Найти в Дзене

Рецепты излечения от безответной любви. Психологический разбор фильма «Отпуск по обмену».

Романтическая комедия 2006 года режиссёра Нэнси Мейерс Что такое безответная любовь? Это не любовь, а психологическая травма, одетая в романтические одежды любовных страданий в интерьере мокрых от слез подушек и стенаний строкой М.Цветаевой: «Мой милый, что тебе я сделала?». Она является нам как надежда на счастье и избавление от одиночества, но оборачивается жестоким разочарованием и отчаянием. Травма всегда во взрослой жизни проявляется там, где есть что-то очень важное для нашей жизни. Она хочет, чтобы ее заметили… Если в детстве мы не получаем безусловной любви от родителей мы начинаем ее заслуживать. Пробуем разные способы (а куда деваться!): послушание, успех, доброта… Мы пытаемся изо всех сил быть хорошими (на самом деле удобными). И иногда (о чудо!) родители нам дают крупицу любви со своего барского плеча! И у нас рождается и утверждается иллюзия, что от нас, нашего поведения зависит любовь к нам. И мы стараемся все больше и больше! Но эту историю нельзя завершить, здесь нет с
Оглавление

Романтическая комедия 2006 года режиссёра Нэнси Мейерс

Истоки безответной любви

Что такое безответная любовь? Это не любовь, а психологическая травма, одетая в романтические одежды любовных страданий в интерьере мокрых от слез подушек и стенаний строкой М.Цветаевой: «Мой милый, что тебе я сделала?». Она является нам как надежда на счастье и избавление от одиночества, но оборачивается жестоким разочарованием и отчаянием. Травма всегда во взрослой жизни проявляется там, где есть что-то очень важное для нашей жизни. Она хочет, чтобы ее заметили…

Если в детстве мы не получаем безусловной любви от родителей мы начинаем ее заслуживать. Пробуем разные способы (а куда деваться!): послушание, успех, доброта… Мы пытаемся изо всех сил быть хорошими (на самом деле удобными). И иногда (о чудо!) родители нам дают крупицу любви со своего барского плеча! И у нас рождается и утверждается иллюзия, что от нас, нашего поведения зависит любовь к нам. И мы стараемся все больше и больше! Но эту историю нельзя завершить, здесь нет счастливого финала! Здесь есть прерывающаяся история, когда родитель то проявляет любовь по поводу (ребенок постарался) или без повода (настроение хорошее, выпил бокальчик и радость случилась…), то не проявляет. Любит – не любит, замечает – не замечает…

Ребенок не может признать, что родители просто такие. Ему легче признать, что это он недостаточно хорош, учтив, прилежен, умен, воспитан, успешен, силен, тих … Вариантов много, как и родительских претензий. И тогда появляется надежда, что меня полюбят, если я постараюсь. Родители изменяться, если я изменюсь. А как меняться? Да так, чтобы быть удобным для родителей. Этот механизм помогает ребенку выжить, получать иногда хоть какие-то крупицы внимания и заботы. Проблема в том, что результат не достигается в полной мере (любовь не случается), но способ закрепляется. Ребенок погружает себя в иллюзорный мир, где родители хорошие, а он недостаточно хорош, послушен, умен, удобен, красив (варианты возможны в зависимости от родительских предпочтений). Он вынужден отказаться от реальности (она ужасна - родители не способны любить) и взять на себя вину за их нелюбовь и начать ее заслуживать. У ребенка нет выхода, иначе он не выживет.

И вот мы становимся взрослыми, но продолжаем быть теми же детьми, которые уверовали, что любовь нужно (и можно!) заслужить. Мы ждем награды в бесконечном служении и старании. На месте родителей оказываются друзья, коллеги и, конечно же, любимые люди.

Айрис. Заслужить любовь во что бы то ни стало!

Героиня фильма, Айрис, эмоционально находится в этом детском состоянии. Она не видит реальной картины. Ей бесконечно трудно признать, что она не может своим идеальным поведением заслужить любовь. Невозможно принять, что Джаспер не способен на близкие, теплые отношения, а ее усилия не способны изменить этого человека. Она находится во власти детской травмы. Она идеализирует Джаспера и винит себя в том, что отношения не складываются. И верит, что своей добротой добьется любви. Важно понять, что ей очень трудно с ним расстаться, так как она вложила в эти отношения массу своих ресурсов (особенно эмоциональных). Эта связь становится для нее очень ценной. Айрис надеется на взаимность, поэтому покупает подарки, плачет, чувствует свою безысходность и даже включает газ, когда надежда тает. Она ищет опору во вне: ее полюбят, и она будет счастлива. Но на самом деле опора есть у нее внутри, но которую она подставляет другим.

"Отпуск по обмену" - романтическая комедия 2006 года
"Отпуск по обмену" - романтическая комедия 2006 года

Давайте не будем называть ее жертвой, ненормальной и искать для нее психиатрический диагноз. Она конечно в травме, но психологически более здорова, чем Джаспер. Она хочет отношений, она не потеряла надежду, она способна на близость. Джаспер смертельно боится близости, ускользает от нее, не доверяет ни людям, ни миру, ни себе.

В героине есть здоровая часть психики, которая успешно справляется с профессиональной деятельностью, имеет отношения с людьми и, в конце концов, понимает всю тщетность своих усилий относительно отношений с Джаспером. Именно эта здоровая часть отказывается от самоубийства и принимает решение уехать.

Айрис в поисках любви в себе

Айрис уезжает и тем самым кардинально меняет свое окружение. Если мы зависаем в ужасных отношениях необходимо поменять окружение, найти людей, которые посмотрят на нас по-другому. Нужно выйти из привычных условий жизни, где вновь и вновь повторяются или тянутся условия детства. В детстве мы всегда не главные, главные родители, которые определяют нашу жизнь. Пока мы в детской травме в нашем психическом мире главный герой – не мы, а кто-то (родитель, любимый человек, друг…), от которого зависит наше счастье и даже наша жизнь. Наша готовность выйти из травмы, то есть повзрослеть, обеспечивает нам такое окружение, где акцент смещается на нас как на главную фигуру.

В фильме Айрис встречается пожилой сценарист. Наша героиня получает совершенно новый опыт. Она дарит ему заботу и помощь и получает в ответ благодарность и поддержку. Она не изменяет себе, остается милой, доброй и готовой помочь, но она сменила окружение. Поменялась не она, поменялось к ней отношение. Новое окружение в лице сценариста не пользуется ей, а ценит. В этой безопасной обстановке она верит ему, так как в его глазах она видит другое отражение. Исчезает дикое эмоциональное напряжение, рядом с ним она чувствует, что нет надобности стараться, угождать, терпеть. Он предлагает ей посмотреть фильмы, которые дают ей возможность определиться, кто она такая. Примерить на себя роль главной героини и идентифицироваться с ней. У них завязываются очень теплые дружеские отношения. Это очень важно! Люди с установкой заслужить любовь, не устанавливают взаимные дружеские отношения в любовных, и часто не очень ценят свое умение дружить. Для них любовные отношения не равные, а дружба ведь предполагает равенство, свободу и взаимопомощь. В этой поездке героиня не бросается в новые любовные отношения, а проживает человеческие, лишенные телесной сексуальности. Это дает возможность ей почувствовать независимость и легкость.

"Отпуск по обмену" - романтическая комедия 2006 года
"Отпуск по обмену" - романтическая комедия 2006 года

Ее здоровая часть позволила ей не броситься в новые любовные отношения, а строить дружеские, где есть баланс вкладов, уважение и поддержка. Получив опыт нормальных человеческих отношений без унижения и слез, она смогла снять иллюзорную завесу с отношений, которые у нее были с Джаспером и увидеть реальное положение дел без идеализации. И это заставило ее ужаснуться и прекратить отношения. Она расстается с Джаспером и остается одна. Страх одиночества уже не так ужасен. Она покинула детскую травму, она повзрослела, и теперь она не нуждается во внешнем любящем родителе, любовь которого надо заслуживать. Ей не надо стараться быть все лучше и лучше, она и так хорошая. Она повзрослела и может опираться на себя.

"Отпуск по обмену" - романтическая комедия 2006 года
"Отпуск по обмену" - романтическая комедия 2006 года

Отношения с Майлзом – это более здоровые отношения. Айрис не идеализирует его. У них сложились открытые искренние отношения. Они знают друг друга, знают душевные раны друг друга и бережно относятся друг другу. Только преодолев свои детские травмы, они смогли понять, что любят друг друга. К ним пришло понимание, что их отношения и есть любовь, спокойная и надежная.

Саманта. Стать сильной, чтобы не чувствовать боли.

Саманта – вторая героиня фильма. Она кажется полной противоположностью Айрис. В отличии от Айрис это героиня никогда не плачет, умеет собраться в стрессовой ситуации, добивается целей и быстро принимает решение расстаться при измене мужчины. Но по большому счету - это зеркальное отражение Айрис. Если первая героиня приняла неосознанное решение быть уступчивой, удобной и послушной, то Саманта решила быть сильной и никогда не плакать. В детстве после ухода ее отца - это было очень правильное решение. Можно предположить, что ее некому было поддержать и утешить. Мать была раздавлена уходом отца, отец был вовлечен в новые отношения. Став сильной, смахнув с лица детские слезинки, она смогла пережить это тяжелое время. Но полноценно пережить не удалось, она похоронила глубоко в душе эти тяжкие и непереносимые чувства, и заточила в темнице запрета маленькую и трепетную девочку, которой можно чувствовать, плакать и просить помощи. Она как бы эмоционально замерла в этом юном возрасте.

"Отпуск по обмену" - романтическая комедия 2006 года
"Отпуск по обмену" - романтическая комедия 2006 года

В начале фильма история ее детства повторяется, она снова втречается с ситуацией предательства – ее мужчина ей изменяет. Благодаря своей силе, она резко меняет ситуацию. В отличие от своей матери, она резко расстается с предателем. Казалось бы, она должна преодолеть травму, но ей очень тяжело. Неумение плакать (а значит, чувствовать) делает Саманту наполовину живой. Она может прекрасно функционировать, работать, достигать целей, но ей тяжело жить, так как в детстве она приняла решение - не быть слабой (помощи не будет, надо самой справляться), не плакать. Она остановила свои чувства, так как они были настолько интенсивны для ее детской души, что грозили разрушить ее хрупкую структуру психики. Она организовывает свою жизнь так, чтобы не встречаться со своими настоящими чувствами, поэтому она всегда в деятельности, в движении. Бесконечная работа – это способ уйти и не встречаться с собой, со своими переживаниями.

Внимательно вслушиваясь в диалог между Самантой и ее любовником можно заметить, что между ними не было близких доверительных отношений. Саманта не допускает в свою жизнь близость, так как она опасна. Близость – это ужас предательства, который невозможно пережить. Саманта вступает в отношения, которые можно контролировать, а если вдруг контроль не сработает, то можно прервать их и не умереть от горя. У Саманты, как и у Айрис, есть травмированная часть, и если Айрис стремиться к отношениям, так как видит в них источник счастья, то Саманта не допускает близости, так как видит в них источник нестерпимой боли. Но ее здоровая часть хочет чувствовать и полноценно проживать свою жизнь. Желание остаться в одиночестве, прервать работу, встретиться с собой – это желание ее здоровой части психики. Ей важно сменить обстановку, где она сильная, собранная, успешная, полная сил и энергии и не нуждающаяся в заботе и поддержке.

Саманта. Отпустить контроль и позволить...

Очутившись в Англии, она позволяет себе побыть ребенком, беззаботным и слегка безрассудным. Легкость отношений с Грэмом позволяет ей отпустить контроль, перестать нести ответственность за себя и своего партнера. С другой стороны она может не рассматривать эти отношения как начало близости и любви. Это же просто эпизод, случайность, глупость. Такая легкость позволяет Саманте не провалиться в травму, не закрыться от близости.

-6

Встретившись с дочками Саманта получила возможность встретиться со своим внутренним ребенком. Атмосфера надежности и поддержки у этих девочек со стороны отца дала ей то, чего так не хватало в ее детстве. Отцы бывают надежными! Уход отца в жизни Саманты – это только один из вариантов, возможны и другие, более позитивные! Это позволило героини довериться Грэму, поверить в его искренность. В конце фильма появление слез у Саманты – это свидетельство, что она может глубоко чувствовать и переживать свою жизнь. Она оживает! Это и есть избавление от травмы, которая скрывала невозможность близости и любви.

Другие статьи о психологии в кино: Психологический разбор фильмов