Найти в Дзене

«Скандал. История одержимости» — сложный сериал, заставляющий каждого задуматься о чём-то своём

Мини-сериал «Скандал. История одержимости» — это испанская драма с элементами триллера, созданная режиссёрами Аной Васкес и Хорхе Сааведрой. Премьера проекта состоялась 11 января 2023 года. Восемь эпизодов погружают зрителя в напряжённый мир эмоций, табуированных отношений и саморазрушения. История начинается с попытки самоубийства главной героини, 42-летней Инес (Алехандра Хименес), находящейся на грани из-за кризиса в жизни. Однако неожиданная встреча с молодым Уго (Фернандо Линдес), который спасает её из бушующего моря, становится отправной точкой для дальнейших событий. Вместо рационального осмысления происходящего Инес впадает в состояние эмоциональной зависимости и наваждения, которое перерастает в болезненную одержимость. Сюжет не боится поднимать сложные вопросы: разницу в возрасте, социальные нормы, моральные дилеммы и психологические травмы. Инес предстаёт одновременно хрупкой и пугающей фигурой, которая балансирует между любовью, эгоизмом и разрушением себя и окружающих. Уго
Оглавление

Мини-сериал «Скандал. История одержимости» — это испанская драма с элементами триллера, созданная режиссёрами Аной Васкес и Хорхе Сааведрой. Премьера проекта состоялась 11 января 2023 года. Восемь эпизодов погружают зрителя в напряжённый мир эмоций, табуированных отношений и саморазрушения.

История начинается с попытки самоубийства главной героини, 42-летней Инес (Алехандра Хименес), находящейся на грани из-за кризиса в жизни. Однако неожиданная встреча с молодым Уго (Фернандо Линдес), который спасает её из бушующего моря, становится отправной точкой для дальнейших событий.

Вместо рационального осмысления происходящего Инес впадает в состояние эмоциональной зависимости и наваждения, которое перерастает в болезненную одержимость.

Сюжет не боится поднимать сложные вопросы: разницу в возрасте, социальные нормы, моральные дилеммы и психологические травмы.

Инес предстаёт одновременно хрупкой и пугающей фигурой, которая балансирует между любовью, эгоизмом и разрушением себя и окружающих. Уго, со своей стороны, оказывается втянутым в ситуацию, которую он не может контролировать. Эта драматическая неравновесность создаёт постоянное напряжение, удерживающее зрителя в состоянии ожидания.

«Скандал. История одержимости» — это сильная и провокационная драма, которая требует от зрителя готовности к непростым темам и глубокому осмыслению человеческой психики. Это не лёгкий просмотр, но сериал сполна награждает тех, кто готов погрузиться в мир сложных эмоций и моральных дилемм.

Личное впечатление о сериале

Расписывать, как обычно, что понравилось, а что нет, на этот раз не хочется. Возможно, потому что такой жанр — триллер + драма, да ещё такая острая, — для меня нов. Не люблю, когда в детективный сюжет вплетают «любовь-морковь» и всё такое, но «Скандал. История одержимости» зацепил с первых минут и не отпускал до последних титров.

-2

Чем именно зацепил? Уже в первой серии стало дико жаль, просто до боли, главную героиню. И это чувство сохранилось до конца. Да, Инесс творила чудовищные вещи, у женщины не всё в порядке не просто с головой — с самой душой, от её действий пострадали многие люди… Но, несмотря на в целом отрицательное отношение, её безумно жаль. Потому что стать другой — нормальной — у неё просто не было шансов.

Над сериалом «Скандал» я размышляла долго, пыталась понять, почему он вызвал такую бурю эмоций. В итоге пришла к выводу: он затрагивает темы, не первый год волнующие меня саму. Нет, это не абсурдность, социальная опасность и даже глупость отношений, когда женщине 42, а её партнёру 16 (15? 17? — не помню точную цифру). Мне вообще кажется, что фильм не об этой проблеме и так называемая суперидея там совсем другая.

О чём, на мой взгляд, сериал «Скандал. История одержимости»

О двух социально-психологических явлениях:

1. О стремлении родителей (в конкретном примере — женщин, матерей) самоутвердиться за счёт своих детей.

2. О дроблении понятия «человек» на возрасты с соответствующим стереотипным отношением. Проще не получается сформулировать этот пункт. Постараюсь раскрыть суть ниже.

Тема «отцов и детей» — всё по классике

Весь фильм — это тема «отцов и детей». У Инесс была деспотичная и злая мать, которая, видимо, родила её «для себя» в надежде, что дочка будет на неё похожа. Когда ожидания не оправдались, девочка стала обузой, предметом для насмешек и травли.

-3

Виновата в этом маленькая Инесс? Нет. Может что-то сделать в такой ситуации ребёнок, для которого его родители — это целый мир? Тоже нет. Жаль её? Да. Как жаль любого малыша, с которым жизнь обошлась несправедливо.

Проходит время, девочка взрослеет, заводит свою семью, своих детей. Не зная, что такое безусловная любовь, безопасность, доверие и т. д., она не может построить отношения ни с мужем, ни с дочерью. Из-за вечного чувства одиночества и брошенности, перенесённого во взрослую жизнь из детства, ей всё время мало: внимания, понимания, уважения, участия и т. д.

Инесс не знает, как это — просто любить и быть любимой, без страха. Её личность нецельная, несамодостаточная. Ей постоянно требуются доказательства, что её любят и не бросят.

Скорее всего, свою дочь — Айнару — она родила для того, чтобы получать от неё эту любовь. Пока девочка была маленькой, так и было. В подростковом возрасте дочка отдалилась. А стремление Инесс душить близких требованиями внимания испортило отношения ещё больше.

В 42 года она беременеет. Вне себя от счастья, уверена, что будет мальчик, и вот он-то точно будет её любить больше всех на свете и несмотря ни на что… Но случается выкидыш.

-4

Далее её бросает муж, дочка с нею жить не хочет. И Инесс принимает решение не жить вообще. Она пытается утопиться в море, и её спасает подросток Уго (Хьюго?), случайно оказавшийся на пляже. У женщины, нервы которой и так на пределе, а психика расшатана до основания, происходит помутнение рассудка. Она проецирует на своего юного спасителя все образы разом — и мужчины-защитника, и любовника, и нерождённого сына.

В итоге Инесс творит чудовищные вещи, а жизнь каждого, кто встаёт на пути между нею и мальчиком, превращается в ад.

Жаль такую Инесс? Нет! Чем дальше, тем образ главной героини отталкивает всё больше и больше. То, что она делает и как себя ведёт, находится за пределами понимания здоровой психики. Но виновата ли она в этом? И чем эта — взрослая — Инесс отличается от девочки, которую так жаль на кадрах из детства, когда её унижает родная мать и травят сверстники? Ведь это один и тот же человек.

Казалось бы, капитан очевидность? Конечно, один и тот же! Просто ребёнок невинен, а взрослый сам решает, что делать. Но сам ли? И настолько ли взрослый всемогущ, чтобы победить все свои детские комплексы, простить всем обиды и т. д. Подсказка: вообще невсемогущ. Иначе не существовало бы профессии психолога, не было бы преступников и иных антисоциальных личностей.

-5

Человек — всегда человек, а не ребёнок, взрослый или старик

И что же делать, следуя этой логике? Погладить Инесс и ей подобных по голове и со словами «ты не виновата» позволить творить дичь дальше? Тоже нет. Но какой выход? Как всегда, утопичный, но я всё равно его озвучу: нужно не забывать, что человек — всегда человек: и в детстве, и во взрослом возрасте, и в старости.

Поясню:

Условно общество делится на три категории по возрасту: дети, взрослые и старики. При этом дети — это однозначное благо (за ними будущее и всё такое), взрослые — сборная солянка эмоций, а старики — это скорее отрицательное отношение. Да, возраст достоин уважения, да, мы их нежно любим и заботимся, но таблички «В утиль» и «Отжившие своё» перед глазами маячат всё равно.

-6

И такое разделение и отношение естественно: детям нужна помощь, взрослые сами решают и сами виноваты, а старики… ничто не вечно. Проблема в другом: опираясь на это дробление, мы часто забываем, что ребёнок + взрослый + старик = человек. В основе всегда человек, один и тот же биологический вид, чья жизнь проходит разные стадии.

  • Ребёнок — это маленький человек.
  • Взрослый — человек в расцвете сил.
  • Старик — пожилой человек.

Нам же свойственно застревать, зацикливать внимание только на одном состоянии — текущем. Мы не умеем соотносить ни себя, ни других людей со всеми этими тремя стадиями сразу. Вот лишь несколько ярких примеров:

  • Женщина, страстно желающая стать матерью, хочет ребёнка.

То есть маленькое беспомощное существо, о котором она будет заботиться и которое будет её любить. Редко кто из беременных думает: «Я приведу в мир нового человека, помогу ему вырасти здоровым и гармоничным. Он мне ничего не будет должен (подавать стакан воды, любить и уважать, быть похожим и т. д.), он не часть меня, он отдельный человек, который очень быстро вырастет и пойдёт своей дорогой. Я приму его любым, таково моё решение».

Хорошо, когда женщина оказывается мудрой и понимает всё это позже. Если этого не происходит и она продолжает зубами держаться за ребёнка… Последствия для обеих сторон вы и сами знаете.

  • Взрослый, который не уважает старость: презирает стариков, брезгует общаться с ними, вредит.

Воспринимая мир из текущей точки — взрослости — и не осознавая себя человеком (единым в трёх возрастах), такой индивидуум не понимает, что он сам — завтрашний старик. Что старость — это не какая-то болезнь для избранных или секта, или объединение людей с белыми волосами. Это стадия жизни, в том числе и его.

-7
  • Пример из самого фильма (осторожно, спойлеры!): когда Айнара — дочь Инесс — узнаёт, что Уго имел отношения с её матерью, она восклицает: «Как ты мог? Она же старая!»

То есть на первом месте не «о-боже-мой-это-же-моя-мама-какой-ужас», а упор на возраст. Девочка не соотносит себя с будущей взрослостью и старостью. Последствия — так называемые ошибки молодости — тоже перечислять не стоит. Они есть у каждого.

В этом и суть утопичности выхода из этой ситуации. То есть его нет.

Вместо вывода

А представляете, как могла бы измениться жизнь, если бы нас с детства воспитывали иначе: учили не просто уважать абстрактную старость, переводя бабушек — неведомых существ из мира болезней и немощи — через дорогу, а прививая понимание, что мы все — завтрашние бабушки и дедушки. Если бы женщин на курсах для будущих мам учили не только пеленать младенцев, но и принимать тот факт, что этим самым младенцем её чадо будет совсем недолго. Отдельные моменты взросления и воспитания тоже протекали бы легче, если бы взрослые помнили, что и они — вчерашние дети.

-8

Это всё, конечно, утопия, но кое-то сделать всё же возможно: быть добрее и внимательнее к людям. Вокруг вас — прежде всего люди. Не дети, взрослые или старики, а люди, и все достойны уважения одинаково, вне зависимости от возраста. И вы сами прежде всего человек — вчерашний ребёнок, завтрашний взрослый или старик.

Если бы у Инесс был чуть более терпеливый и понимающий муж, чуть менее капризная дочь, которую она родила бы не ради «хочу ребёнка», а сама женщина вместо ненависти к матери осознавала, что и она завтра может стать такой же беспомощной, потому что старость непредсказуема, столь трагичной истории не произошло бы. И речь уже не только о сериале.

© Лилия Сойер — редактор, писатель, читатель и в целом неплохой человек