Если вы часто летаете в самолётах, то наверняка частенько задумывались о том, насколько неудобно там всё устроено. Проходы между рядами узкие, места для ног совсем нет, а ряды кресел сами по себе стоят так, что вместо вида из окна весь полёт часто приходится любоваться куском пластиковой обшивки.
В то же время в кино мы почти всегда видим, как пассажиры авиалайнеров любуются в окошко видами без всяких помех, да и места у них обычно достаточно. В чём тут дело, где правда, а где ложь?
Кто решает, как в самолётах устанавливать кресла?
Когда авиастроительная компания, будь то признанные гиганты типа «Боинга», Airbus или компании «Бомбардье», «Эмбраера» или российские «Ту» или «Ил», выпускают новую модель самолёта, они представляют собственную концептуальную схему салона. К примеру, американский «Боинг» для своей модели 777 предлагает схему из трёх рядов по три блока сидений с расстоянием между ними в 82 сантиметра — считается, что так пассажирам будет достаточно комфортно, а если салон полупустой, пассажиры вдобавок могут сидеть с перерывами между собой.
Другое дело, что такие рекомендации соблюдаются крайне редко, а по факту — никогда. Авиакомпании не так важно разместить людей с комфортом, как извлечь из эксплуатации самолёта максимальную выгоду — поэтому в рассчитанный на 9 рядов салон могут впихнуть и 10, и даже 11: происходит оптимизация, в результате чего комфорт для пассажиров неизбежно снижается.
За счёт чего оптимизируется пространство и как это влияет на уровень комфорта?
У авиакомпаний есть два основных инструмента оптимизации. Во-первых, это расстояние между рядами кресел, а во-вторых — ширина собственно кресел.
- Например, если в 1998 году стандарт ширины между спинками сидений двух рядов составлял 86,4 сантиметра, то теперь это уже 78 сантиметров, а в экономическом классе и вовсе 71 сантиметр.
- Что касается ширины, то в «бизнесе» её пока не трогают, а вот в экономическом кресла «всхуднули» на 4 сантиметра, с 46 до 42 сантиметров.
Помимо снижения комфорта как такового, сокращение свободного пространства препятствует возможности принять безопасное положение в случае аварии. А ещё — на длинных рейсах — это может вызвать повышенное венозное тромбообразование, такие случаи уже отмечались в медицинской практике.
Безопасность: правила vs реальность
Компания, проводя оптимизацию, должна доказать, что её версия рассадки безопасна и салон авиалайнера может быть эвакуирован за 1,5 минуты даже в тех случаях, когда до половины аварийных выходов окажутся заблокированы. Для тестирования применяются как компьютерные модели, так и живые пассажиры (разумеется, реальные аварийные ситуации при этом никто не создаёт — обходятся максимально приближенными к реальности тренировками на земле).
По документам обычно всё чисто. Разумеется, в реальности ничего подобного нет; если, не дай бог, происходит авария, эвакуация занимает значительно больше, чем расчётные 90 секунд. И чем больше авиакомпании удастся «отрезать», тем больше потенциальное количество жертв — люди просто не успевают выбежать, а иногда даже оказываются не способны вылезти из узкого лаза между кресел.
Не будем также забывать и про психологический дискомфорт: помимо банальной клаустрофобии, сокращение «жизненного пространства» ценой установки пары лишних рядов кресел приводит к постоянным конфликтам из-за желания одного пассажира вздремнуть (для этого нужно откинуть спинку, а там сидит живой человек, которому тоже хочется лететь с комфортом) или случайных толчков. Поделать с этим ничего нельзя — тенденция к экономии на комфорте сейчас овладела всеми авиакомпаниями, и выбор сводится лишь к паре сантиметров. Приходится выходить из ситуации иначе — за счёт смекалки.
Как избежать дискомфорта во время длительных перелетов?
Чтобы свести к минимуму неприятные последствия чрезмерно тесной рассадки, можно:
- Время от времени вставать и разминаться — так вы снизите риск образования тромбов;
- Брать места у прохода — так вы сможете вытянуть ноги, а во время длительных перелетов такое место может стать единственным шансом их не протянуть;
- Берите места рядом с аварийными выходами и у туалетов — там обычно чуть-чуть просторнее.
Наконец, никто не позаботится о нашей безопасности, если мы сами о ней не позаботимся — лучше всего заблаговременно изучить инструкцию на случай аварии и узнать, где в салоне находится аварийный выход и как им пользоваться. Такое знание никогда не будет лишним, а в случае ЧП может спасти вам жизнь.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также: