42

За 23 июля проехали 148 км.

А на следующее утро поехали дальше на восточный берег Байкала, в сторону Забайкальского национального парка.

#кбжд #кругобайкалка #байкал