С окончанием гражданской войны советская власть вплотную занялась наиважнейшей для себя задачей, важность которой особо подчеркивал
В. И. Ленин в работе «О значении воинствующего материализма», опубликованной в 1922 году. Она понималась как искоренение религиозных взглядов населения Советской России, уничтожение религиозных бытовых, повседневных ритуалов и традиций. На смену вере в Бога должно было прийти атеистическое сознание. Но лишение церкви материальной базы, пропаганда, разъяснения, лекции, листовки и.т.п. не приносили почти никакого результата. Подавляющая часть населения по-прежнему отмечала православные Двунадесятые праздники, в особенности Рождество и Пасху. На смену простым, но не действенным пропагандистским методам, уже к 1922 году пришли новые, яркие и неоднозначные. Широко пытались практиковать замену религиозных обрядов на театрализованные действа прокоммунистического характера. Появились «октябрины» вместо крестин, коммунистическая «антипасха» вместо празднования Воскресения Христова, «комсомольское рождество».
Формы проведения этих мероприятий были настолько площадными, что долгое время в советской исторической и партийной литературе отвергали мысль
о том, что эти «представления» курировались центральной партийной властью. Крупнейший современный специалист по советскому быту Н. Б. Лебина в своих исследованиях полностью опровергла этот тезис. Документы показывают, что эта антирелигиозная кампания была организована входе тесного взаимодействия РКП(б) и РКСМ и проходила под их непосредственным руководством. Коммунистическая молодежь стала в авангарде реализации кощунственных действий, призванных заменить собой в частности празднования Рождества. Основным методом стали агитационные карнавалы, которые должны были проходить параллельно с крестными ходами и богослужениями в день (ночь) праздника.
Чем руководствовались большевики при выборе такой формы атеистической деятельности? Это хорошо сформулировал в 1922 г. на страницах газеты «Правда» большевик И. И. Скворцов-Степанов, описывая организацию «комсомольского рождества». Он писал:
«В церковь ходят для препровождения времени, для того, чтобы развлечься, послушать пение, встретиться с девушками, высмотреть невест (соответственно женихов), ходят как в клуб или кинематограф.
А остальное праздничное время убивается совсем уж бессмысленно…». Исходя из этого и действовали организаторы новых пропагандистских «спектаклей».
Скворцов-Степанов предложил и сценарий «комсомольского рождества»: торжественные процессии пройдут по главным улицам городов.
На колесницах… повезут идолов месопотамской, египетской, буддистской богородиц с новорожденными младенцами: Мардуком, Озирисом, Буддой.
Эти языческие изображения должны показать, что именно по ним создана и христианская богородица. Толпы жрецов – их будут изображать переодетые красноармейцы – продемонстрируют, что даже облачение современных священников заимствовано у язычников. Участники карнавального шествия понесут плакаты, содержащие полезную информацию, например, о том,
за сколько тысячелетий до рождества Христова праздновалось рождество вавилонского бога…Трибуна в клубах должна изображать языческое святилище (алтарь) с надлежащим количеством идолов, жрецов, жриц и т. д. Лектор непременно должен выступать в облачении жреца». (Цит.по: «Правда»
от 15.11.1922)
Те, кто читал роман «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, наверняка сразу же после прочтения этого сценария вспомнил речи героя романа Берлиоза
о Христе. В «комсомольском рождестве» они обрели свое воплощение.
В коллекции нашего музея хранятся пригласительные билеты на такого рода мероприятия (иллюстрация) и фотографии (негативы) проведения и организации таких антирелигиозных мероприятий в Москве в 1922, 1923 годов. Масштаб «комсомольского рождества» был велик. Они прокатились по многим городам России, охватил не только столицы, но и Самару, Ставрополь, Вятку, Курск и др.
Такие массовые представления, по мнению ученых, являлись типичный проявлением площадной карнавальной культуры, ставили своей целью высмеивание самыми грубыми методами религиозных ценностей, пытаясь унизить и уничтожить их смехом.
Нужно отметить, что «комсомольское рождество» не дало никакого ожидаемого эффекта на все затраченные силы и средства (а они были по тем временам не малые, не каждый город мог позволить себе такой карнавал).
В итоге такие методы антирелигиозной пропаганды были признаны партией неприемлемыми.
В резолюции XII съезда РКП(б) отмечалось: «Нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательство над предметами и веры и культа взамен серьезного анализа и объяснения не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков». В итоге
к прогремевшее в 1922-23 гг. «комсомольское рождество» ушло в лету. На его место пришли антирелигиозные мероприятия иного типа: прежде всего лекции и спектакли, проводившиеся в клубах и делавшие упор не столько
на издевательство над верой, сколько на трансляцию идей научного атеизма.
Ксения ТАБАЧНИК, сотрудник научно-просветительного отдела